Диалоги об искусстве. Размышлизмы

Диалоги об искусстве. Размышлизмы http://www.stihi.ru/2010/07/10/2705
Серебряная Ель


         Что есть искусство? Какие цели преследует и какие ставит задачи, имеет ли оно аксиологическую и образовательную функцию?  Особенно сегодня?

          С любопытным высказыванием встретилась сегодня на просторах интернета. Вот что пишет довольно образованный некто:

«Для меня искусство - конечный продукт совокупности данности, самовыражения и самореализации художника, при условии, что мы имеем дело с честной творческой единицей, выражающей некую идею, давшую стимул для создания объекта. Здесь, оговорюсь, может иметь место ремесленное мастерство, но и его может и не быть. Может иметь место коммерческий аспект, но и его может не быть. Искусство может быть востребовано, а может и не быть востребовано, статус и качество его от этого не меняется. Основная функция искусства - выражение некоей порожденной разумом художника/музыканта/архитектора/дизайнера, или взятая извне, творчески переработанная идея.
Для меня процесс создания искусства больше всего похож на пищевое отравление. Нечто порождает в моем организме реакцию, которая создает идею, а идея эта не дает мне ни сна, ни покоя, до тех пор, пока не будет исторгнута из меня, как рвотная масса - на холст, бумагу, скульптурный станок, тело модели, сцену, web-пространство и т. д. Годы самосовершенствования и приобретения навыков сформировали мою личную эстетику, мастерство и технику исполнения, но в основе этого всего лежит все та же схема необходимости исторжения из себя некоего готового по задумке продукта, нуждающегося только в пластическом, или еще каком, исполнении.
По сути, моя, как художника, цель - это освободиться от бремени идеи.
Потом, как и лужа блевотины, которую облепляют насекомые и черви, питающиеся оставшимися в ней питательными веществами, созданное художником искусство находит, или не находит своих потребителей. Внимание этих потребителей к моему, например, искусству может принести мне деньги, контакты, влияние, прочие средства для расширения сферы творческой деятельности, или обретения личного благополучия, но все это - не цель создания мною всех этих работ. Целью, как я уже сказал, было желание расстаться с мучающей меня идеей.
Предвосхищая возможное недовольство читателей, порожденное ассоциацией искусства с блевотиной, скажу: сравнивать-то можно с чем угодно, с блевотиной, с ребенком, с паразитом, но если то, что человек - осознанно, или нет - в конечном счете выдает, не создается по предложенной выше схеме, то это не искусство, а некий продукт совершенно другой деятельности, пролегающей сугубо в сфере народного потребления.»

Это достаточно циничное высказывание как нельзя лучше иллюстрирует состояние современной культуры. Самовыражение.  Душевная мастурбация. Прилюдное испражнение. Забавно. Эпатирует. Но не всех. Не меня.

Размазать по холсту рвотную массу и объявить ее произведением  искусства может любой, а вот заставьте его написать на том же холсте элементарный кувшин…так чтобы кувшин, если не радовал, то хотя бы притягивал взгляды – спасует и начнет прятаться за умными фразами – типа –« я так вижу», «я ищу новые формы».

Любой может водрузить на постамент резиновый фаллоимитатор и объявить его аллегорией, скажем любви или крупно сфотографировать вагину для рекламного плаката и объявить ее символом женственности.    Он несомненно освободится от бремени «художественной» идеи, если таковая идея вообще гнездилась когда-либо  в его подкорке. В чем сомневаюсь. Коммерческий интерес. Душевная проституция.

«Возьмите меня» - просто орет неудовлетворенное эго этого…так скажем, творца.

ЗАЧЕМ?  Этот вопрос я задаю не как художник уже, а как потребитель той «художественной продукции», которой меня пытается потчевать современное искусство-самореклама. В лучшем случае отвернусь.

А ваша реакция, господа, если вдруг продавец в магазине подсунет вам червивое мясо и скажет: «жри, скотина»?
Если вы не агрессивный человек  -  вежливо поинтересуетесь, а не хочет ли он отправится в пешее эротическое путешествие?
А если агрессивный –  продавцу не поздоровится.
Впрочем, эпатирующие и пиарящиеся готовы и к такому финалу. 
Это же какая самореклама – убиту быть за идею!

Подобный творец может сколько угодно рассуждать о том суперсовременном инструментарии, которым он якобы пользуется .  Тропы?
   
Тропы – метафоры, аллегорию, символ, омоним и синоним искусство использовало с древних времен, правда, не обзывая красиво и мало думая о средствах по факту, но больше о цели – Донести, Рассказать, Открыть,  Посвятить.
    
Какая цель у тебя, «творец» – облегчиться? Сочувствую, прими энтерофурил и тебе станет легче. Но не нужно, пардон, свои фекалии тащить реципиенту, даже заворачивая их целлофан и яркие обертки метафор. Все равно воняет.

И помни безымянные художники не во славу свою, но во славу Божию создавали готические соборы – метафоры камня, безымянный художник создал наумбургскую Уту и Владимирскую Богоматерь. А Ван Гог и Гоген, и Кандинский мучительно и абсолютно без всякого коммерческого интереса открывали дверь в иное, новое измерение искусства. И меньше всего думали о  самовыражении, но о Цели.

Ведь это жестокое и жесткое дело – слушать Бога. /Замечательно сказал мастер  Микаэль о поэте/.

А напоследок здесь процитирую слова моего друга Нансыча, на мой взгляд, замечательные слова:
«По мне милее своры …гениев без цели, один, но устремленный… графоман»


Продолжение следует..


© Copyright: Серебряная Ель, 2010
Свидетельство о публикации №11007102705


Рецензии
Идея знакомая, мне кажется рано или поздно к ней приходит любой залогинившийся на стихире и слегка поумеривший своё эго(читай: не добившийся особой популярности), у меня в раннем было: "Отравлена стихами" и ещё фраза "Нам осталось два пальца в рот и пускай мир стихами рвет", не помню название, если хотите найду откопирую в комментариях, оно где-то по сборникам было,тут уже поудаляла...

Вера Миланова   19.10.2016 08:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.