Сага о цехе сотовых конструкций

            (На фотографии В.Н.Жуков и его команда)

     После долгих раздумий: размещать или нет эту "Сагу..." на своей страничке, решил разместить. Для узких специалистов? Да! Для производственников? Да! А время уходит? Тоже да! И скоро все забудется. А я надеюсь, что те сотни и даже тысячи, которых определяют, как "неизвестные", будут интересоваться "Сагой... " А среди них окажутся люди, которые принимали и непосредственное, и косвенное участие в производстве агрегатов сотовых и слоистых конструкций для целого ряда транспортных и пассажирских самолетов. А таких ой, как много. "Сага..." была написана к юбилею в то время начальника цеха по производсту этих конструкций и отражает почти все периоды нашей "жизни"на заводе.
Пока сочинял обнаружил, что даже скучную технологию, можно зарифмовать. Как это получилось, может оценить только читатель. Но тот, кто был связан с этими процессами, наверное, простит огрехи, увидев себя в самой "Саге..." и на страничке их сослуживца....

Итак, очередная производственная тема.

 (К юбилею В.Н.Жукова)   

Много лет назад до перестройки,
В самый, что ни есть застойный год,
Был назначен Жуков для постройки
Сотовых конструкций в самолет.
                -----------
Перед ним поставили задачу:
«Будешь цехом новым управлять.
Непременно, как ещё иначе,
Сборки на машину подавать».

Почесав свой лоб, он на досуге
Согласился…, молод был и смел,
Затянул потуже он «подпруги» –
Оправдать доверие хотел.

«Ну, конечно, помощь обещаем:
Все, что нужно, только говори
И людей подбросим», - так сказали,
«Ты включись, освойся и пиши…..

Там, на месте лучше будет видно,
Так сказать, как бы, с передовой.
Есть уже участок. Несолидный?
Но зато, теперь он будет твой!»
              --------------
На участке шли эксперименты.
Многого не знали, но зато
Были там такие, вдруг, моменты,
Не придумать даже заподло.

В керосин! там соты опускали,
Чтоб дыру дренажную пробить.
От эксперимента так устали,
Что пришлось ту установку удалить.
(Электроимпульсную-копировально-
фрезерную)

Но в народе теплилась смекалка:
ВМЕСТО ЦЕЛОЙ УСТАНОВКИ - есть Игла!
С патефона ее сняли, да не жалко!
И на валик приспособили тогда.

И скупили в городе все иглы,
Валик начинили, словно ёрш,
И забегал валик по пластине
Из фольги, дырявя «вкривь и вкось».

Это так казалось только сбоку,
Там был задан очень строгий шаг
И дренажные иголки, как с наскоку,
Между клеем издырявили тот пласт.

Были и другие установки,
Примитивные, да что там говорить,
Но они позволили освоить,
Что – то делать, новое творить.
               ------------
Но вернемся мы назад немножко….
Я работал в плазовом цеху.
С отпуска вернулся, на дорожку
Утром выпил чашку  кефирку….

В плазовом….  вдруг голос в телефоне:
-«Шульман?»  - «Верно, осторожно я сказал»
-«Знаете, что Вы не на работе?»
-«Как?», - щипнув за ухо, закричал.

-«Есть Приказ, теперь Вы в цехе 10,
Приходите, всё Вам расскажу. -
Былбас» - в голове пронесся ветер,-
-«Инженерный корпус, я Вас жду».
   -------------
Так я оказался в цехе 10,
По Приказу был участок там -
Сотовых конструкций, но поверьте:
Был он им, как в горле гвоздь,
Бревно в глазу, скажу я вам.

Но участок все же создавался:-
Приняли рабочих, мастеров
И один из них так мне назвался:
«Я, да - да Иван Сороковов».

На участке делали сотопакеты,
Установочки уже стояли впрок,
По полозьям двигались каретки,
А клеянки с клеем - поперек.

И устроили на них соревнованье
Были созданы бригады и тогда
За одной была Тарантовой бригада,-
За другой - Махмудовой была.

И каретки резво по полозьям
Бегали, с клеянок клей стекал,
И листов так набирали много -
Ролик все с иголками бежал.

Те пакеты в прессе прессовали,
Заготовки резали –  в шаблон,
Контур на станках фрезеровали
И растягивали ту потом «гармонь».

Так и получали сотоблоки,-
И на первые машины они шли,
Для серийной, полноценной же работы,
Качественней «пироги» были нужны.

