Дети и мультики

(с) Лоренца Лорензини.
Корректировка: Rewersi

Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией, которая постоянно показывается по телевидению. Дети отказываются от игры, забывают обо всем, лишь бы сидеть часами перед волшебной шкатулкой – телевизором. Этот феномен имеет непосредственное отношение и к детям из большинства стран. В некоторых странах даже есть специальные клиники, которые излечивают от привыкания к такому досугу. Многие родители радуются, что ребенок спокойно сидит у телевизора и не мешает. Некоторые проявляют любопытство: в чем причина такого внимания со стороны детей? Я же захотела и почувствовала себя обязанной изучить эту проблему, потому что занимаюсь исследованием глубинных психологических проблем. Я и преподаватель, и мать. Я начала свою работу на основании опыта, который мне представили мои дети: девочки пяти и семи лет и их подружки.
Сначала я стала рассматривать эту проблему с внешней
стороны, как она проявляется рациональным образом. Я
стала смотреть мультфильмы. Музыкальное оформление
каждого фильма хорошо ложится на слух, сразу захватывает зрителей. Эта музыка веселая, она вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей дублированы, как правило, взрослыми. Они говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Но получается фальшиво, неестественно. Далее я решила исследовать технику, использованную для построения картинки. Во всех мультфильмах персонажи имеют два основных момента: глаза и рот.
Сначала о глазах. Они большие, вытаращенные, в зрачках
искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На деле (?) глаза неподвижны (часто такое можно встретить – ред.). И эта неподвижность гипнотически захватывает. Она медленно выпивает того, кто смотрит на экран. Это особенно касается детей, которые ожидают от персонажа фантастических приключений.
Теперь несколько слов об изображении рта. Губы не нарисованы, рот движется ассиметрично, вместо улыбки
неестественная гримаса, свойственная больше дряхлому
старику, несмотря на то, что внешний вид персонажа
говорит о том, что это ребенок. Персонажи всех этих мультфильмов различны. Но все они могут быть классифицированы по следующим категориям: Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т. д.). - В этих персонажах имеет место искажение чувства человеческого действия, оно низводится до несуществующих форм.
2. Персонажи женского рода. (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - Это девочки живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Если это хорошие девочки, то они глубоко несчастны, так как на них обрушивается много неприятностей, им надо приносить себя в жертву, надо переносить фатальные несчастья. Некоторым приходится переодеваться в мужские платья, подтверждая таким образом свою женскую хрупкость. Эти девочки всегда побеждают. Но на самом деле мы видим постоянно повторяемое подчеркивание неудачи: радость задушена, непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает - Принесение себя в жертву, абсолютный альтруизм – вот что является правилом, которое необходимо уважать, согласно всем этим фильмам. Только тогда можно добиться счастья. Эта мысль проходит красной линией: необходимо принести себя в жертву ради счастья других.
3. Сюда относятся такие персонажи, как Гибернелло,
принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. Они являются
людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть
механическая, кто-то является родственником
инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура
чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы.
