Известия, выбранные места из переписки с редакцией

Газета  «Известия», 2002 – 2007 гг., выбранные места.
 / Из материалов, подготовленных активным читателем /

   В клуб читателей «Известий» вступил, не помню при каких обстоятельствах. Запомнил только фамилии Л.Соколовой, Л.Тарасовой и А.Торбы, ответственных за работу с письмами читателей в то время (начало 2000-х). Несколько публи-каций – «Вам нравится жить в эпоху развитого постмодернизма?», «Сочинение хокку»,  … вызвали пару-тройку заинтересованных и часто любопытных откликов, которые  следуют за  исходным материалом. Для простоты и определённости фрагменты приводятся в хронологическом порядке.

1/  21 фев. 2002
 Сочинение хокку.

- Не получается у меня хокку, ну хоть убейте! - это двенадцатилетняя Дашка.
- Помоги Дашеньке, а то ей двойки не миновать - а это моя благоверная.
- Что за хокку такое? - отрываюсь от газеты.
- Хокку - классическое японское трехстишие, пейзажная зарисовка. Третий стих не-ожиданное, но логичное продолжение первых двух, - поясняет по школьной тетради старательная Дашка. - Число слогов в стихах должно быть 5-7-5. Вот пример. Япон-ский классик Боссе:
 На голой ветке/ Ворон сидит одиноко./ Осенний вечер.
- Ну и где же тут неожиданность? "Ворон сидит... Осенний вечер".
- Учительница сказала, что "Осенний вечер" - это очень сильный образ грусти и тоски автора.

Надо было срочно сочинять, потому что на кон был поставлен авторитет, достоинство главы семьи. Правда, ничего грустного на ум не приходило. Какие-то ласточки, стри-жи проносились перед умственным взором. Однако, может быть, вот так:

Глянь, ласточки взлет,
Свист крыльев на высоте.
Хочется в небо.

Все как надо, 5-7-5 слогов с неожиданным
         Хочется в небо
Дашка все пересчитала, уже открыла свою тетрадь, но немного погодя забракова-ла мое творение:
- Нет, папочка, твое трехстишие не может называться хокку, потому что в третьем стихе нет грусти и безысходности.

    Вот-те раз. Можно было оспорить отсутствие грусти в третьем стихе "Хочется в не-бо". Хочется, да не можется - грусть налицо. Правда, особой безысходности в этом прекраснодушном "Хочется в небо", пожалуй, не найти. Безысходность, безысход-ность... Промелькнули картины одиночного похода на Каракольские озера. Мокрый лесистый Алтай. Хорошо одному. Никто не канючит, иди себе и иди. Только вода чав-кает в ботинках. Два дня у цепочки озер. Вершины гор, снежники (белки - по-алтайски) - вот они рядом.
Сидишь себе на берегу озера в позе лотоса и сливаешься с ленивой водной гла-дью, с песком, с солнцем на закате. Одно плохо - заснуть невозможно. Кромешная тьма, шорохи, чавканье, хруст веток. То и дело хватаешься за топор, когда хруст - ну прямо в метре от палатки. И только под утро удается забыться. Проснулся - огромные медвежьи следы рядом с палаткой. Сразу стало ясно, про что должен быть хокку:

     Глянь, медвежий след
     У моей палатки.
     Конец мой близок.

        Получите безысходность в третьем стихе. Домашние неплохо восприняли мое творение, посмеялись беззлобно. Ребенок же честно переписал в свою тетрадь текст.
        Вечером после работы учиняю допрос:
- Ну, что учительница?
- А учительница подправила:
 
          Глянь, медвежий след
          У моего жилища.
          Молюсь я на ночь.
       
     А ведь неглупая учительница... С тех пор – молюсь я на ночь.

      2/ 12.03.02.

   Житейские истории.   Рубрику ведет Людмила СОКОЛОВА [reader@izvestia.ru]
   Конкурс ваших писем. По итогам прошлой недели приз - 500 рублей получает Л. ЛИСИНКЕР за письмо, опубликованное в рубрике "Почта: житейские истории" под заголовком "Сочинение хокку".  А что вы думаете об этом?

