часть 1 - слова за смыслом...

произнося слово, человек редко задумывается - что же он этим делает...
что означают все эти движения губ, языка, гортани...
почему они именно такие, а не иные...
слишком привычная и обыденная, на первый взгляд, это вещь...
речь...
человек произносит слово - подразумевая за таким сочетанием звуков какой-то привычный образ...
и думает - что всё так и обстоит - однозначно просто - и без вопросов понятно - как само собой разумеющееся...
да по-другому и быть не может!...
речь - как нечто, что несёт информацию, вызывающую отражение в сознании образов внешнего мира - что может быть проще и понятней?...
сигнал с информацией выходит из источника /звук-письмо/ и - попадая в приёмник /ухо-глаз/ - порождает там однозначное отражение первоначальной информации...
и каждое слово означает лишь то - что оно означает...
не больше...
однако на самом деле - всё далеко не так просто - как может показаться с первого взгляда...
более того - подобное возможно /да и то с каким-то приближением/ - лишь при обмене информацией между неживыми объектами...
отсюда так часто и непонимание - между двумя собеседниками или пишущими-читающими - если они не находятся на каких-то близких духовных, эмоциональных и интеллектуальных уровнях...
к тому же - практически любое внешнее или внутреннее воздействие на человека способно смещать его по этим уровням - временно или постоянно - в ту или иную сторону...
вспомните - один и тот же стих, один и тот же рассказ, читаемый-слышимый - в разном настроении, при разном самочувствии, в разное время и даже в разном месте пространства - способен восприниматься совершенно по-иному...
так - как будто это совершенно другое произведение!...
казалось бы - взаимопонимание между любыми двумя людьми при этом становится совершенно невозможным...
но оно существует!...
словно вопреки всему...
отчего?...
немалую роль играет конечно же - умение читателя-слушателя перестраиваться, попадая в резонанс с автором...
и в этом смысле давно уже говорят о таланте восприятия - таланте понимания другого...
тот, кто способен перемещать свои уровни до пересечения с кем-то - это и дар, и результат постоянного самосовершенствования...
потому что варьировать свои уровни в каких-то пределах способен практически всякий - вопрос только в том - насколько...
хотя человек - тем и человек - что способен к развитию...
абсолютно неизменен только камень - да и то - лишь в сравнении с живыми...
но и помимо такой подстройки - есть нечто - что облегчает понимание между людьми...
между людьми - способными слышать - слышать внутри себя - с л о в а - п о м и м о - и х - с м ы с л о в о г о - з н а ч е н и я...
потому что каждое слово - кроме чисто смысловой информации - несёт в самом себе - в самом сочетании своих звуков - нечто настолько огромное, настолько древнее, непознанное и не поддающееся пониманию - что вся современная наука в бессилии лишь разводит перед этим руками - как беспомощный младенец...
нечто - одним лишь звучанием влияющее на такие глубинные слои подсознательного - которые в сравнении с привычным и обыденным сознанием - огромный и неведомый океан - в сравнении с брызгами пены на поверхности волн...
и - о т к р ы в а я - самого себя для такого восприятия - можно и понять и почувствовать намного больше - чем способно дать сознание - обычным перечнем информации, которая заложена в словах и их сочетаниях...
если же наоборот - упрямо закрываться /з а к р ы в а т ь - с е б я/ - становясь подобным камню - то вместо лицезрения всех этих невообразимых чудес океана можно лишь постоянно слепо оставаться скучным наблюдателем-перемещения-пены-по-гребням-волн...
но тут уже - право каждого - выбирать - кем ему быть...
всё, что дальше - для тех, кому интересны глубины...
для дайверов - настоящих - или стремящихся...

