Ганна Кралль. Голубой цвет

         Ганна  Кралль.




                Голубой  цвет.



            В книгах о гамбургском батальоне 101, выпущенных в Америке, есть карты Люблинского воеводства. На них безошибочно расставлены черточки над  о и над n в  названиях  « Jozefow «, и « Radzyn «. С  rz  в слове  « Wieprz Riwer «, над которой находится Коцк.
             Коцк : Менахем Мендель.
             Гневливый цадик. Он даже Бога обругал, хоть писал о Нём своеобразные вещи.
Что он может быть только там, куда его впустят. Что Он требует от человека жертвы. Точнее не жертвы, а готовности к ней – стремления выпутаться из клубка земных забот.
А потом наговорил Ему со злостью такое, что сам себе назначил кару. Закрылся в своём жилье. Провёл в нём всю оставшуюся жизнь, двадцать лет.
             Жил он на той же улице, где находился и амбар Махчинских. Метров двести от амбара. Было бы понятно, если бы он ругал Бога за Полю, которая не успела подготовиться к своей жертве, но Поля погибла через  сто лет после цадика.
              Об этом его жилье ходили зловещие легенды. Он работал в нём, но  каждый год, перед Пасхой, уничтожал все исписанные листки. Суп и хлеб ему оставляли под дверьми. Он не хотел видеть людей и в одиночестве ел ночью. Паутина на окнах свисала как занавески. По полу бегали мыши, которые слушались цадика как дрессированные собаки.
               Ученики Менделя взбунтовались. Самый выдающийся, Мордехай Йосиф, услышал голос. Он доносился с небес и поручил ему опекать брошенных цадиком хасидов. Мордехай, не мешкая, вечером, во время прогулки над рекой Вепж, сообщил им о голосе. Пора уходить, сказали они себе, и утром оставили Коцк. Основали в Избице хасидский двор, но он не имел в себе той силы, которая была у своевольного мудреца из Коцка ни в гневе, ни в любви к Богу.
                Мордехай Йосиф оставил несколько интересных работ и внука, Гершона  Хенноха, непокорного, как и сам Мордехай. Внук был раввином в Радзыне.
                Радзынь : Гершон Хеннох.
                Он объявил всему миру, что возвращается к голубому цвету в бахроме цицит.
                Цицит это белая прямоугольная жилетка, которую набожные мужчины носили под одеждой. На четырёх её углах висят длинные узкие бахромки. Их нити связывают человека с Богом, охраняют от греха и демонов.
                В библейские времена одна из нитей в каждой бахромке была голубой, ибо напоминала о небесах. Голубой цвет получали из рыбы. Она называлась хилазон , выплывала из моря один раз в семьдесят лет, и только первосвященники знали, когда она появится. Её ловили и получали краситель. Это их знание исчезло вместе с разрушенным Иерусалимским Храмом. С тех пор никто не знал ни часа, ни места, где появляется хилазон. Никто не знал даже, как она выглядит и всплывает ли ещё на поверхность. Поэтому мужчины должны были носить белые бахромки. Приход Мессии должен был вернуть голубой цвет.
                Гершон Хеннох, раввин из Радзыня, не хотел ждать прихода Мессии и решил найти эту рыбу. Он узнал, что существа с голубым красителем живут в Неаполитанском заливе. Не откладывая, он отправился в Италию. Исследовал побережье и фауну Средиземного  моря, изучал трактаты в Ватиканской библиотеке. Стал настоящим знатоком рыб. Каракатица Sepia Officinalis соответствовала его представлениям о хилазоне. Он привёз её в Радзынь и объявил, что открывает производство голубого красителя. Такое производство возникло, и в первый день Хануки Гершон Хеннох лично одел  цицит с голубой нитью.
               




     Забурлило в еврейском мире. Против Хенноха выступили самые прославленные раввины – из Сохачева, Кутно, и Гуры Кальварии. Они назвали его каракатицу ублюдком, и призвали евреев бойкотировать использование голубого цвета. Спор перешёл в радзыньские семьи. Возмущённые жёны хасидов требовали развода, тести выгоняли из дома тех зятьёв, которые  носили цицит с голубой нитью. В свою очередь , в защиту Гершона Хенноха выступил брацлавский раввин, который стал носить не одну, а целых три голубых нити! А раввин Херцог, ставший впоследствии главным раввином  Израиля, посвятил этой проблематике докторскую диссертацию и защитил её в 1919 году.
                Оба, и Мордехай Йосиф, и Гершон Хеннох  публиковали свои труды в славной юзефовской типографии.
                Юзефув : Шая Вакс.
                Он основал типографию. Она стала одной из самых больших в Польше. Здесь печатались книги на древнееврейском, идиш и немецком, и рассылались по всей Европе.
« Мой покойный отец, открывая предо мной благотворные результаты трудолюбия, которыми только люди бесчестные и ветреные могут пренебречь, завещал мне , чтобы я посвятил  свою жизнь типографскому искусству…» - писал Вакс магнату Замойскому. Он обращался к нему много раз. Попросил его помочь в борьбе с конкуренцией – и магнат помог. Попросил бумагу в кредит – и магнат отказал. Попросил вмешаться по поводу цензуры – магнат попытался помочь, но безрезультатно. Книги, которые печатались в в Юзефове, вызывали противодействие как государственной, так и раввинистской цензуры.
 « Весьма щекотливыми» назвал их цензор в письме к Замойскому. Это и неудивительно, поскольку Шая Вакс печатал такие еретические книги, как  книга нетерпеливого радзыньского раввина о голубом цвете ниток.
                Вот такими делами и проблемами жили набожные евреи Коцка, Радзыня и Юзефова.
                До тех пор , пока туда не прибыли жители Гамбурга, слишком старые, чтобы идти на фронт.
                А ведь мистики предостерегали Гершона Хенноха : голубой цвет это цвет небес,  увидеть его во сне – плохая примета. А уж если наяву…


Рецензии