Автобайки. 4 - Сделай сам

Бедная Тойота, жаль ее до слез. Что она только не делает! Забирает назад проданные автомобили, платит за недоработки огромные штрафы, несет миллиардные убытки.

В наше время в Советском Союзе все было гораздо проще. Основной принципу был - «сделай сам». Т.е. то, что не довел до ума завод, доделают умелые руки владельцев машин. Не случайно прилагаемая к автомобилю книжка (руководство по эксплуатации) была такой толстой, будто написана для авторемонтной мастерской. То ли дело у иномарок: тут, в основном, объясняется, что означают разные показания на приборной панели. Еще полкниги посвящено правилам перевозки детей в салоне.

В то время на просторах нашей родины можно было часто увидеть на шоссе «Запорожцев» с приподнятым сзади капотом моторного отсека. Чтобы мотор с воздушным охлаждением не перегревался, старались увеличить его вентиляцию. Для этого достаточно было вставить под капот палку длиной сантиметров 30-40.

Перегрев часто приводил к серьезным неприятностям. Ведь корпус мотора был отлит из мягкого сплава, а шпильки, ввернутые в него и удерживающие головку двигателя – из высокопрочной закаленной стали. При высокой температуре корпус становился еще мягче, и шпильки вырывались из него «с мясом», срезая резьбу. Эта проблема не миновала и меня. Мне пришлось нарезать метчиком в корпусе резьбу большего диаметра (технари меня поймут), а в мастерской на нашей работе ребята выточили мне соответственно более толстые шпильки. А вскоре в магазине запчастей я вдруг обнаружил точно такие же толстые шпильки уже заводского изготовления, их продавали под вывеской «шпильки ремонтные»!

Проблемы были и с глушителем. Один раз, когда я с дочкой возвращался домой из Литвы, мы его чуть не потеряли на подъезде к столице. Тогда я понял, что пора решать дело кардинально, и купил у умельцев пару небольших глушителей из нержавейки. После этого о глушителе можно было просто забыть, он стал долговечнее, чем сама машина.

А один раз едем мы в Волгоград, и вдруг начинает стучать колесо – ослабевает крепление. Приходится останавливаться и подтягивать гайки, и так через каждый десяток километров. Там была очень ненадежная фиксация болтов, они со временем начинали проворачиваться. Мы долго мучились, пока не сообразили применить пружинную шайбу. Это сразу дало эффект.

Вероятно, мало кто знает, что возникшие когда-то трудности с покупкой теннисных мячиков, тоже были связаны с автомобилистами. Дело в том, что легковые машины широко использовались  и в сельской местности, на бездорожье, часто возили тяжелые грузы типа мешков с картошкой и т.п. Но подвеска для таких условий, особенно у «Жигулей» была слабовата. Чтобы ее сделать жестче, в каждую пружину вкладывали несколько теннисных мячиков (прекрасный сюжет для М.М. Задорного, еще раз иллюстрирующий удивительную изобретательность наших людей).

У «Москвича-2141» было немало своих проблем (эту  разработанную в Рено» модель не довели до кондиции, да плюс еще разные рационализаторы руку приложили в погоне за упрощением изготовления). Одна из них – тросик сцепления, который имел обыкновение постоянно рваться. Когда это со мной случилось за городом в первый раз, пришлось пилить до дома на второй передаче. После это я без запасного тросика никогда не ездил и мог заменить его за 10 минут. А причина была в том, что узел, где закреплялся верхний конец тросика, был недостаточно жестким. Я пытался с этим бороться, подкладывал туда разные палки. В конце концов знакомый мастер приварил мне в этом месте парочку небольших ребер  и все мучения прекратились навсегда.

Можно было бы еще долго рассказывать о том, как мы справлялись с проблемой морозов, чтобы утром завести стоявшую на улице машину хотя бы при температуре до минус 15 градусов.

Да, среди наших автовладельцев практически не было людей, не умеющих сменить лампочку.       

            


Рецензии