Инструкция для вратаря. Хандке - одним файлом

инструкция для вратаря – последний киносеанс  – невыполненный заказ – несыгранный матч – совершается так – две породы читателей

=========================================

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВРАТАРЯ

созревший блестящий гладкий каштан срывается с ветки встреча с мокрым асфальтом кажется неминуемой но в последний момент беглец передумывает и возвращается обратно

глядя на местность поражаешься ее сходству с картой которую держишь в руках хотя у них нет ничего общего за исключением того что карту ты купил в городе а местность эта расположена за его пределами

всего интереснее фильмы которые никто не досматривает до конца ведь никто не знает чем они заканчиваются а в мире осталось так мало тайн что эта несмотря на свою банальность выглядит ужасающей

бывает что все вещи в гостиничном номере начинают кричать лезут в глаза расползаются по всему телу невыносимый зуд избавиться от которого помогает девушка случайно оказавшаяся в твоей постели ты душишь ее а затем надеваешь перчатки и выходишь на улицу мимо проезжает жандарм на велосипеде странные привычки у этих жандармов думаешь ты про себя но жандарм уже далеко и до твоих мыслей ему нет никакого дела

забавно увидеть покойника выставленного в витрине магазина похоронных принадлежностей вместе с гробом из которого его то ли забыли вынуть то ли нарочно положили туда скорее всего последнее и в этом нет ничего забавного ведь может оказаться что гроб продают вместе с покойником и если тебе нужен только гроб то чтобы похоронить купленного в придачу покойника придется купить еще один гроб вместе с покойником и так далее до бесконечности что и говорить те нарекания которые вызывают у здравомыслящих людей приемы торговцев и оформителей витрин вполне обоснованны

когда оказываешься один на один с незнакомцем в переулке освещенном единственным фонарем давно уже неисправным то главное приметить на какую ногу он перенесет вес своего тела и затем ловко обойти его с другой стороны поскольку здесь расстояние от плеча незнакомца до забора будет на несколько сантиметров больше а в таких ситуациях не следует пренебрегать мелочами

если вам доведется стоять в воротах когда судья назначит одиннадцатиметровый то не вздумайте покидать их вам все равно далеко не уйти закройте глаза и оставайтесь на месте вот увидите игрок смущенный вашей неподвижностью неожиданно для вас и себя самого пошлет мяч прямо вам в руки

_____________________________________________
     «Вратарь в ярко-желтом пуловере стоял совершенно неподвижно, и игрок, бивший одиннадцатиметровый, послал мяч прямо ему в руки». – П. Хандке. Страх вратаря перед одиннадцатиметровым.


ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС

перелистываешь рассеянно журналы в кафе а затем подняв голову видишь на улице пару американских туристов и не сразу соображаешь что видел их минуту назад у стойки поднимаешься и возвращаешь журналы туда где им и место а пожилая пара скрывается из виду что вполне объяснимо ведь ты отошел от окна вглубь помещения потому что они тебе безразличны

кладешь на блюдечко деньги просто так без всякого умысла как и живешь без умысла и тебе возвращают сдачу тоже ничего не имея в виду но проворно что тебя удивляет проворство без умысла наводит на размышления но тебе не до них забираешь деньги и уходишь так и не взяв билета а на улице дождь все тот же под которым ты вымок еще утром когда раздумывал идти в кино или нет

есть дни субботние есть пятничные четверговые средовые вторничные понедельничные и конечно же воскресные вот эти последние хороши тем что можно пойти на гонки бокс или футбол так же как и во все остальные дни что придает им особую прелесть и выделяет их из череды самых обычных дней

попробуй остановить полицейского крикнув ему что-то невнятное а когда он переспросит знаком пригласи его подойти и лишь после этого продолжай свой путь пока не встретишь старинного приятеля который попросит в долг до Нового года и это выведет тебя из столбняка вызванного приветствием полицейского который прошел мимо так и не выяснив что ты хотел ему сообщить

_______________________________________
      «Если не считать американской четы, он был единственным посетителем в буфете». – П. Хандке. «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым».


НЕВЫПОЛНЕННЫЙ ЗАКАЗ

у входа в конференц-зал он встречает коллегу которую не видел лет десять и приглашает ее в бар поговорить вспомнить прошлое и хотя подошло время ее выступления она остается с ним не сожалея об упущенной возможности тем более что когда он выходит на минутку чтобы узнать скоро ли начнется его выступление она удерживает его прикасаясь к его руке и он остается с ней думая о чем-то своем

в укромном месте на широкой площади к нему подходит некто и требует денег он оглядывается по сторонам и достает из нагрудного кармана бумажник в котором как он знает ничего нет в это время солнце скрывается за облаком и на площади делается совсем темно он кладет бумажник обратно в карман брюк прикидывая сколько минут нужно полицейскому чтобы пересечь площадь давно уже залитую ярким светом прожекторов

взяв билет контролер направляет взгляд куда-то через его плечо и он понимает что пришел слишком рано быстро поворачивается и идет в кинозал где на экране уже заканчивается реклама потом наступает долгая пауза для того чтобы опоздавшие могли с удобством покинуть зал что он и делает оставив в специальном держателе рядом с подлокотником большой картонный стакан с выдохшейся колой

решив что ему необходимо подкрепиться он усаживается за столик а когда выясняется что это столик торговки сувенирами покупает у нее парочку безделушек но потом передумав все же заказывает рыбу и не дождавшись когда ее принесут переходит дорогу и входит в кафе откуда ему удобно наблюдать за торговкой отсчитывающей сдачу которую он так и не взял

__________________________________
      «На улице он встретил знакомого, тот попросил денег». – П. Хандке. «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым».


