К вопросу о соотношении понятий религия и вера

                К вопросу о соотношении понятий «религия» и «вера»: сходства и различия.

 Размышляя о жизни современного мира, о сложившемся в настоящее время социуме и многочисленных проблемах, порождённых им, мы, так или иначе пытаемся разобраться в понятиях, определяющих взаимоотношения человека как с природой, так и с окружающими его звеньями общества. На мой взгляд, самыми главными из них являются «религия» и «вера» - два фундаментальных явления социума, на которых человечество построило некую модель своего существования, своей жизни. К сожалению, в последнее время грани истинного смысла и значения этих слов, да и не только слов, но и неотъемлемых спутников жизни человека, постепенно исчезают. Всё сложнее становится различить: где истинная религия –  а где секта религиозных фанатиков, где истинное слово Божье – а где прихоть номинальных посредников между Богом и человечеством, где религия – а где сама вера.


     Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени большую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, малопонятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по её внешним признакам, по тому, как она проявляется в культовых обрядах, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих её существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в извращениях, которых, к сожалению, не избежала ни одна мировая религия.
     Поэтому вопрос о статусе религии в общечеловеческой культуре, о том, что составляет её сущность, какие признаки в ней являются определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения.
     Давайте обратимся к первому определению понятия «религия»:

     «Религия – вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере. Религиозность – свойство, состоянье»
                (Из словаря Даля).

     В данном случае Даль сводит понятие религии к понятию веры, но при этом делает акцент на том, что вера эта – духовная, и сюда же привязывает духовные убеждения, а это уже довольно субъективно. Но при том, из этого же определения следует, что человек верующий, религиозный должен быть твёрд в своей вере, непоколебим.
     Следующее определение уже из "Энциклопедического словаря":
    
     «Религия - (от лат. religio - набожность - святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам)».

     Здесь уже появляются новые понятия и смыслы. В этом определении вера играет далеко не ведущую роль, она лишь – основа. Основа для введения нового в данном контексте понятия – культа – особой системы специфических действий и особой организации поведения, соответствующих определённой религии. Однако, помимо культа, мы встретили ещё два интересных понятия: мировоззрение и мироощущение, а это разные по смыслу слова.
     Мировоззрение – это система взглядов, воззрений на природу и общество.
     Мироощущение – отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках. Не стоит забывать и о миропонимании и мировосприятии. Под миропониманием обозначают то или иное понимание мира-действительности, систему взглядов, идей, в то время как под мировосприятием понимают то или иное восприятие мира, действительности.

     «Религия –  1) Одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов,  духов), которые являются предметом поклонения. 2) Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство).  3) Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности».

     Как мы видим, и Ожегов в своём «Толковом словаре русского языка» недалеко ушёл от веры в сверхъестественное и «непоколебимых» убеждений. Но появилась одна интересная деталь, а именно – «...одна из форм общественного сознания». Таким образом, получается, что религия – это уже дело не одного человека с его духовными убеждениями, а целого общества, взращённого на одной из моделей развития общественного сознания и миропонимания, причём – весьма спорной.
     Но интереснее будет заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, где мы, скорее всего, найдём определение религии с атеистической точки зрения:

     «Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак Религии - вера в сверхъестественное, но это не значит, что Религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «...Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328). В Религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения».

     Начало определения практически схоже с предыдущими, но вот концовка получилась ударная, как и полагалось.
     А вот в историческом словаре приведено даже 5 трактовок религии, но из них интересной для нас оказалась только одна, ибо остальные фактически являются повторениями вышеприведённых определений:
    
     «Религия -  духовное учение вместе с внешними обрядовыми формами, в которых различные народы и отдельные в них общества проявляют свою веру в Бога, создавшего мир, планирующего порядок жизни Вселенной и ею управляющего. На низших ступенях развития люди верили, что их жизнью распоряжается несколько богов, и таких языческих религий существовало много с их особенными обрядами. При постепенном развитии культурного мышления политеизм (многобожие) стал исчезать и уступать место монотеизму - вере в Единого Бога. Теперь во всем мире господствует четыре основных вероучения: христианство, старозаветное иудейство, буддизм и магометанство. Из христианства возникли –  греческая ортодоксальная Р., русское православие со старообрядчеством и многими сектами и римско-католическая Р. со многими протестантскими отпадениями, магометанство поделилось на шиитов и суннитов; буддизм сохраняется в конфуцианстве, ламаизме, браманизме и других Религиях».
    
     Здесь религия снова представлена как духовное учение, но и про культовость упомянуто, то есть понятия обрядов, традиций и обычаев прочно закрепились в определении религии.
     К сожалению, в определениях религии оказалось не так уж и много привязок к слову вера. А ведь без веры очень тяжко приходится в этой жизни.

    
     К концу второго тысячелетия существования современной цивилизации более пяти миллиардов живущих на Земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых – он живёт:  действует, мыслит и чувствует.
     Вера  –  универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30—40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры. Конечно, этих находок явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, во что именно верили наши далёкие предки, но с их помощью можно попытаться представить, как и почему рождалась вера вообще.

