Домашняя студия звукозаписи. 2

  Ну что же, продолжим разговор на тему студии звукозаписи. Уж кому как, а в меня только эти слова вселяют трепет и неподдельный энтузиазм! В прошлый раз я остановился на способах шумоизоляции помещения и о ее важности как таковой, ибо в студии звукоизоляция и оборудование -- то же самое, что и красный с желтым в M&Ms – одно без другого никак. Кто-то скажет, что настоящий мастер своего дела сможет свести трек и искусно записать и обработать голос даже и в более чем демократичных условия, лишь бы «железо» было что надо! …Оно может частично и так, но даже обладая идеальным слухом никто не сможет «надуть» нежелательную реверберацию помещения, обойти внешние шумы и прочие нехорошие вещи. Плюс к тому, правильно обустроенное и изолированное от мира звуков сих помещение позволит меньше заморачиваться на очистке исходного звука… Ближе к теме. Подобрались мы как раз к железной составляющей (самая увлекательная часть на мой взгляд).
Для начала представим себе основной набор аппаратной части студии:
1) Рабочая станция (именуемая компом))))
2) Микрофон
3) Предуселитель, микшер
4) Звуковая плата
5) Мониторы
6) Коммутация
Кратко разъясню список. Не стоит придираться к последовательности, первым стоит компьютер, так как это студийный мозг, микро и предуселитель с микшером следом, ведь это тесное звено – уши, рот и прочие «предметы чувствительности» нашей студии, затем звуковая карточка – сердце и душа, принимающая важную ношу (от нее будут зависеть задержка, вид микшера, некоторые настройки секвенсора…). Мониторы также являются очень важной составляющей, порой решающей в сведении и мастеринге, на них экономить не стоит. Ну, и, наконец, вены – коммутация. Все шнуры и порты должны быть тоже с умом сделанными, никому ведь не хочется терять нервы и качество звука из-за помех и плохих соединений!? Пока не упоминаю мониторные наушники, MIDI – клавиатуру и прочее, об этом позже.
Ну, поехали! Первый пункт – компьютер. На этом вопросе не стоит долго задерживаться, ведь студийная машина практически никак не отличается от среднестатического «домашнего коня». Просто важно, чтобы компьютер был достаточно мощным, производительным и обладал нужным объемом памяти.
Я бы порекомендовал станцию со следующими характеристиками:
• Многоядерный процессор. Оптимальный вариант – что – то «в стиле» Intel Core Duo E7400 либо Athlon X2 6400 с тактовой частотой от 2 ГГц. Спешу развеять мифы о том, что процессоры Athlon хуже. Совсем нет, просто среди них довольно часто встречается брак, зато они дешевле! В любом случае процессор такого рода обеспечит высокую скорость работы с мультимедиа, ибо в данной ветви вычислительные процессы занимают особо весомую позицию.
• ОЗУ от 2 Гб и с частотой дискредитации от 800 МГц. Секвенсор, плагины, аудиофайлы и прочие спутники звукорежиссера требуют много оперативной памяти, особенно если речь идет о написании качественных минусовок, ведь многие VSTi используют массивные семплерные библиотеки, что не по детски грузит память.
• Жесткий диск… Чем больше – тем лучше, но при этом скорость вращения шпинделя должна быть не менее 7200 об./мин., этого требуют некоторые приложения.
• Материнскую плату же стоит выбирать из соображений наличия нужных разъемов и функциональности.
Думаю, с этим достаточно.
Теперь основная тема этой статьи – правильный выбор микрофона. Для начала следует понять, как он работает и что из себя представляет…
По принципу снятия звука (либо строения) микрофоны подразделяются на три группы: конденсаторные, динамические и электретные.