Подключили головные институты.
Забросали техзаданиями их,
За работу взялся сам Берсудский,
Да и Виленц там вертелся среди них.

Он корпел над мощною проблемой:
Идеальную ячейку получить,
Разработал новую систему
И приехал на завод  внедрить.

Продырявили сотопакет в двух точках,
Сунули водопроводную трубу,
Потянули сотоблок но, впрочем,
Он скукожился у всех нас на виду.

Не учли «ученые»  НИАТа –
Трения касающихся тел
И замялся сотоблок, ребята,
Геометрию он делать не хотел.

Да, эксперимент тот не удался,
Не поддался он «ученым» молодым.
Поморочил их Букштай, но сдался:
И за резвость им 5000 отвалил.

Все же справился НИАТ с своей задачей,
Оборудование выдали – все чертежи.
А завод построил Корпус - 120-ый,
Из Савелова станки туда везли.

Ну, а мы внедряли всё панели,
И у каждой свой «сидел» вопрос,
С ОКБ всегда мы связь имели,
Утрясали неувязки - с нас ведь спрос.

У дефлектора - была большая крутка,
Контур вечно вписываться не хотел,
В тормозном щитке опять была «закрутка»,
Весь наш цех тогда  этим «болел»!

И технологи комиссии сзывали,
Проводили опыты всегда,
Ну, а сборки все же мы сдавали-
Не летали ИЛы без крыла.

Интерцептор на «Антей» «крутило» сильно,
Как не бились, не могли мы устранить,
СтАрикова к нам направил Киев,
Чтобы вместе тот вопрос решить.

Он расчеты проводил неделю,
Выдал их - мы опыт провели,
«Крутка» враз куда - то там исчезла,
В технологию рекомендации внесли.

На режим перевели все агрегаты,
Только цикл был серьезно удлинен
И мы снова заказали автоклавы:
План изделий нам ведь не был изменен.
              ----------------   
Непроклеи просто «задолбали»,
Сунем в печку нужную панель, -
Из-под вакуума - выходит с «фонарями»,
Вспучилась обшивка, непроклей….

И дренаж в каркасах появился,
Газу надо же куда – то выходить:
При нагреве очень он «сердился»…
Удалось вопрос тот устранить.

Вдруг, из ЛИСа нам вопрос раздался:
«Вмятины по всей поверхности крыла»
«Мама рОдная», да, что же-то стряслось там?
Ничего себе вопрос – вот впрямь беда!

«Вмятинки» на всех наших панелях?
Но такие мы ведь не сдаем!
На крыло снежинки всё летели,
Потеплело…, льдинки…, хорошо!

-«Ой, ребята, чем вы снег счищали?»
(На крыле его было полно!)
-«Как? Лопатой били и убрали,
Так и очищали мы крыло».

«Ах, по тоненьким  обшивочкам вбивали
Льдинки в соты, -  вам не повезло!».
(Спецчехлы потом мы заказали)
И заказ от ЛИСа новый ждали,
Чтоб восстановить «несчастное» крыло.
       ---------------
Автоклав чирчикский износился.
Сколько сборок, бедный, он «сварил»,
Но у цеха вырос план прилично,
Он такой бы план не «проварил».

И тогда мы новый заказали,
Фирмы «Шольц» у бывших нам врагов.
Через весь Союз его прогнали,
И - в бетонный «саркофаг» - ну, что ж!

Вместе с ним приехал некий Клаус,
Чтоб пустить в работу автоклав,
В помощь дали Клаусу двух замов,
Уровень такой вот был у нас.

Западный рабочий, некий Клаус…,
Непонятно было нам, совсем:
Наш рабочий – значит пролетарий,
Их рабочий – значит инженер!

Он работал с толком, как монтажник,
Как электрик и как инженер,
Знал гидравлику, что тоже было важно,
В схемы постоянно он смотрел.

Он за месяц справился отлично,
Разве на работе что не спал:
Уезжал он затемно прилично,
На работу - рано приезжал.

И везли его в машине на работу,
Стекла занавешены, темно.
Техпроцесс скрывали: – «Не охота!»
Знать его - ему ведь не дано!

Провели ремонт мы в …туалете,
Он не знал, конечно, ничего:
Окна закупорены, на свете,
Когда ел, не видел ничего.

О его режиме на заводе,
Швец все документы оформлял,
Выполнил все прихоти он вроде,-
Допуск на завод ему создал.

