Интерпретатор истории Буддизма

    Примерно 500 лет до начала эпохи Рыб. Небольшая территория сегодняшнего государства Непал – 38 кв.км. У правителя народа известного под именем Сакья родился сын, царевич Ситтхартха (будущий Будда). Еще нося сына во чреве, будущая мать, Махамайа, видела странный сон, в котором ей было указано на то, что ее младенец станет либо правителем, либо святым. Через несколько дней после рождения сына, мать Будды умирает.  Будучи единственным, что напоминало отцу о ушедшей матери, Будда был ему очень дорог. И естественно, что правитель желал, чтобы впоследствии его сын унаследовал трон. На воспитание из Будды хорошего правителя, было брошено много сил. Отец также приложил все усилия для того, чтобы уберечь сына от духовных мыслей и привязать его именно к земному, материальному миру.
    Маленького Принца почти никогда не пускали за пределы дворца. Его окружали самые изысканные вещи. Люди, вокруг него одевались во все самое нарядное и лучшее, а их лица всегда излучали радость и безмятежное счастливое настроение. Если принц выходил в сад, садовники были обязаны тщательно следить за тем, чтобы его взгляд случайно не наткнулся на увядший куст или прибитый дождем бутон цветка. А если он выходил на прогулку вне отчих стен, на его пути разгонялись все нищие и больные. Вот слова, которые приписывают Будде:
 "Для меня, во дворце родителя моего были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы; благовонные одежды из тонкой ткани носил я; из тонкой ткани был тюрбан мой и верхнее и нижнее платье; днем и ночью осеняли меня белым зонтиком из опасения, как бы прохлада, или зной, или пылинка, или капля росы не коснулись меня. И было у меня три дворца: одни для зимнего житья, другой – для летнего и третий для дождливой погоды года. И в последнем пребывал я четыре дождливых месяца безвыходно, окруженный женщинами – певицами и музыкантшами " .
     Однако надежды отца не оправдались. Однажды Принц увидел четыре видения, которые показали ему жизнь, как цепь страданий.
; Монах.
; Старик.
; Похороны.
; Прокаженный.   
  Эти знамения указали ему на проблему бытия, открывая суть жизни как цепь страданий. И перед Буддой стает выбор: или и дальше выполнять свой долг по отношению к своему отцу и стать правителем, или оставить все в поисках истины. Бросить семью, отказаться от мысли править, кем и чем либо, причинить душевную боль отцу и не оправдать его заветных надежд. Как ответил на этот вопрос Ситтхартха, сегодня знают все - он выбрал путь, который сделал его Буддой.
     У себя дома Будда не имел возможности познакомиться с религиозными деятелями. Теперь его первыми учителями стали философы - брахманы. Алара и Уддалака, так звали его новых учителей, вскоре очень быстро убедились, что перед ними не обычная личность. Будда Ситтхартха с легкостью постигал то, что ему преподавалось. Однако, главного ответа на свой вопрос он так и не получил. Что делать с цепочкой  перерождений, как вырваться из круговорота предначертанных жизней? На эти вопросы его учителя не имели точного ответа. В индуизме правит закон кармы, и как достичь освобождения от реинкарнации вообще никто даже не спрашивал. А Будду интересовало именно это.
Насытившись словами,  Будда решил прибегнуть к практике. Может там можно получить ответы? Придя к таким размышлениям, он примыкает к группе аскетов - отшельников, которых просит принять себя в ученики. Попытка личного освобождения путем собственных усилий прельщает его близостью практического осуществления. Однако вскоре он разочаровывается и в отшельничестве. Аскеты занимались поиском того, как лучше удовлетворить богов с помощью жертв и молитв. Для Будды совершенно непонятно связь между жертвоприношением животных с и достижением Нирваны. Чем убиение животного так хорошо для Богов? Разве то, что ты делаешь другому существу рано или поздно не будет тобой оплачено? 
Оставался последний способ – найти свой собственный путь. Будда погружается в медитацию и практику йоги, пытаясь лично нащупать путь к истинному свету и освобождению. Он становится отшельником практиком в самом прямом понятии этого слова. Его аскеза, его умение погрузиться в длинные медитации, его практическое применение основ йоги поражают окружающих. Ничто, ни голод, ни холод, ни зной не в состоянии отвлечь его внимания от медитации. Подобное поведение снискало новому отшельнику большую славу, и он стал почитаться за местного святого. Многие люди приходят к нему дабы учиться его настойчивости в медитации и его духовному опыту, который он из нее вынес.
     Но однажды Будда оставил эту практику отшельничества, уже принесшую ему славу и множество последователей. Он осознает, что и стремление отдалиться от материи не дает ожидаемой Нирваны. Аскетизм так же бессмысленнен, как и его отсутствие.  Далее будущий Будда направляется к реке, у которой видит женщину, дочь пастуха, которая, видя его истощенное многолетней аскезой тело, сжалилась над ним и принесла ему рисовую похлебку. Будда не боится нареканий со стороны окружающего его общества и дотрагивается до неприкасемой, принимая от нее тарелку с едой. Этим он вмиг перечеркнул весь ореол святости, который был вокруг него. Ученики оставляют его. Через века, эта история повториться с Иисусом у колодца с Самаритянкой.
     Уход учеников не поколебал Будду. Путь практика был пройден, а ответ так и не был получен - как все же достичь Нирваны? Сев у берега под большим фикусом, Будда принимает решение: "Я не встану с этого места до тех пор, пока на меня не снизойдет просветление. Пусть плоть моя увянет, пусть кровь моя высохнет, но до тех пор, пока я не получу просветления, я не двинусь с этого места".
   В месяц май, в ночь полной луны он концентрирует внимание на восходящей утренней звезде и обретает истину так называемого "срединного пути". Не желать! – вот способ избавления от цепей реинкарнации. Ни эгоизм, ни альтруизм не избавляют от материального мира. Только полное отсутствие желаний победит оковы материи. Перестав желать, человек больше не подвержен ни болезням, ни холоду, ни голоду и ничему из того, что заставляет его вновь и вновь рождаться и умирать, испивая горькую чашу жизни. Человек, постигший Великое Ничто становиться выше богов, ответственных за материальный мир и связанных его законами. Будда, вышедший за рамки материи выходит и из под власти  божеств этого мира и их законов. Он над миром и над старыми богами кармы. Теперь он знает, как умирать на этой планете страданий, что бы разорвать круг кармы и больше сюда не вернуться. 


Рецензии