       3/ 17 янв 2003.
 
     Недаром главным культурным событием января 2003 г. стал выход второго, завер-шающего тома исторического труда Александра Солженицына "200 лет вместе: Россия и евреи".
    Книжка, разумеется, полезная. Но для кого? Больше всего позабавил дотошный ана-лиз процентного состава (сколько какой нации) руководящих инстанций России и СССР. Ревностное слежение за динамикой процесса с привлечением множества источ-ников, с пристрастным победительным комментарием. Все это очень любопытно спе-циалисту (историку, статистику, культурологу).
Но если бы автор увеличил срок своего исследования с 200 до 2000 лет, ему бы при-шлось считать процент евреев среди двенадцати апостолов.
    Ему кажется, что он схватил Бога за бороду. Он искренне хочет, чтобы было как лучше. Он говорит, что этой книгой протягивает руку. Дай Бог, чтобы так оно и было.

    
     4/ 06 апр 2003. По поводу празднования 300-летия Петербурга:

             Без гордости мы - картошка
   
    Однажды моя жена побывала в Мариинском театре в Питере. Когда у нас в азиат-ской Сибири, рядом с Китаем, она рассказывает об этом театре, о внутреннем его уб-ранстве, о роскоши, золоте, глаза ее загораются гордостью за это чудо, за причаст-ность к этому чуду.
- А как же, - говорит она, - это чудо сотворил мой народ. А значит, это и меня возвы-шает.
Вот так. А без такой гордости мы все рассыпаемся - как картошка из дырявого мешка.
    Вы, дорогие ленинградцы, петербуржцы, празднуйте, отмечайте, а мы здесь, в Ново-сибирске, тоже будем отмечать, но поскромнее, конечно. Но в случае чего вас госте-приимно примем. И 110 лет - дата неплохая.

    5/ 29 августа 2003.
      ОСОБОЕ МНЕНИЕ.   Душевный разговор рентабельней ракет

...Может, и в России что-то путное сыщется для перенимания и для экспорта, помимо газа, нефти и ракет?
    Если припомнить аксиомы китайской практики Цигун, то человек - это тело, энер-гия, душа. Зайдите в любой супермаркет и вы увидите сотни, тысячи разного пошиба сверточков с пищей для тела и поднятия энергии. Явная избыточность! А вот что-нибудь для души у вас не найдется, мистер предприниматель? "Как это?" - спросит он. И не поймет, за что клиент готов отстегнуть энную сумму...
    Ведь для чего живем? Для радости. А иначе зачем это все? Главная радость - это общение в своей компании (Компании). Но не у каждого есть своя компания (Компа-ния). И если мы изо всех сил движемся к рынку, то почему бы не предложить те или иные формы общения близких по духу людей, не исключая определенной коммерче-ской отдачи?
    И, глядишь, лет через -надцать маленькие клубы досуга транснациональной корпо-рации "Ноосфера" (нормальное, думается, название) из России через русскоговорящие диаспоры Америки, Европы, Австралии потихоньку станут модными на других конти-нентах. Вот цель, которую есть смысл ставить. Потому что не только тело жаждет пи-щи, но и такая субстанция, как душа. И за пищу духовную в небольшой компании (Компании) рано или поздно, но будут платить. И, поверьте, очень прилично платить.

Душа - не испарина крови, 
Не призрак, готовый взлететь 
Сдвигай к переносице брови
 
В попытке ее разглядеть. 
Незримая - все же реальней, 
Чем куст у тебя за спиной /
Неслышная - все же печальней, 
Чем ветер осенний ночной .

Прекраснее нет пережитка,
Печальнее и веселей.
 Вся лирика  только попытка
 Дать определение ей.

