Надежда

Рассказ-воспоминание

 
Светлой памяти моего отца, Куприянова С.В., посвящаю я этот рассказ.

Автор

Я – нравственное ничтожество: без Господа нет у меня истинно верной мысли и доброго чувства, и прямо доброго дела; без Него я не могу отогнать от себя помысла греховного, чувства страстного, например, злобы, зависти, блуда, гордости и пр. Господь – совершение всего доброго, что я мыслю, чувствую, делаю. О, как беспредельно широка действующая благодать Господа во мне!

Святой Праведный Иоанн Кронштадский, «Мысли Христианина»

I

Мои многократные посещения церквей, храмов, монастырей представляют для меня необыкновенную ценность памяти, ценность каждого листика в гербарии…
Хочется рассказать о многом. Хочется всей душой защитить нашу святую Церковь от нападок сектантов и атеистов, от простых горе-богохульников.
Но остановлюсь на малом.
Коломна. Мои посещения коломенских святынь – особенная история. Прежде всего Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. Как я благоговею перед девушками, женщинами, которые, вопреки лозунгу сатанинской массовой «культуры» «Бери от жизни всё!», взяли от неё только часть истинной священной литературы и посвятили свою жизнь Богу!
Мои посещения женского монастыря мне очень памятны. Уже после первой ступеньки церкви меня охватывало ощущение моей буквально млечной грешности, я готов был плакать и просить у Бога прощения моих великих грехов. А грехи были, были.
Помню разговор с матушкой Ксенией, мою исповедь ей. Она была благосклонна дать мне возможность высказаться. Великий камень упал с моей души. Матушка задала мне много вопросов о моей жизни, в том числе личной (таковой, к счастью, не имеется). Она предостерегала меня от блуда, чревоугодства. Примеров-то плохих масса. Мой лучший друг рассказывал мне, смакуя фразы, что его товарищ-шахматист «с первого курса жил с девушкой, она тогда была на третьем. Они очень любили друг друга». Боже мой, очень любили, а почему не венчались, почему жили во грехе? У друга нет ответа… Но отвечать перед Спасителем будут все…
Как-то я сходил в Старо-Голутвин мужской монастырь. «Да я тебя знаю, ты на девушек глазеть туда ходишь»,  - ехидничает друг. Да ну, ой ли? На себя посмотри, сын мой! Хотя… Всё возможно, всё могло быть… В богословии это называется «блуд очей». Да, я, увы, не Святой Димитрий Прилуцкий, который во время службы надевал на голову мешок, чтобы самому не соблазниться и прихожанок не  соблазнять (средневековый русский подвижник Церкви был «зело красив»).
Наш мужской монастырь – это чудо. Это спасительный Ноев ковчег для страждущих. Причащаться там – это, действительно, Таинство. После евхаристии ощущаешь себя заново рождённым. В этом храме чувствуешь всеми клеточками кожи присутствие Христа. Слава Тебе, Господи!
Я очень удовлетворён (но не горд!), что приобщил к Церкви сначала маму, а потом и бабушку. Помню, как-то, спускаясь со ступенек, бабушка спрашивает семинариста:

- Вы здесь учитесь?
-Да
-Вам здесь нравится?

Семинарист опешил, он пятикурсник (прилежный ученик, я думаю), он выбрал свой путь… «Нравится ли быть с Богом?» - абсурдный вопрос.

