Две мадонны
С некоторых пор я заметил, что в разговоре собеседник с нетерпением ждёт, когда ему можно будет вставить словечко, если инициатива разговора исходит от меня. Это, как в танце, кто-то ведёт, но ведом-ый(-ая) интенсивно участвует в процессе. Исходя из такой доступной житейской модели, может и наши заметки должны ориентироваться на моментальную реакцию читателя, слушателя. А тут и цитата соответствующая на глаза попалась:
“автор пишет только половину текста: вторую половину пи-шет читатель”.
Речь в этих заметках пойдёт об актуальном искусстве.
Обозреватель «Известий» Марина Давыдова в одном из своих обзоров обмолвилась, что, дескать, она терпеть не может некоего театрального режиссёра, но чего у него не от-нимешь, так это АКТУАЛЬНОСТЬ, то-бишь, жгучую современность его театрального стиля.
Зададимся вопросом, в чём остоит АКТУАЛЬНОСТЬ, жгучая современность худож-ника. (это был 2005-й год!). Я бы ответил так: в предельной внимательности к самым заметным тогда публичным фигурам современности: Бен Ладен, шахиды, Буш, Путин и т.п.
Рис.1 Коллаж группы «Синие носы» в 2005-м году. / Бен Ладен, Буш,Путин /
Известная в Новосибирске (а также в европейских городах и Москве участием в вы-
ставках в течение ряда лет) группа художников «Синие носы» под знаком самой что ни на есть жгучей актуальности выступала тогда с коллажем, где фигурируют Путин, Буш, Бен Ладен. Нам нет дела до техники создания подобного творения, хотя внимательный чита-тель (зритель) заметит, что художники разделись до плавок, заняли позицию на кушетке и придерживают правой рукой вырезанные из картона изображения политических деяте-лей.
Вот, собственно, и всё разоблачение этой репризы. Имеет она право на существова-ние? Да, разумеется. Остроумная замечательная штучка.
Гораздо более мрачное впечатление оставляет фото известного авангардного худож-ника из проекта «Мадонна с младенцами» Олега Кулика. О.Кулик демонстрирует фото-графию женщины-шахидки.
Рис.2 Мадонна с младенцами (2004). Олег Кулик.
На фотографии молодая женщина с поясом шахида в кресле полудремлет, откинув голову. Младенцы – это, стало быть, несколько взрывопакетов в кармашках её пояса, ко-торые разнесут её и окружающих в клочья. Вот вам и мадонна, как вестник смерти.
Фотография эта была представлена обозревателем "Известий" в 2005-м году.
А от чего отталкивается О.Кулик? Разумеется, от классики. Рафаэлева мадонна – вестник жизни, а О.Кулик фиксирует, увы, женщина может и перечеркнуть замысел природы.
Но чтоб художник шахидкой заинтересовался и именно её представил публике, как самое важное для современности художественное событие, для этого должны быть объ-ективные причины. И они, разумеется, есть, даже если мы не в состоянии их сколько-нибудь чётко обозначить.
Доводилось слышать от художников, что никакой перформанс, инсталляция не может идти в сравнение по воздействию на общество с актом подрыва себя шахидом. А художники ревнивы к чужой славе и не успокоятся, пока не найдут, что же этому противопоставить.
Вот те несколько соображений, которыми хочется поделиться с читателем. Важней-шее из которых тот печальный вывод о беспомощности современного актуального икус-ства перед явлением жестокого безжалостного оскала современности, когда ты и твои дети – песчинки, которые в любую минуту могут быть сметены то ли террористами то ли шахидами, у которых свои высокие цели.
Короче, женщина-шахидка О.Кулика – это и есть Красота, которая спасёт мир. Наглядный пример того, как всё смешалось в нашем доме. И получается, что искусство – настолько существенная часть нашей жизни, что просто боязно отдавать её на откуп актуальным художникам.
И вспомним: “автор пишет только половину текста: вторую половину пишет читатель”.
А для зачина предложим два варианта начального абзаца для второй половины текста:
а) Извините, уважаемый автор, но вы никак не осветили выбранную вами тему: «ак-туальное искусство». А вывод насчёт «боязно отдавать искусство на откуп актуальным художникам», вообще не выдерживает никакой критики. Актуальный художник заострён на попытке создать принципиально новое. Он делает десятки-сотни попыток, из которых, может быть, одна-две попытки имеют шанс стать интересными. Это нормально.
б) Уважаемый автор, вы наглядно и зримо совместили двух ма-донн. Но, слава Богу, это не есть факт, что женщина-шахидка - чёрная метка, которую ХХI век вручает всему человечеству.
Это всё-таки, исключение, которое подтверждает правило:
ЖЕНЩИНА - ВЕСТНИК ЖИЗНИ.
/ ну, просто очень хочется, чтобы был оптимистичный финал /
Л.Лисинкер, Новосибирск, lisinkerls@mail.ru
Свидетельство о публикации №110080503712
Ласло 02.09.2010 17:00 Заявить о нарушении