       Здесь столько прямых попаданий,
       Что тянет добавить своё.
       ДОБРО СОВЕРШЁННОЕ В ТАЙНЕ –
       Вот смысл сокровенный её.
(А.Кушнер)
 

    А ставить перед собой вопросы типа:
"Чему стоит учиться у иностранцев, чему мы уже у них научились?"
   ...Мелковато как-то. Меня не вдохновляет. Упор надо делать на то, в чем мы сильны. Ну нет у нас японской аккуратности. Никогда мы не сможем дать нашей электронике 25 лет гарантии. В принципе никогда.
  А насчет духа, души - тут можно и потягаться с некоторыми.

6/ 2 дек 2003

Деньги все-таки пахнут.  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 
   С неприятным чувством прочитал в колонке обозревателя Ирины Петровской, как какой-то турок дал русским девушкам - участницам телешоу "Голод" 2 евро на по-хлебку в забегаловке на окраине Берлина ("Опера нищих", 29.11.2003). Ну куда ниже падать?
    Отобрать 12 молодых, здоровых попрошаек из России и привезти их не куда-нибудь, а именно в Германию. Воистину "гениальная" идея.
Дядьки мои воевали в Великую Отечественную с фашистами и пришли победителями в этот самый Берлин (а кто и не дошел). А сейчас, значит, парни и девушки из России просят у потомков побежденных: "Подайте Христа ради..." Не стыдно, господа созда-тели передачи?
    Понимаю, жестокая конкуренция на телевидении. Надо выпрыгнуть из кожи, чтобы обойти конкурента. Но не до такой же степени...

7/ 24 дек 2003.   Президент, порадуй кондуктора!
 
   Если бы я баллотировался в президенты России, то в одном из первых пунктов своей программы объявил бы об ОТМЕНЕ бесплатного проезда для пенсионеров во всех ви-дах общественного транспорта.
   В муниципальных автобусах, троллейбусах, трамваях кондукторы, не заинтересо-ванные в льготниках, создают атмосферу нетерпимости вокруг них: "Эти бабушки и дедушки уже достали! Сидели бы дома, так нет же, шастают туда-сюда... А кто будет делать план?!".
   Я уже не говорю о том, что пожилые люди вынуждены высматривать в лютую стужу казенный транспорт по полчаса, а мимо них каждые полторы-две минуты проскакива-ют коммерческие автобусы с гордой табличкой: "Льгот нет!" Дескать, "по будним дням не подаем". Пенсионер становится чужым на празднике жизни. Ему то и дело на-поминают: "Мы тебя содержим из жалости, любезный".
   Так почему бы не оформить эти льготы пенсионерам начислением конкретной де-нежной суммы в виде ДОРОЖНОЙ НАДБАВКИ к пенсии? Чтоб каждому было ясно: вот, собственно, моя пенсия, а вот дорожная надбавка в сумме, предположим, 400 руб-лей, чтобы я мог рассчитаться и в коммерческом автобусе или маршрутке, и в казен-ном троллейбусе. И тогда встающая в 5 утра кондукторша "будет иметь с меня" план, а доброжелательности в транспорте и вообще в жизни прибавится. Заметьте, дополни-тельных средств для этого не потребуется вообще. Просто льготы придут не "в целом", а к конкретному их потребителю.
    Я безвозмездно дарю эту нехитрую идею любому из конкурирующих претендентов и обещаю за него проголосовать 14 марта 2004г. И надеюсь, что меня поддержат 75-80% пенсионеров. А это очень, очень много.