Там же, где они представляют нечто другое – они непобедимы. И по причине этой своей непобедимости им удается спасать себя и друзей в очень опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.
4. К этой категории относятся механические монстры,
роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. И он побеждает его не благодаря умной тактике, хитрости, стратегии или чему-то еще, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен только лишь униформироваться, быть подстриженным под общую гребенку, уважая при этом как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Я думаю, здесь очевиден тот факт, что ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное, оригинальное во всех своих проявлениях. Возникает вопрос: почему же ребенок так захвачен такой мультипликацией? И вот здесь необходимо сделать различие. Здоровый ребенок вначале заинтересовывается, в нем возникает естественное любопытство. Если же мы имеем дело с ребенком уже роботизированным, то такой ребенок буквально привязан к экрану, потому что там находится структура, которая ему абсолютно необходима. Роботизированный ребенок посредством этих картинок
осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого. Каждый ребенок смотрит мультфильм, естественно, с определенными эмоциями, он как бы входит в фильм, в его динамику. Но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным (касаемо большинства анимационной продукции – ред.). Видно, что он устал. Эти символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Чувство опустошения не способствует активному процессу обмена веществ, так как здесь имеет место сокращение действия, вплоть до символа, с потерей динамики. Ведь любой положительный символ ведет к зарядке действием, происходит обмен веществ с целью дальнейшего роста. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает имитировать свой любимый персонаж. Такая игра будет очень стереотипная, ребенок будет копировать жесты, манеру поведения. В такой игре не будет творческой новизны, свойственной здоровой игре. И если есть желание, то в это можно и нужно вмешаться. Так как ребенок, если только он не стал активным собирателем биомеханического устройства и этот механизм еще не заработал в нем самом, не использует сознательный побег в качестве защиты. Такие механизмы защиты свойственны взрослым. И тот взрослый, кто вмешается в эту ситуацию, сам должен быть аутентичным, должен быть солнечным в момент контакта с ребенком. Необходимо учитывать возраст ребенка. Если это малыш, верящий в то, что персонажи настоящие, ему надо показать и доказать во время просмотра мультфильма, что это изображение, полученное путем создания множества рисунков. Отталкиваясь от логики маленького ребенка, можно пригласить его "столкнуть" этот персонаж и показать, что на это должной реакции персонажа не будет. Это будет являться доказательством того, что персонаж нереальный, «невзаправдашний». Если ребенок старше, надо говорить с ним ясным языком. Надо сокрушить миф персонажа и самой истории, наглядным образом, доказав дефекты и, напротив, подняв цену реальной красоты. Необходимо подвести ребенка к пониманию того, что он оказался обманутым, ему надо показать, что эти придуманные истории и построенные образы посягнули на его собственную реальность и отобрали у него что-то.
Вспоминаю, как мне удалось сокрушить миф известной,
нашумевшей мультипликационной героини, девочки Кенди, такой красивой, благородной, сладкой, но такой
несчастной. Я показала детям, присутствующим на
просмотре, что то, что они видели не красота, а глупость,
отсутствие ума, поведение героини фальшиво. И все это
стало единственным источником всех ее бед и несчастий.
Надо сказать, дети прекрасно поняли все это.