II

Увы, друзья! Всегда есть на свете «товарищи», готовые пырнуть тебя сзади финкой, предать, унизить, оскорбить и т.д. «Слушай, Олег, что за ересь ты здесь плетёшь? Ты же совсем другой! Ты в миллион раз хуже! Я тебя знаю уже лет восемь. Да у тебя учебно-методическая литература соседствует с эротикой, религиозная – с порно, есть ссылки на оные сайты. А кто давал читать мне «Эммануэль», которую я усердно прятал от мамы?» Видите, друзья, человек в конец заврался! Вот такая же низкая душонка продала две тысячи лет Христа за тридцать сребреников (цена раба). О, Иуда, погрязший в грехах индивид, человек, одержимый бесами блуда! Боже, прости ему, ибо не ведает, что творит!
…Но особенно мне запала в душу недавняя история. В Старо-Голутвин монастырь я хожу обычно по воскресеньям вечером, на акафист Пресвятой Богородице «Всецарица». Боже, спасибо тебе за это великое чудо!
В тот день я ехал с мамой до остановки «Политех» на «четвёрке». В трамвае я читал рассказы Набокова (о великий патриот СССР, он так любил свою Родину, что не смог в ней прожить больше 19 лет!), хорошие рассказы. Но всё-таки светские, с дерзкими фразами.
Снег хрустел у меня под ногами, когда я шёл мимо «ВНИТИ». За нами брели, то и дело целуясь, влюбленные: невысокого роста парень, в пиджаке, в кроссовках «Адидас» (поди, на стометровке купил), с красным галстуком и значком «Я – единоросс» и симпатичная девушка (конечно, вкусы у всех разные, но мне она понравилась: это наверняка была добрая девушка, религиозная – кто ещё пойдёт в церковь или хотя бы в ту сторону с таким шутом?). Кстати! Раз уж я здесь обмолвился о девушках… О времена, о нравы! Афродита – «Красавица» Кустодиева – 90*60*90 – фотомодель -  гипогликемия - ?
«А ты всё себе подружку не заведёшь, в твоём возрасте уже троих детей имеют!» - шутя говорила мне мама, пытаясь вывести меня из задумчивости. Но думал я о другом… Я думал о том, грешный, что всё ещё надеюсь встретить на службе девушку, которая мне очень нравилась и нравится до сих пор (назовём её Машей), но которая отказалась идти со мной по причине наличия у неё «мальчика» (умная, кстати сказать, девушка: кому сейчас нужны неудачники-хомячки+невростеники+суицидники – только Церкви). А я-то хотел приобщить её к духовной жизни, предостеречь прекрасную блондинку от возможности кануть в грех по причине своей необычайной красоты! Надеялся… Мне вспоминалась «Некрасивая девочка» Заболоцкого, стихотворение, прославляющее прежде всего красоту души в женщине, а не чисто внешнюю красоту. Красота телесная последнее время всё чаще приводит к «дороге обычной», где может «роковая случиться судьба». Девушки! Берегите красоту души, ведь это дар Божий!
…У палаток стояли рыбаки, отмечая улов по-русски (водкой). Эх вы, поддавшиеся греху пиянства люди, М.С. Горбачёва на вас нет!
С каждой минутой я всё ускорял шаг и торопил маму, боясь опоздать на начало службы.   
На территории монастыря продувало, мне было холодно без перчаток.
Мы не спеша поднялись по ступеням в храм. Среди прихожан были, в основном, люди среднего и пожилого возраста. Молодых было мыло (увы!).
Я пел молебен трепеща, волнуясь, молясь.  «Славься, Всецарица, немощи наши благодатию исцеляющая!»
На меня смотрел с иконы Николай Чудотворец, а сама икона «Всецарица» была чуть в стороне (входишь в храм, пять шагов и налево).
Настоятель монастыря игумен Валаам окропил всех нас святой водой. Живительная влага попала и на меня. Я закрыл глаза, я был умилён.
…Когда я подходил к мощам епископа Феодосия Старо-Голутвинского, одна из бабушек, служительница храма, сказала мне:  «Иди первым сынок! Рада снова тебя видеть!» Я пропустил монахов и приклонился с мольбою к мощам расстрелянного большевиками мученика.
После окончания службы я выпил до краёв налитую святой водой кружку. «Во славу Божию!» - говорила разливающая воду старушка.
Я поклонился почти всем иконам, ко многим приложился губами с молитвой.
Выходил я из храма с тревогой, так как не получил благословения настоятеля (не смог его найти).
И тут я остановился прямо на ступеньке. Я случайно услышал разговор  двух мальчиков лет семи-восьми, один из которых держал три разноцветных шарика.
«Вот некоторые люди в Церковь ходят, а по заповедям не живут. Это плохо», - говорил один из мальчиков. Другой что-то ему ответил и дал один из шариков. Я постоял в оцепенении и вдруг спросил: «А ты мальчик, живёшь по Христовым заповедям?» Он смутился, а его друг что-то сказал мне про свои шарики (белый, синий и красный). Я был умилён, я был счастлив. Нет, подумал я, жива Россия! И будет жить до тех пор, пока хранима  она вот такими ребятами, которых воспитывают не на культуре мата и плотских удовольствий, а на культуре нравственности и духовности. Нет, не совратят русский народ предатели, не убьёт его великую культуру западная озверевшая контркультура. Вот такие люди, христиане-патриоты, вытащат страну из трясины. Да будет так!

III

Друг говорит мне: «Я прочитал твой рассказ и ничего не понял. То ли ты юродствуешь, то ли ты действительно верующий. Нужно определяться, Олег. «Нельзя служить Богу и мамоне», как говорил Христос. «По вере вашей да будет вам». У нас с тобой разные взгляды и разные судьбы, но мы ведь друзья, не так ли?»
…Напоследок скажу ещё несколько слов. Что-то изменилось в нашей стране, как-то странно за последние 20 лет извратились ценности. Советский Союз пытался жить в атеизме, но многие люди тайком крестили детей, тайком венчались, тайком ходили в храм. СССР был и великой, и несчастной страной. Стремление к всеобщему равенству и счастью без Бога не имеет смысла. Русский народ поплатился за предательство веры отцов и дедов, и в итоге за считанные годы страна развалилась. Впереди были «лихие девяностые» с самогеноцидом. Прошло ещё девять лет. Что ждёт страну дальше, я не знаю. Но я буду молиться за тебя Россия, и верою да спасёмся. Господи! Не забудь мою Россиюшку! Аминь.

А храм молчит, и бьёт в набат,
И звон колоколов,
Напоминает райский сад
И ропот тысяч слов.

17-18 дек, 24 дек 2009, 15 июня 2010 г.


Рецензии