8/ 26 апр 2004.
     Страна развитого постмодернизма

    Начало 90-х. Времена меняются. Модным словом в литературной и иной критике становится "постмодернизм". Что это такое, никто не пытался объяснить, но суть была понятна.
   Ни к чему не относиться серьезно. Не искать истины и совершенства. Не стремиться к недостижимому. Все возможное уже состоялось в истории и в культуре человечест-ва. Повторять. Варьировать. Быть искушенным. Романтическая искренность интона-ции - смешна. Откровение - отталкивает и пугает. Займемся низанием бисера, плетени-ем завитушек из фраз. Будем сами себя раскручивать.
   Поэзия - не духовный подвиг, а "бизнес". Поэт (художник) - не пророк и мученик, а человек, который "сделал себя сам".Постмодерн низводит творчество до постоянного перепева и стеба над культурными достижениями предшествующих эпох.
   Эпоха постмодерна - это когда все переворачивается. Когда в КВН пародируют па-родистов. Когда в шоу более трех недель видишь одни и те же слоняющиеся, обал-девшие от оплаченного безделья физиономии двадцатилетних парней и девушек, каж-дый из которых жаждет выиграть 12 кг золота. Как и кого надо объегорить, чтобы вы-хватить этот клад, не совсем понятно, но это и не суть важно, потому как чужое дело - не наше дело.
   Суета сует.
   Это эпоха постмодерна. Все уже было, нет ничего нового, остается только цитиро-вать определенный набор авторов, ну, может быть, чуть-чуть искажая первоисточник.
   Известный американский критик Ихаб Хассан, давая одну из самых четких характе-ристик постмодерна, называет ряд его признаков: фрагментарность; поверхностность, отсутствие психологических и символических глубин; положительная ирония, утвер-ждающая плюралистическую вселенную; смешение жанров, высокого и низкого; теат-ральность, работа на публику, обязательный учет аудитории.  Любой порядок, общ-ность, сознательное творческое усилие отвергаются человеком постмодерна как наси-лие, репрессия, от которых он стремится освободиться.
    Вам нравится жить в эпоху постмодернизма?

9/ 28 апр 2004
    Отклик на заметку от 26 апр 2004

По фигу. В смысле - постмодернизм.
  Прекрасный текст написал читатель Л. Лисинкер ("Страна развитого постмодерниз-ма", 26.04.2004). Его хочется цитировать и цитировать, но ограничимся малым.
   "Постмодерн низводит творчество до постоянного перепева и стеба над культурны-ми достижениями предшествующих эпох".   Очень точно.
    Термин "постмодернизм", появившийся в литературной критике, стал со временем определять уже не только направление в искусстве, но целое явление в культуре, образ мышления и стиль жизни с небезосновательными претензиями даже на национальную идею.Ведь национальную идею не обязательно формулировать и даже высказывать. Важно, чтобы она одинаково понималась в разных слоях общества.
    И эта идея существует достаточно давно, нося разные названия: "все до лампочки", "по фигу" и т.д. Но образованную, продвинутую часть общества эти термины отталки-вали своей прямотой, а "постмодернизм" - это звучит. А ведь выращивали эту игру в бисер, лелеяли и расширяли круги искушенных снобов, высмеивали и замалчивали тех, кто понимает работу в сфере искусства как служение, называли гениями и раскру-чивали иронистов, принимали в элиту лишь своих, апеллировали к легкому успеху.
    А пуще всего веру изводили. Философию нашли: релятивизм, агностицизм, по-стхристианство. И что же? "Те рыбаки с пастухами Евангелие сотворили, / где ваша Книга, постхристиане?" (А. Вознесенский).
А зачем Книга? Кому она нужна - народу, что ли?
    Пипл постмодерн еще так хавает. А мы, постмодернисты, стрижем дивиденды с оного явления. В этом и состоит наше единство, наша национальная идея.
        Георгий ТРУБНИКОВ [gtrubnik.narod.ru]

10/ 11 авг 2004
Во что стоит верить сегодня ?

    Во что стоит верить сегодня? Я говорю не о тех, кто нашел дорогу к Храму. Я - о де-сятках миллионов неагрессивных атеистов, у которых стремление приобщиться к Вы-сокому, найти опору для Души есть, но они не вписываются в религиозные каноны. Что же им остается? Мировая культура, которая, кстати, связана с религией тысячами нитей.
   У поразительно современного поэта Осипа Мандельштама есть стихотворение, где прорыв в религиозность происходит через языковую стихию:

"Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
 "Господи!" - сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать".

