Когда работа праздник!

 
С возрастом я всё чаще вспоминаю детство и события, которые никогда больше не повторятся. Одним из таких событий мне и  хотелось бы с вами поделиться.
И вовсе не потому, что оно очень важное, а потому, что многим незнакомо, а это хоть и небольшая, но всё же история нашей Российской глубинки.
Я выросла в небольшой мордовской деревне, где все друг-друга знали: вместе работали, вместе праздновали, вместе горевали. 
.
В те времена все большие работы делались сообща. Например: при постройке  дома или бани хозяин собирал « помощь». На « помощь» приходили  мужики, искусные в плотницком деле,  бабы – для подсобных работ и мы – детвора, поглазеть на происходящее. Это была наша школа жизни: наблюдая, мы, учились общению. Это были первые уроки труда, где мы начинали понимать, что только при совместной работе и отдача велика, и радость – через край! 
Основную работу  делали  плотники, что-то  измеряли, пилили, строгали.
Весело постукивали топоры, и пахло свежеструганными брёвнами. А хозяйка в это время готовила для всех угощение. Настроение было такое, словно во всей деревне был праздник! Вот на одном из таких « праздников» и мне  посчастливилось поработать.
В этом деле «помощь» собирали по очереди. Мы делали кизяки!
С утра пораньше, хозяин дома, с помощниками, начинал подготавливать площадку.
Кучи собранного за зиму навоза раскладывали по кругу, щедро пересыпая соломой и обильно поливая водой. Теперь всё это надо было хорошо перемесить.
Мужики, в кирзовых сапогах, держа под уздцы пару лошадей, водили их по кругу.
Ноги и людей и лошадей вязли в навозе, работа была не из лёгких, Но долго ли,  коротко ли, предварительная работа была сделана. Лошадей выводили, и к работе приступала босоногая деревенская детвора. 
Нам месить  было уже легче: навоз размяк, перемешался с соломой, и мы, увязая по колено, топтались в нём,  доводя месиво до нужной кондиции.
Закончив с этой работой, мы приступали к лепке кизяков. Их делали станками: это -  деревянный продолговатый прямоугольник без дна и с ручкой на одной из торцевых сторон. Взрослые  работали сразу двумя, а дети – одним.
Станок сначала обмакивали  в бочку с водой, а потом, лопатой, в него накладывали месиво, которое мы притаптывали ногами. Уплотненный навоз не вываливался из станка,
если, конечно, нести его аккуратно. Мы тащили своё «изделие» на поляну, где и выбивали в рядочек.
Работать было весело, мы бегали наперегонки, но к концу, уже, еле передвигались дрожали и руки и ноги. Усталость была большая, но была и радость, вся  поляна была в ровных рядочках из  наших кирпичиков! Навоз мы дорабатывали весь, до последнего шлепка, а потом гурьбой шли на речку – отмываться!
Запах, который исходил от нас, отмыть было невозможно, тем более, что в те времена, и мыла то ни у кого не было. Мы же были довольны и тем, что видимая грязь отлипала, руки, ноги становились чистыми, а после купания и половины усталости, как не бывало!
Возвращались мы, повеселевшими. А во дворе, уже, были накрыты длинные столы.
Чего там только не было! Мы садились, и начиналась трапеза! Теперь я уже и не вспомню названия всех блюд, но вкуснее той, деревенской еды, мне пробовать не приходилось. К утру усталость проходила и мы, собирались на «помощь» в следующем дворе. В солнечные дни кизяки высыхали быстро, и мы их переворачивали. По мере высыхания они становились лёгкими, и  для дальнейшего хранения, их складывали в пирамиды.
Как же хорошо они горели в печке: весело, с треском. Без них хозяйкам было не обойтись, а у меня в душе, навсегда осталась радость, и ощущение праздника, от самого прекрасного на свете труда, когда работают «Всем  Миром»! 



 
 


Рецензии