3 Хождение в школу

  В 1904 году я пошёл в школу в первый класс. Сшили мне полушубок белый, сапоги большие, сумку из самотканного полотна , купили букварь. Утром кладу в сумку кусок хлеба и букварь и отправляюсь в школу. Сумку надеваю через плечо. Учитель был хороший - Сафрон Николаевич Горобец. Если кто урок не выучит, то он сумку отбирал и оставлял без обеда, а кто баловал - наказывал: ставил на колени. Первую зиму я учился хорошо.
  В 1905 году я стал учиться во втором классе. Здесь мне стало учиться тяжелее, потому что у меня стало много книг: книга для чтения, молитвенник, священная история, часослов и задачник. Пять книг стало. Сложу их в сумку, надену сумку через плечо и иду в школу. Учитель учил тот, который учил в первом классе. Второй класс я закончил тоже хорошо.
  В 1906 году я стал учиться в третьем классе. Учитель стал другой: маленький, на спине и на груди горб. Он всегда ходил с линейкой, как только кто забалует, то он сразу бил линейкой по чему попало. В третьем классе школьники были большие ребята, ростом много выше учителя. Учителя не боялись, и учение у всех пошло плохо. Я тоже стал плохо учиться. Книг у меня было ещё больше, чем во втором классе.Книги были такие: русская литература, священная история, часослов, евангелие,псалтырь,курс правописания,задачник и ещё была грифельная доска. Сумка была у меня из самотканного полотна, большая, лямка к сумке была пришита крепкая , широкая, чтобы не резала плечо. Надевал я сумку через плечо и шагал в школу. Ходить в школу было далеко и надо было проходить через маленькую речку. Возле школы сделали плотину , и воды стало много. Как-то утром пошёл я в школу по льду. Лёд скользкий, чистый и ветерок дул попутный. Одет я был в белый полушубок и сверх полушубка надевал свитку, из сукна своей работы. Обут я был в сапоги. Расставил полы я своей свитки, и ветерок катит меня по скользкому льду. Вот увидел я впереди промоину. Сел на лёд и сидящего меня ветерок докатил до промоины, и я нырнул в воду.Встал на ноги, воды было мне под руки. Я стал браться за лёд, чтобы вылезти, но лёд ломался, а там становилось всё глубже и глубже. Со мной был товарищ, мой сосед. Он был с палкой и на одном коньке. Он подъехал, коньком выдолбил ямку во льду, упёрся в эту ямку и подал мне конец палки. Я взялся за палку, вылез из воды и воротился домой. Одежда на мне вся замёрзла. Свитка моя и кожушок - всё стало колом. Я как зашёл в избу, мать и отец смотрят на меня и спрашивают: что с тобой, а я так замёрз, что слова вымолвить не могу. Они давай меня раздевать, сумку с книгами отрезали, свитку полы развернули, у кожушка застёжки поотрезали, и давай всё это с меня стягивать. Раздели меня, дали другие штаны и рубашку. Я оделся в сухое и дрожжу. Мне дали рюмку водки, я выпил и полез на печку. Печь была горячая. На печи постлали мелочи из сена, смочили её и сверху застлали тряпками. Я лёг на это смоченное сено,оно нагрелось и пар от него стал меня прогревать. Я укрылся хорошо и заснул крепким сном. А мать давай сушить свитку, кожушок,книги и всё моё одеяние. На другой день я пошёл в школу,и учитель поставил меня в угол за то, что я ходил по льду.
  Но тут мне недолго пришлось ходить в школу. Как-то раз на перемене один школьник третьего класса, большой ( отец у него богатый) полез по партам, а учитель в это время вошёл в класс. Ударил он того школьника линейкой и ударил сильно. А тот как закричит на учителя: "Ах, ты, коряга горбатая" и толкнул учителя. Учитель упал на пол, а потом поднялся и ушёл, и мы все ушли, и больше учителя того не видели.


Рецензии