вы никогда не задумывались - почему в какой-то фразе перемена местами двух слов - даже совершенно не меняющая казалось бы первоначального значения фразы - абсолютно меняет что-то - что необъяснимо - н и к а к - л о г и ч е с к и ?...
какое-то странное ощущение от фразы - возникающее или исчезающее - стоит лишь поменять слова местами...
ещё большее изменение ощущений - при полной или частичной замене какого-то слова - даже при замене всего лишь одной буквы!...
на самом деле - это как раз и есть проявление всех тех древнейших ощущений - от звуков, слогов, интонаций, связанных с высотой произносимого - скрытых в каждом привычном как будто бы слове и возникающих при его слышании из подсознания - словно крохотная верхушка айсберга, неведомо и непонятно как ударяющего по обычному сознанию своей скрытой подлёдной частью - одним лишь - с л ы ш а н и е м - слога, слова, сочетания слов...
но ведь всё это, казалось бы, должно было бы проявляться лишь при слушании...
при чём тут чтение - речь письменная?...
уж в ней-то - ничего кроме информации как будто бы содержаться не может?...
но ничего подобного...
всё это могло бы выглядеть чем-то абсолютно невероятным - если бы не происходило постоянно - и с огромным количеством людей...
читая - они чувствуют - н е ч т о - что не содержится - а б с о л ю т н о - во всех этих закорючках - по которым они пробегают глазами!...
за которыми - можно точно так же слышать голоса, звуки, видеть картины - так, словно всё это происходит с тобой вживую, наяву - здесь и сейчас...
почему?...
да потому что неосознанно человек запускает внутри себя некий неосознаваемый произноситель...
словно кто-то неизвестный - читает вслух - там внутри...
читает не смыслами - но - з в у к а м и !...
давая ими ощущения мягкости и упругости, твёрдости и шершавости, вкуса и запаха, цвета и движения, пространства и времени - от всего лишь - ч и т а е м ы х - с л о в - губам-языку, нёбу-обонянию, глазам-ушам, коже и мускулам...
поэтому - строка, содержащая лишь скупую и сухую информацию-сообщение - производит совершенно иное впечатление - нежели строка, содержащая ещё и нечто иное - интонации автора...
при этом человек начинает слышать - с к в о з ь - с т р о к и - сказанное другим - сквозь какие угодно времена и расстояния...
к сожалению, современная письменность, начиная с убогих знаков препинания, и кончая невозможностью передавать хотя бы ту же высоту звучания, интонацию слова-фразы - человеку только-только научившемуся читать /принимать одну лишь голую информацию/ - мало что способны давать - кроме одной этой информации...
ведь это не звукозапись...
не кино...
причём зачастую не только начинающие - но и многие - научившись читать бегло - всё так же продолжают воспринимать всё ту же голую информацию - как и делающие первые шаги...
когда их собственные частоты - не совпадают /на этот момент/ - с частотами написанного...
при совпадении же физических, эмоциональных и интеллектуальных резонансов с каким-то произведением - они конечно же - сразу начинают воспринимать написанное намного глубже - чем что-то другое - возможно ничуть не худшее, чем первое - но всего лишь с иными частотами звучания...
в то время, как для понимания - возможно достаточно было бы всего-то: - о т к р ы т ь - с е б я - для понимания...
самое простое - читать каждое произведение /совпадающее или не совпадающее с тобой/ - так - словно медитируешь - то есть - н е - н а п р я г а я -- н и с к о л ь к о - с о з н а н ие - для осмысления или прожёвывания в нём - а всего лишь - в о с п р и н и м а я - с широко распахнутыми глазами - как удивлённый ребёнок...
при этом - если уже и так совпадаешь с произведением - возможно откроешь для себя вещи намного более удивительные - о которых даже и не подозревал вначале...
если же почему-то вдруг не совпадаешь - возможно будешь и вовсе по-настоящему поражён - открывшись сам и открыв для себя - нечто - до этого совершенно непостижимое...
вообще медитация - самое лучшее состояние - для чтения стихов, рассказов...
особенно стихов...
потому что иные рассказы могут быть слишком велики для медитации - чтобы суметь сохранить это состояние на протяжении значительного времени...
когда многое уже зависит только от начальной со-звучности с читаемым...
при чтении же стихов - достигать /и удерживать/ это состояние намного легче...

07.07.10


Рецензии
Понимание зависит от уровня любви в душе. Чем ближе эти уровни, тем больше понимания.

Иван Радион   21.02.2024 17:47     Заявить о нарушении
это, когда природное - которое есть дар...
но можно и целенаправленно работать над развитием понимания - совершенствуя его в себе - как некая духовная практика...
о чём и было всё изложенное в данной статье...

Криспи   21.02.2024 19:28   Заявить о нарушении
Уроваень любви в душе - это тот начальный уровень творческой силы, с которым душа приходит из духовного мира. Этот уровень можно в мире материи как поднять, так и опустить.

Иван Радион   21.02.2024 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.