Журнал: Психолог и Я. 1994. Декабрь. СПб. С. 4-5.
- - -
Комментарий от Rewersi:

Замечательно, да мало. Сокрушаться на счёт персонажей и продолжать показывать всякую муть детям – низкопробное занятие для психологов. Если браться за это дело основательнее, то надо оттаскивать детей от телевизора и не считаться с их желанием в адрес этого «злополучного ящика». Жить без телевизора здорово! – это и надо продемонстрировать на собственном примере, по возможности. Если человека уже затянуло в подобную трясину, то надо грамотно подобрать перспективу замены одной мультипликационной продукции на другую, всё более и более разумную. Хотя, если пациент глуп или даже чрезвычайно глуп, то это не поможет. Тут важнее будет подойти со стороны дозировки – как для наркоманов (равнозначность на лицо). Допускать просмотр с каждым разом меньше и реже. Человек, поглощённый чем-либо, становится рабом поглощающего объекта. Это касается больше детей, но так же относится и ко взрослым.

Дети, прилепившиеся к телевизору – феномен ясный и давно наблюдаемый. Это сродни одной из современных болезней, против которой есть противоядия, но не все знают, как ими пользоваться без вреда для пациентов. Когда был упомянут метод оттаскивания от экрана прочь, то не было сказано про ломку, возникающую от нехватки «наркотика», а она обязательно будет в этом случае. Для некоторых такой вариант может стать одним из лучших и пойдёт только на благо. Большинство мультфильмов забирают энергию и ничего не дают взамен; в следствии этого из-за внутренней пустоты возникает уныние и усталость. И есть меньшинство анимационных работ, которые даже заряжают и несут в себе много полезного. Конечно, хорошего мало, но оно есть и даже это «мало» не столь ущербно в общем потоке продукции. Оно было, есть и будет. Всегда есть авторы, которые делают что-то для людей и вкладывают в свой труд много разумного и действительно нужного, что зрителям надо будет увидеть и изучить поглубже. На продукцию подобного рода надо смотреть с точки зрения берёт-даёт. Если просмотр тратит энергию и втягивает в процесс путём гипноза, то от такой продукции надо отказаться; если наоборот, даёт, то важно разобраться в содержании и сложности восприятия содержания. Даёт или берёт – будет понятно без углубления в содержание, а возрастной ценз стоит определить сразу по выяснению первого параметра.  В нас есть тяга к изучению, её можно применить во благо или наоборот; выбирать нам. Оставаться в стороне разумно в некоторой мере, но если уж пришлось с этим столкнуться, то нельзя пропускать меж пальцев и пускать на самотёк то, что несёт в себе оба характера энергии, от чего могут пострадать другие, если этим явлением не займётся кто-либо, хорошо в нём разбирающийся и способный найти заложенный в нём положительный потенциал среди всей продукции такого рода. Наплевательское отношение ничем не улучшает жизнь, равнодушие разрушительно в корне. Если многие этим искусством затянуты в грязь, то надо знать, что предложить на замену из того же искусства, что сможет их вытянуть достаточно высоко наверх и дать толчок к развитию того хорошего в себе, что в них заложено.

Экспертиза анимации – дело тяжёлое и необходимое. Одним субъективным взглядом со стороны не обойдёшься и часто надо вникать в изучаемый предмет, чтобы хорошенько в нём разобраться.
- - -
Мнение на описываемую тему. Психолог Ита Минкина. (2015-й год)

В наше время - у кого компьютер, у кого телевизор - стали самыми настоящими бейбиситарами у маленьких (и взрослых) детей. Это дает развлечение, покой родителям на некоторое время, но это ли радость?
Если мы с вами будем говорить о развитии ребенка, то, что приносит ему настоящую радость - это то, что он сделал сам. чему-то научился. Мультики приучают его к пасивному удовольствию, это конечно, развлекает, но радость ли это?

Поиграть с мамой или бабушкой в какую-то игру, погулять, построить что-то самой, помочь в чем-то взрослым и почувствовать себя при этом "большой", - это пирносит ребенку радость, и не просто радость, а большее понимание и активное участие в жизни. Дети, которые в дестве активно учавствовали в жизни, дети, которых взрослые привлекали  участвовать по мере сил в их занятиях, а потом хвалили за это участие, такие дети, как правило, вырастали в активных взрослых.  Во взрослых, более уверенных в себе, уверенных в своих способностях и силах, потому, что с детского возраста у них была возможность их проявить! А у ребёнка, сидящего за компьютером какая возможность проявить свои таланты и способности? Сидеть, уткнувшись в экран?..
Настоящая радость для ребенка - это учавствовать в жизни семьи, чему-то учиться, чувствовать себя любимым и получать радость от общего дела - это радость, которая останется с ребенком на всю жизнь и всегда будет ему дорогим воспоминанием.

я хочу сказать не сколько слов о том, как отказывать ребенку. Маленькие дети в возрасте около трёх лет обычно очень упрямы. И не только в этом возрасте, но в три года - это такой, как бы, пик. Ребенок из малыша превращается в девочку или в мальчика и это превращение сопровождается упрямством. Для того, чтобы оставить за собой немножко личной свободы. Поэтому резкие и неожиданные родительские "НЕТ!" будут почти всегда сопровождаться истерикой. и дело тут не только в мультиках или в конфете, которую запретили, дело в ощущении небольшой свободы, которую хотел бы почувствовать ребенок. Конечно, это не значит, что надо ему ради этой свободы все разрешать.
Хотите знать, как отказывать, чтобы ребенок вас послушался? есть секретная фраза: "Еще немножко, и - хватит...". И дать ребенку - это немножко перед тем, как забрать/выключить\или увести с качелей. Чуть попривыкнув к этой форме ваших отказов, ребенок научиться принимать их спокойно. Еще пять минут, еще одно печенье, еще одна ложечка варенья - (и после этого - хватит) - это куда приятнее, чем сразу оборвать ему удовольствие... меньше плача и больше послушания.

(литературная редакция автора блога)


Рецензии