     Несомненно, человек – часть природы. Но человек обладает сознанием, поэтому он – не только “природное” существо. Стать человеком –  значит обрести способность “осознавать” себя,  т. е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. “Сознание” человека — это знание, разделённое с другими людьми, “совместное” понимание мира и места человека в нём. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым – и обобщать его. Так в человеческом сообществе возникает “обобщённое” представление о мире. Другими словами, все люди, составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что “доверяют” опыту соплеменников –  прошлому и настоящему. Вот почему вера — это коллективное представление о мире.
     Интересно разобрать определение веры по словарю Даля:

     «Вера – уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога».

     В данном определении сразу можно увидеть два определения, я бы даже сказал, –  два аспекта веры: 1) внешний аспект, внерелигиозный – «…уверенность, убеждение, твердое сознание…» - эти характеристики нам присущи и в повседневной жизни, в материальном мире (например, у меня есть уверенность, что я пойду на определённый концерт; я абсолютно убеждён, что это произойдёт; и я нахожусь в твёрдом и прочном сознании, что всё это реальность, а не галлюцинации); 2) внутренний аспект, религиозный – «…понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных» - здесь у меня уже нет уверенности или убеждения, есть лишь понятие.  А вот во второй части определения понятие веры у Даля чётко перекликается с определением религии в его словаре: та же непоколебимость убеждений, та же твёрдость веры.
     А вот то же определение веры, только из церковно-исторического словаря:

     «Вера – священный дар Божий (1Кор 12.3,9, ср. Ин 6.44,65). Вера-жизнь праведного (Гал 3.11). Но, как и во всем остальном в мире, и в вере есть масса подделок (ср. 2Кор 11.13-15). Например, за веру повсеместно принимается само хождение в церковь (см.), но это великое заблуждение (и оно тем громаднее и опаснее, чем продолжительнее это хождение и чем глубже проникновение ходящего в ее дела). Посещение церкви при некоторых обстоятельствах (при наличии на то воли Божией), конечно, может оказаться началом, зарождением веры, но не больше. Здесь можно привести такую аналогию – беременная женщина, пришедшая в родильный дом, еще не есть верный признак того, что на свет появится добрый человек (иначе откуда было бы столько убийц, воров и обманщиков?). Но в любом случае появившийся на свет человек не остается долго в колыбели... Не следует забывать, что не противники Бога, а именно «верующие» окажутся перед печальным концом, описанном в Мф 7.21-23».
    
     Думаю, здесь комментарии излишни.

     Почти сходно с определением Даля характеристика веры в трактовке Ожегова:

     «Вера –  1. Убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-н. В. в победу. В. в людей. 2. Убежденность в существовании Бога, высших божественных сил. В. в Бога. 3. То же, что вероисповедание. Христианская в. Человек иной веры. * Принять на веру - признать истинным без доказательств. Верой и правдой служить кому - служить преданно, честно».

     Но здесь я не могу согласиться с таким толкованием – «3. То же, что вероисповедание».  Вероисповедание, по тому же Ожегову, –  «…- религия (во 2 знач.), религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из ее разновидностей». С этим  расхождением в понятиях я не могу смириться, ибо для меня понятия «религия» и «вера» различны: относительно понятия веры я практически полностью согласен с точкой зрения Даля в первой части его определения; религия же, по мне, - просто система специфического манипулирования людьми. Но это лишь моё субъективное мнение. И поэтому, на мой взгляд, самая точная характеристика веры дана в философском словаре:

    «Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. В английском языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). Хотя и религиозная вера и научная "вера" (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. Что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал Кант в своей критике разума: "Я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)" ("Критика чистого разума"). В религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с др. стороны, согласно христ. учению, "сверхъестественную добродетель", которая возможна благодаря милости Бога. В этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. Вера - основа доверия. Оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности др. личности. Вера всегда есть риск, т. к. это чувство может ошибаться. Она по своей сути всегда "слепа", ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, - не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. Кто знает, тот не может верить. Слепая вера (или слепое доверие) есть в своем роде высшее испытание моральной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку».


     Таким образом, налицо сходства и различия между религией и верой. Религии при сравнении с верой, как ни странно, оказалась присуща некоторая рациональность – всё-таки, это действительно одна из форм общественного сознания, отражение действительности, основанное на специфическом мироощущении, основанном на вере в существование Бога или богов (политеизм), сверхъестественные силы, управляющие миром и поведением людей, а соответственно их судьбами. Да, она основана на вере, но это, тем не менее, - форма сознания определённого социума, а сознание можно поменять, потерять, исказить, и даже просто – стереть. А веру (в истинном понимании этого слова и понятия, явления) – невозможно уничтожить или поменять. Она – либо есть, либо её нет. Но если жизнь без религии возможна и представима, то без веры человек не может жить: хоть во что-то, но он должен верить, иначе просто не выживет. Поэтому, если вы видите перед собой человека, который утверждает, что он не верит ни во что, то знайте, что он лжёт, сам того не понимая: вера есть в каждом из нас, иначе мы бы сейчас не жили в этом странном, суетном, противоречивом и опасном, но вместе с тем, в самом прекрасном среди известных нам миров.

Март 2010г.


Рецензии
В бутылке - Джинн, на небе - Бог,
В лягушке - Царь-девица.
Кто сказок выучит урок,
Духовно возродится.

И чтоб навеки прирасти
Ему к добру и диву,
Возьмётся поп его пасти
В раю своей наживы.

04.07.2017

Эльвира Константиновна Сазонова   05.05.2022 17:10     Заявить о нарушении