Основа конденсаторного микрофона – конденсатор (спасибо, КЭП))), причем одна из его обкладок является мембраной из полимерной пленки с нанесенной сверху металлизацией. На микрофон подается питание (постоянный ток), а т.к. конденсатор заряжен, то колебания - едва заметные перемещения мембраны под воздействием звука - приводят к изменениям ёмкости конденсатора, что в свою очередь изменяет электрическое напряжение. В итоге мы получаем колебания в виде изменений напряжения - соответствующие "поступающему" на микрофон звуку. А эти-то изменения и составляют электрический сигнал, который посылается по коммутации куда подальше…
Питание 48 вольт (+48 V), что подается на конденсаторный микрофон, называется фантомным и подается по микрофонному кабелю. Такое питание обеспечивается микшером, блоком питания, усилителем микрофона и проч.
Ну а как же работает динамический микрофон!?
Здесь все еще столь же просто и гениально (все гениальное – просто))). Мембрана (диафрагма) - колеблющаяся пластинка, соединена с катушкой индуктивности. Катушка - просто-напросто свернутый в спираль проводник, грубо говоря проволока. Катушка эта помещена в магнитное поле - в середине катушки находится магнит. Колебания мембраны передаются катушке - катушка движется туда-сюда, а известно, что при перемещении проводника в неподвижном магнитном поле происходит электромагнитная индукция - в проводнике возникает электродвижущая сила. То есть возникает переменный ток, колебаниями и амплитудой соответствующий звуковому сигналу, поступившему на мембрану. Вуаля - вот и переменный ток, и изменения напряжения, вольтажа.
…Электретный!? Та же схема, что и у конденсаторного, только в нем для поддержания постоянного напряжения используется не подвод внешнего, фантомного питания, а заряд, вещества-электрета, что нанесен на мембрану. Этот заряд сохраняется в электрете около 30 лет…
А для чего я это все писал??? Следует понимать, куда какой микрофон больше подойдет, в зависимости от среды и области использования. Впрочем, наиболее употребительные микрофоны – конденсаторные, динамические же являются представителями надежности, хотя их используют реже, здесь уж играет роль полнота звукопередачи.
На что еще обязательно нужно обратить внимание, так это на рабочий диапазон частот, сопротивление и направленность!
Рабочий диапазон частот - какие частоты улавливает/передает микрофон. Обычно в пределах человеческого восприятия. Есть микрофоны, которые берут от 80 до 15000 Гц, есть 20 - 20000 Гц. Но "охвата" диапазона мало. Микрофоны могут передавать одни частоты тише, а другие громче. Поэтому в документации к микрофону приводится график, где показано, какие частоты как передаются. Такой график называется графиком АЧХ (амплитудно-частотная характеристика). Как правило это зависимость комплексной величины от частоты, показывающей, грубо говоря, уровень передачи той или иной частоты. Для выбора микрофона это главный показатель и чем АЧХ ровнее – тем лучше!!!
Сопротивление (Impedance). Проводники - грубо говоря, провода и пластины, по которым течет ток - имеют некое сопротивление проходящему через них току. Чем сопротивление больше, тем меньше сила тока (измеряемая в амперах). Здесь особой концепции нет, но желательно, чтобы сопротивление нагрузки (микшера и т.п., к чему подключается микро) было минимум в три раза выше, чем на выходе (микрофоне). Ом часто записывается в виде греческой буквы "омега" - ;.
Направленность. Показатель, рассказывающий о направлении (-ях), откуда будет приниматься звук. Наиболее популярны кардиоидные (однонаправленные) микрофоны. Кардиодой тут называется фигура, напоминающая сердце - хотя на самом деле область "охвата" такого микрофона больше похожа на яблоко. Такой микрофон берет звук спереди себя и немного с боков. Причем, типичный «образец» охватывает довольно небольшое расстояние. Далее, направленность в виде восьмерки - когда микрофон берет звук и спереди себя, и сзади. Эти микрофоны называют двунаправленными. Наконец, всенаправленный микрофон, захватывающий всю область, которая его окружает.
У некоторых микрофонов бывает переключатель направленности.
Пожалуй, все самое важное сказал. Теперь любому человеку, желающему правильно выбрать микро, осталось только подключить воображение и логику и никто не останется разочарованным! …О микрофонах все, ждем продолжения!
 Дмитрий О.В.О.Д. Новик (соавтор: Петр Семилетов)
Я Вконтакте id37862337


Рецензии