Как вам эта картина?! Ведь и с нами подобная проговорка случается почти каж-дый день. И, выходит, каждый день мы вольно или невольно прикасаемся к Божест-венному. Здорово, да?!    А вот еще его строки:

"И опять к равнодушной отчизне
Дикой уткой взовьется упрек, -
Я участвую в сумрачной жизни,
 Где один к одному одинок!...

   Вот куда имеет смысл устремлять все свои силы. Отстраниться раз и навсегда от бес-смысленных глобальных проблем, решение коих есть тщета и суета, потому как не в наших силах предотвратить наскок "Титаника" на роковую льдину, если к этому скло-няют звезды.
   Но в наших силах все свободное время посвятить созданию достойной атмосферы общения маленькой компании, куда мы можем приходить с тем, что нашли в мировой культуре, в русской культуре. Что нам дорого и, мы надеемся, будет дорого несколь-ким нашим друзьям.

11/ 19 окт 2004

Прикольная идентичность
  В интереснейшей статье Юрия Черного "Всемирная паутина как проявление постмо-дернизма", 02.10.2004) верно замечено, что задача современного человека в России - сохранить в меняющемся мире собственную идентичность.
   Национальная идентичность предполагает, выражаясь по-старомодному, "любовь к отеческим гробам". И тут неизбежно столкновение с постмодернистским подходом, который основан на фундаментальном недоверии к традиционным объяснениям-оправданиям существующей истории, религии, культуры народа.
   Главная черта мировоззрения постмодерниста - плюрализм, неопределенность, иро-ния и симуляция. То, что на подростковом уровне зовется "приколом". Современному приколисту-постмодернисту хоть подросткового, хоть преклонного возраста собст-венная идентичность глубоко безразлична.
   Постмодернизм - это одно из следствий глобализации. Сегодня движение знаний, услуг, товаров не имеет границ. Вся развлекательная индустрия России находится под сильнейшим влиянием Запада и активно пропагандирует его стандарты образа жизни.
   Разумеется, полностью отгородиться от этого влияния не получится, но чуть умерить пропорции не мешало бы. Иначе утрата национальной идентичности неизбежна.

12/ 28 окт 2004
Вода живая и мертвая.

   Сегодня модно бояться глобализации.
Инженер Л. Лисинкер ("Прикольная идентичность", 20.10.2004) предупреждает: глобализация приводит к утрате национальной идентичности. 

По-моему, глобализация, как и всякий природный процесс, глубоко противоречи-ва. Эта ее внутренняя напряженность и пробуждает ту энергию, которая позволяет ох-ватить весь земной шар.
   Глобализация - это "мертвая вода". Она сращивает разодранное религиозной, нацио-нальной и всеми другими видами розни тело человечества воедино.
   Потом это сросшееся тело надо будет полить "живой водой", чтобы единое челове-чество воскресло для новой, светлой жизни. Что это за "живая вода"? Это Культура - та истинная, великая, высокая Культура, в которой одной синтезированы духовные бо-гатства, выработанные человечеством. Культура - как единственное достояние и при-бежище человека в наше бесчеловечное время.

   Глобализация соединит мир воедино, а Красота спасет его.

   Что же касается "национальной идентичности"... Когда неуспешный россиянин смот-рит на успешного китайца, он видит, что у него по сравнению с китайцем чего-то "не хватает". Он думает, что не хватает "национальной идентичности". На самом деле не хватает ума. Не потому, что его нет, просто нет привычки браться за ум, прежде чем приниматься за великие дела. А может быть, в отсутствии этой привычки и кроется "национальная идентичность великоросса"?
АРКАДИЙ КОРСУНОВСКИЙ, предприниматель, Пятигорск   / barsenal@nm.ru ]