НЕСЫГРАННЫЙ МАТЧ

все вещи взаимосвязаны и чайник обязательно стоит на плите или на столе или валяется на полу рядом с трупом девушки которую задушил некто в черных перчатках надетых уже после совершенного им преступления сообщение о котором поспешно вносится в полицейские сводки хотя следователь еще не начал осмотр места преступления и не отметил отсутствие чайника на полу на плите и на столе

в драку ввязаться легко а вот прекратить ее трудно нет времени на предложение перемирия на то чтобы отдышаться почистить костюм если уж ввязался в драку дерись до конца особенно если эту драку тебе навязали тут уж успевай только увертываться и бить пока тебя самого не собьют с ног что впрочем и к лучшему потому что кладет конец драке ведь лежачего не бьют ждут когда он встанет отряхнется почистит костюм вот тогда можно и продолжать драка вроде болота увязнув выбраться нелегко а иной раз и вообще невозможно

подходишь к своему дому и слышишь как в комнате звонит телефон одну руку просовываешь в открытое окно и снимаешь трубку другой в это время достаешь ключ отпираешь замок входишь осматриваешься убеждаешься что в доме никого нет и начинаешь собирать самое ценное не прерывая разговора с дежурным в полицейском участке которому ты позвонил чтобы шепотом сообщить о грабителе только что проникшем в твой дом

раздается свисток и команды выбегают на поле чтобы начать матч перенесенный на следующий день но так и не состоявшийся по причине плохой погоды

мяч пересек линию под взглядом вратаря заинтересованно следившим за кем-то на ближайшей трибуне хотя тому явно не было дела до мяча закатившегося в угол

_______________________________________
      «В Пратере он ввязался в драку». – П. Хандке. «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым».


СОВЕРШАЕТСЯ ТАК

ограбление совершается так выбираешь вещи стоящие на самых верхних полках и пока продавщица возится со стремянкой открываешь кассу и выгребаешь мелочь бросаешь ее на пол и ждешь когда она услышит звон и спустится с лесенки чтобы подобрать монеты раскатившиеся по всем полу тем временем ты обходишь прилавок взбираешься на стремянку и не спеша складываешь в сумку приглянувшиеся тебе вещи из тех что стоят на верхних полках когда за тобой закрывается дверь продавщица все еще стоит на коленях и не может увидеть тебя со спины это важно чтобы никто не видел твой спины твоего лица и не слышал твоего голоса

игра в теннис происходит так для начала ты определяешь место на корте куда пошлет мяч противник и делаешь вид что перемещаешься в этот угол заметив твое перемещение противник скорее всего изменит свое намерение ничего тебе об этом не сообщив и тебе придется самому гадать каким будет это изменение но за правильность догадки можно не беспокоиться потому что ты  все равно остаешься на месте лишь имитируя сдвиг в ту сторону куда по твоему предположению должен полететь мяч самые же опытные игроки имитируют в таких случаях движение в противоположную сторону что окончательно сбивает противника с толку и заставляет его принять неожиданное для него самого решение после чего тебе остается только достать искусно укороченный мяч опустившийся прямо за сеткой и к тому же рядом с линией куда ты не успеваешь добежать из-за того что подвернул ногу на этой траве еще влажной после собирающегося дождя

запись в студии происходит так ты считаешь «раз два три» и берешь аккорд после чего к тебе присоединяются остальные кто во что горазд и когда пожелает через два такта ты останавливаешься машешь рукой вслед за тобой останавливаются и другие кто во что горазд и когда пожелает ты смеешься все смеются ты перестаешь смеяться начинаешь считать «раз два три» потом берешь аккорд и вместе с тобой вступают все остальные кто раньше кто позже кто во что горазд и когда пожелает на десятом такте кто-то сбивается и хотя поначалу это не очень заметно но с каждым тактом становится все заметнее так же как отсутствие ударника и бас-гитариста и дурное настроение оператора звукозаписи и то что у тебя сел голос и правый ботинок жмет но договор есть договор и приходится продолжать хотя ты и понимаешь что деньги вы получите не ахти какие и что эта песня будет всего лишь четвертым треком на стороне «В»

____________________________
      «Вратарь соображает, в какой угол будут бить, – сказал Блох...» – П. Хандке. «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым».


ДВЕ ПОРОДЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

есть читатели которые из всего написанного Петером Хандке больше всего ценят «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»

и есть читатели которым из всего написанного этим австрийским прозаиком больше всего нравится «Короткое письмо к долгому прощанию»

эти породы читателей различны как горы и долины или как орлы и пингвины

хороша может быть и та повесть и эта но непостижимо что обе книги написал один человек


Рецензии