Но когда, вдруг, сдача наступила
И поставить на режимы автоклав, -
Их ему, конечно, сообщили….
Техпроцессы наши… выдал враз.

Из режимов всё он сразу понял:
Что мы делаем, какой завод,
Оказалось:- наш завод не понял: -
Клаус знал все технологии вперед!

И установил он все режимы,
Покосился на бетонный «саркофаг»,
И сказал он: «Автоклав имеет
Многократный прочности запас».

Показал он нам свои проспекты: -
У открытых окон – автоклав,
А другой уже стоит у стенки….
Вобщем, весь монтаж не как у нас.

Наш мы в землю сильно опустили,
Чтобы укротить у автоклава нрав.
И бетоном арматуру всю залили,
Денег вбухали…ну, кто же был там прав?

Но однажды был «веселый» случай:
Вошел Усов с металлическим ведром,
Там лежала инструментов куча,
С вверх торчащим разводным ключом.

«Что это!» - вскричал наш бедный Клаус,
С ужасом глядя на страшный ключ,-
«Это кто пришел – неандерталец?»
Только этого нам не хватало тут».

Между прочим, Усов был сантехник,
Знал он свое дело всех сильней,
Но так мы работали….  Вовеки,
«Были впереди планеты  всей».

Ну, а Клаус–то на фирме был замечен:
По карьерной лестнице взлетел,
И с тех пор был мощно обеспечен…,
О Ташкенте, видно, не жалел.
             ---------------
Но нас ждали «подвиги» и смело
Шли вперед, одолевали их.
Было еще много «приключений»,
Всех и не упомнить…, много их.

Но одно было уж очень интересно,
Не могу не вспомнить я его,
Вместе мы тогда с Колесниченко
Спрятали  дефлектор, о-го-го!

Был он списан, налетал он много,
Да на старом клее склеен был,
Но лежал он перед цехом долго -
Жукову, как видно, был он мил.

Все он требовал, чтоб наш Колесниченко
Через ОГК его «пробил»,
И, конечно, с мощной доработкой
Вновь на самолет установил.

Но дефлектор был уж очень старым,-
ОГК  согласия не дал.
Доработке, ну никак, не подлежал он,
А присутствием своим он нас «достал».

Но куда же деть его, громаду,
И решили, что после работы мы,
Отнесем его в техническую вставку
И на крышу там забросим от судьбы.

«Хрячили» вдвоем мы тот дефлектор,-
Это лишь удобно все читать,
А, как мы тащили тот дефлектор,
Невозможно даже описать.

Сразу наступило тут затишье-
Больше не мозолил он глаза.
А спустя лет двадцать с той же крыши
Юра Очнев медленно сползал….

И сказал, что в жизни много видел,
Самолеты видел, как летят,
Но чтобы дефлектор, да на крыше,
Не предвидел этого никак!
     --------------

Вместе с Первомаем Цех родился,
Под Приказ 15 он пошел,
А цех 10? – с радостью лишился,
Было это… в 72-ом!

В корпусах кипела вся работа:-
Автоматы и программные станки.
Делали уже во всю мы соты
Цех разросся, здорово мы шли.

Продолжала мучить неувязка, -
Соты до «десятки» доводить,
Пресловутая нужна была «десятка»,
Чтобы плотно блок к обшивке приложить.

А каркасы делали – то с плаза
И «десятки», ну, никак не получить.
И вопрос тот был решен не сразу,
Еще надо было РФП внедрить.      

Замглав. металлурга М.Чуканов
Все ж, решил «десятку» получить,
Дал он производству, нам команду:
«Соты по лекальным доводить!».

В допусках была там вся загвоздка:
С плаза он гораздо больше был,
А лекальные давали уже сотку,
Вот об этом я и говорил.

И, как бывший плазовик, пытался
Разницу в шаблонах объяснить,
Ничего услышать не желал он
И решил меня он… сократить.

Так и вышло: сотоблоки западали,
И ступеньки были налицо,
Переделали и снова подогнали,
Ну, а мне пришлось тут нелегко.

Жуков за меня начал бороться,
Новый был оформлен им Приказ,
Не хотели мы Чуканову сдаваться,
Но формулировка подводила нас.

И пошел к Сысцову я на встречу,
(Он тогда за генерального сидел).
Твердо я «пропел ему там песню», -
Он остаться в цехе повелел.