13/ 13 авг 2005
Мысли по поводу.   Невесомая, словно тень

    Как интересно. Знал, что академик Ж. Алферов получил премию "Глобальная энер-гия" ($1млн), но то, что он же и председатель комитета по этой премии - это подсказка обозревателя Сергея Лескова ("Интеллигенция без шляпы", 21.07.2005). Нравственная нестыковочка. Разумеется, присуждать самому себе премию - не есть хорошо. Интел-лигентность тут и в микроскоп не обнаруживается. Но - оступился человек, или, как раньше люди говорили, бес попутал.
    Мало кому в современной России удается держать должную высоту моральной планки, когда вокруг толкуют только о деньгах. Понятно, что интеллигентность - ус-таревшее понятие сегодня. Но некоторые продолжают дорожить этим качеством. И ко-гда совершают что-то недостойное интеллигента (присуждение самому себе премии, подпись подметного письма на человека за решеткой и т.п.), казнятся и рвут из себя куски. "Ах, как же я мог?! Но этого больше не повторится!" - кричат они, но не на лю-дях, а, например, в лесу.
    И тут мне на глаза попадаются стихи новосибирского автора Е. Данильченковой. Там и про лес, и про грусть-тоску, правда, на тему исчезающей любви:

"Не кричи в лесу, не кричи,/
Только зря тишину пугаешь./
 Непотерянное не ищи,/
А не то - и впрямь потеряешь./
Уходящего лета день,/
Прополоскано небо в синьке,/
Невесомая, словно тень,/
На лицо легла паутинка./
Я тебе показать боюсь/
И скрываю под сенью веток,/
Что в глазах моих стынет грусть,/
Словно отзвук бабьего лета".

   Тут про любовь исчезающую, а мы - про интеллигентность исчезающую. Процессы исчезновения и того, и другого практически тождественны. Кто знает, может, эти бес-хитростные строки помогут некоторым пока не оступившимся интеллигентам. Потому как интеллигентность, невесомая, словно тень, оказывается, может исчезать, как ухо-дящего лета день. Что и наблюдается весьма часто.

14/ 14 фев 2006
Мысли по поводу.   Стыдно жить на подачки, имея миллиарды

    С большим удивлением узнал, что интернет-центры при библиотеках Новосибирска существовали сначала на деньги незабвенного Дж. Сороса, а сегодня существуют на деньги все тех же западных благодетелей. Это можно было бы понять, если бы в Рос-сии была, например, военная обстановка.
Но если в 2005 году правительство каждый месяц откладывало в Стабилизацион-ный фонд миллиарды долларов, то, как мне представляется, было бы правильно $0,5 млрд в месяц предоставлять на такое благое дело, как оборудование и обслуживание интернет-центров при любой городской библиотеке.
Неужели министр Кудрин усмотрит в этом опасность инфляционного роста в Рос-сии? Стыдно, право слово, десятками лет числиться в ранге слабо развитых стран и терпеть благожелательные подачки наших западных друзей.

15/ 19 июля 2007
               
           Обратная связь. Читатель – газете. Хамство правит бал

    Ирина Петровская в своем телеобзоре ("Известия" N 112 от 29.06.2007) не заметила последней передачи Владимира Соловьева "К барьеру!", где дуэлянтами выступили Михаил Барщевский и Владимир Жириновский.
   Барщевский задался целью показать всем клоунскую сущность политика Жириновского.
    Не получилось. И Соловьев, и Барщевский были затянуты в несмолкающий тайфун Жириновского. Приняли и честно копировали его манеру поведения - наглую, беспар-донную, но, как видно, наиболее сегодня востребованную.
    Два доктора наук, состоящие на высоких государственных постах, лаются как соба-ки, разве что не матерятся. Смотрим мы эту "полемику" и оторопь берет:
стыдоба-то какая!
      Думаю, это просто непрофессионализм ведущего передачи и его помощников. Раз-ве трудно продумать правила поведения спорщиков? Найти и техническое решение, которое даст возможность ведущему нажатием кнопки отключать звук у зарвавшегося дуэлянта? Но гораздо хуже то, что ничего на TВ не изменится и править бал будет продолжать беспардонное хамство.
   
E-mail:    lisinkerls@mail.ru    / Новосибирск /


Рецензии