А с Чукановым потом мы подружились,
Много вместе выпили вина.
С Цыгановым они вместе сговорились,
На подхвате, иногда, был третьим я.
     -------------------

Цех все больше – больше разрастался,   
Мощности росли и корпуса.
Сколько мы мероприятий оформляли!
Планировкам – не было конца!

Можно вспоминать историй много,
Каждый может вспомнить про своё,
Так шла наша жизнь, нас было много,
Твердо знали дело мы своё.

И теперь, все это вспоминая,
Жаль, распалось это все, друзья,
Но, что было с нами, мы то знаем -
В памяти оставим навсегда.

Можно вспомнить, как горела установка
И не где–то, -  в отделеньи клеевом!
Как слетелось ОКБ – сноровка!
Когда массовый был непроклей потом.

Как дирекция бежала к автоклаву,
А он сжатый воздух испускал,
И поставили глушителей там пару,
Чтоб глушить тот испускающий канал.

Как упорно бились над конструкциями,
Бесконечно их, пытаясь улучшать,
Совершенствовали техпроцессы «узкие»,
Чтобы в ногу нам со временем шагать.

Как с Плетнем мы дали предложенье:-
Монорельсы «лишние» убрать,
ОКБ дало «добро» и смело
Применило…на другом изделии… их … мать.

Как задумал оформлять изобретенья,
Получил Свидетельств целых три,
И внедрили те изобретенья-
По десятке дали…. за все три».

Вспоминается командировка: - в Таганроге
Принимал на спецмашину чертежи,
Вежливо сказал конструкторам, не строго:
Нам 7000 втулок не нужны.

«Нетехнологична нам ваша конструкция».
Предложенье мое было – заменить.
Резко упростить можно конструкцию:
Вместо втулок там бобышки поместить.

Через два дня после предложенья,
(Честно говорю, не спал два дня),
Ждал, как будто этим предложеньем,
Будет решена моя судьба.

Через два дня приняли решенье:-
(К Главному с утра был приглашен),
«Мы согласны с Вашим предложеньем,
В чертежи все изменения внесем».

И с «бобышками» проснулся я наутро
И подумал: «Не нужны шаблоны нам -
Превратим все плиты мы в кондуктор
И «варить» в них и сверлить мы будем там».

Но, как с виду, не было все просто:
Были точные размеры под прибор,
Втулки в плитах - с координатно – расточного,-
Не было несовпадений до сих пор»!
         -------------
На «Антей» конструктор ввел обшивки,
По шестнадцать метров-то «всего»…
Цельный фюзеляж задумал – шибко!-
«Зарубил» идею я его.

-«Почему здоровая такая?»
-«Как? У вас такой есть автоклав,
Он 16 метров, я же знаю».
-«Верно, но нет ванн таких у нас».

-«Мне нужна такая, как хотите,
Мне на  ванны ваши – наплевать!
И не буду резать я обшивку,
Сделайте себе другой вы ряд!»

«Ничего себе», - подумал я, амбиции-
Ряд ванн только, только ввели в строй,
Не согласовал я чертежи из принципа
И оформил Разногласий «Протокол».

Да и ОКБ  все не сдавалось
И настаивало только на своем.
Ничего тогда не оставалось -
Порешили:
В министерство на разбор вопрос пошлем.

И Совет Координационный Министерства,
Наш завод в том деле поддержал,
Пополам разрезали, конечно,
И тогда все чертежи согласовал.
     ------------------
Был вопрос один у нас  «трескучий»,
Лет 15-20 он «висел»….
Но произошел однажды случай:
Хабибулин тот вопрос, вдруг, одолел.

Тот вопрос «проел всем плешь» - заноза:
На каркасы, вытекая, клей твердел.
Зачищали с нарушением анода,
А как это избежать? Вот и «висел».

Вдруг, Олег наш, «тихой сапой»
В ОГК запрос свой отослал,
Что там написал, он не сказал нам,-
ОГК запрос, как будто, ждал.

Уточнили на машину Техусловия,
Долго же пришлось тот ЛУЧ нам ждать,
И воззрился на Олега с восхищеньем я,
А сам был его готов расцеловать.

Вспоминать всё можно бесконечно,
Ведь работали почти мы сорок лет,
Многое забылось…, да, конечно!
Да сейчас уже ушло немало лет.
                ----------
На работе и хорошее бывало,
Даже водку пили иногда:-
Так причина веская бывала!
Без нее не пили никогда.

Праздники и дни рожденья отмечали,
Радовались за свой - чужой успех,
Ну, конечно, иногда ругали,
«Профилактика» нужна была для всех.

Люди - самая большая ценность -
Много делали, себя порою не щадя,
В технологиях они поднаторели
И хозяйственниками стали погодя.

Некоторые уходили…было больно.
Да, испытывали с их уходом боль,
Провожали их в последний путь достойно-
Помним мы о них всех до сих пор.
                --------------
Что ж, уходит время безвозвратно,
Но, если задуматься, друзья,
Мы прожили жизнь не напрасно,
А теперь важней всего – семья!

Делали мы много, как умели?
Нет, умело и по чертежам.
Самолеты в небо улетали,
Есть чем нам гордиться, слава нам!

Но прошло то время – цех остался
На заводе, как бы сиротой.
Весь Союз, друзья, тогда распался
Ну, а цех – он мысленно, со мной.
       -------------

Всё! Замучили меня воспоминанья!
Я не вижу этому конца,
Самым главным поделился с Вами,
«Сага» завершается, друзья!

Мы разъехались…вот Жуков в Петербурге
Свой встречает новый Юбилей,
Так, друзья, забудем мы о грустном
И поздравим В.Н.Жукова скорей.

Вместе мы работали все годы,
Вместе дело делали одно,
Вместе выпускали самолеты,
Вместе поздравляем мы его.
           ----------------

ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ!

        С ЮБИЛЕЕМ!   

                ЭДШ 12. 08. 08


         Телеграмма!

       Эдуард Аркадьевич!

  Сердечно поздравляю Вас и всех бывших
и настоящих работников цеха 86 с 40-ой
годовщиной создания участка сотовых конструкций
и 37-ой годовщиной организации цеха сотовых и
композиционных конструкций.
     Передай всем, всем, всем!!!

   С уважением и благодарностью
    Жуков Вячеслав Николаевич
               
                12.05.09


Рецензии
Эдуард!
Это почти история гражданской авиации в очень солидном исполнении!
И даже это не главное, а то, что эта самая яркая страница из Вашей жизни в том коллективе, которая подтолкнула к написанию этой саги... Понравилось!
С уважением,

Валерий Подобудчик   30.07.2010 10:19     Заявить о нарушении
Валерий! Спасибо за Ваше терпение и внимательность. Не думаю, что чтение этого "опуса" длинного и специального, доставило Вам большое удовольствие. Извините за то, что отнял у Вас время. Но тем не менее, мне показалось, что читая эту "Сагу...." Вы невольно приняли участие в области производства, которой раньше, возможно никогда не занимались. Это, как те же города, мимо которых проезжаешь, а потом они становятся эфемерными, завуалированными, точно их никогда и не было, хотя твердо знаешь, что независимо от тебя там идет такая же жизнь, как и везде. Мне конечно же приятно, что есть такой человек, неравнодушный и понимающий проблемы тысяч других, от которых не зависило влияние событий на то, что сегодня они остались у разбитого корыта. И вспоминая все те события и то, что сталось с ними и с самим заводом, только покачивают головой. Когда-нибудь разберутся на чьей это было совести.

Еще раз огромное спасибо!

С благодарностью Эдуард

Эдуард Шульман   30.07.2010 12:16   Заявить о нарушении
Эдуард!
Когда я, читая сагу, знакомился с "деталями" самого процесса разработки конструкции и технологии изготовления летательных аппаратов, то невольно поёживался от воспомининий о тех полётах на самолётах Аэрофлота, которые были у меня довольно часты... Вы понимаете, почему... Понимаю и ту высокую ответственность, которая лежала на Вас и коллективе...
С уважением,

Валерий Подобудчик   30.07.2010 12:43   Заявить о нарушении
Конечно, внутренние проблемы изготовления машин далеки от понимания их пассажирами. Первые машины обрастали неисчислимым количеством бумаг со всеми решениями и доработками по спецдокументам. Это решения как по устранению недоработок самой конструкции, так и устранения дефектов на местах.
Тем не менее, машины выходили со всеми теми изменениями, которые не влияли на прочность и эксплуатационные качества. Со временем вопросов становилось все меньше и меньнше, если не считать, что нет предела для совершенствования. Я не знал ни одного случая катастрофы самолета по техническим недоработкам завода, хотя катастроф было много. Прекращение производства ИЛ-76 произошло в момент достижения наилучшего качества их изготовления, мощного опыта и установки самого современного оборудования.

С уважением Эдуард

Эдуард Шульман   30.07.2010 14:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.