весь Некрасов
Романтич. сб. Н. - "Мечты и звуки" (1840), осужденный Белинским. Зрелый Н., начиная со стих-я "В дороге" ("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 г., явл. продолж пушк линии в рус. поэзии - по преимущ реалистич. В некр лирике есть лирич. герой, но единство его опред не кругом тем и идей, а общ. принц отнош к дей-ти. И здесь Н. выступт как новатор, существ обогативш рус. лирич. поэзию, расширивш горизонты дей-ти, охвач лирич. изображ. Тематика Н.-лирика разнообр. 1й из худ. принципов Н.-лирика м/наз. соц - "Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стих-и "О Муза, я у двери гроба" поэт посл раз вспомн "эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохн поэта, Муза, у Н. – это страд бедняков. Причем эта соц. тема меняет хар-р и собств люб лирики Н. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начин стих-е 1858 г. И герой предл помолиться за тех, "кто все терпит", "чьи раб груб руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погруж в искусства, в науки,/ Предав мечтам и страстям". Н. выраж. здесь созн разночинца, истинного демокр. 2й худ. принцип Н.-лирика – соц. аналитизм. И это б/новым в рус. поэзии. Носителем, субъектом соц. типиз оказ не только автор, но и его лирич. герой. Соц. аналитизм прониз 2 известн стих-я "Размышл у парадн подъезда" (1858) и "Жел дор" (1864). Особ-ть рус. Л. в том, что она всегда была связ с актуальн пробл обществ. жизни. Н. такой же. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Н. наиб. полно изл в стих "Поэт и гражданин", к-рое восприним как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утвержд в полемике с теми, кто пыт очистить поэзию от обществ-политич тем, считая их недост выс иск-ва. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит чит от злободневн вопр соврем в мир интимн чувств и пережив. Н. предостерег поэта, нах на распутье, от опасности раздел участь либералов, "бог словом, делом бедн", погрязш в пустых разг и бездейств. Взволнов монолог гражд призыв поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посв св музу обездоле, угнет массам трудящ. Поэзия, по мнению Н., д/служ не интеллект элите, а народу, в к-ром живет потребн в красоте, справедл, вере. Т.е. Н. утвержд в стих-и гражд хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом. Именно таким поэтом был Н. Поэма "Кому на Руси жить хор?" - верш творч-ва Н. Начав писать ее в 1863 г., он раб в теч 15 лет, до сам св смерти, так и не заверш работу. В поэме автор показ шир картину послереформ Рос, те перемены, к-рые произ в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «нар книга». В этом - своеобр поэмы “Кому на Руси…”. Композ ее отвеч авторск замыслу. По первонач замыслу Н., крестьяне во вр своего путеш д/б встрет со всеми, кого счит счастливыми, вплоть до сам царя. Но затем композ поэмы была неск изменена. В прологе мы знак с 7 крестиз 7 разлдеревень, назв к-рых отраж те усл, в к-рых жили бедняки Рос. 1я часть — “Путеше, во вр к-рого крест встреч больш кол-во людей, к-рые м/считат счастл. Но при ближ знакомстве с этими людьми выясн, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. 2я часть — “Крестьянка”. В ней автор рас чит о судьбе проскрест Матрены Тимофеевны. Перед нами прох картина жизни этой рус. женщ, и мы вместе с крест убежд, что “не дело — между бабами счастл искать!”. 3я часть — “Последыш” — посвящ опис жизни помещ послереформ Рос. Заключ часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подв итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встреч “счастливого” чел-ка — Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” — гимн родн стране и велик рус. нар. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произв УНТ. С этим чит сталк, едва начав читать ее: В как году — рассчит, В как земле — угад, На столб дорож Сошлись семь муж... Первые 2 строчки здесь — зачин, характ для рус былин и сказок. В поэме оч мн нар примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколос хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произв рус. фолькл, много песен, близки по звуч нар, много форм слов, к-рые употреб. в фолькл: уменьш-ласк— хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важн место заним портрет. Хаар-р героев раскрыв и ч/з их речь. Крестьяне гов прост яз, а предст др. классов иначе выража свои мысли Помещики в поэме изображ как умирающ класс. В “Кому на Руси разверн такая картина нар жизни, каких мало в рус. и мировой Л. И поэтому поэма считает вершиной творч, гл. трудом всей жизни Н.
основные темы и мотивы лирики Н.А.Некрасова
Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: "Родина", "Тройка", "Перед дождем", "Еду ли ночью по улице темной...", "Вчерашний день, часу в шестом..."
Стихотворение "Родина" во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу:
Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:
Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений "В дороге", "Тройка", "Буря" до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов "Мороз, Красный нос", "Орина, мать солдатская", "Коробейники".
У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа.
Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать:
Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: "Памяти Белинского", "Русскому писателю", "Тургеневу", "Пророк", посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе:
Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведениях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество:
Стихотворение "Элегия" достойно завершает лирику Некрасова. В нем поэт говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, позия не может отвернуться от этой темыОбъять необъятное невозможно. А лирика Некрасова многоводна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Некрасов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.
Тема поэта и поэзии
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно.
Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем — гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
Будь гражданин! Служи искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви...
Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Стихотворение «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».
Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано в 1856 году. Это год проигрыша Крымской войны и упадка национального самосознания русских людей. Возможно, именно поэтому в этом стихотворении содержится призыв к активной жизненной позиции: «С твоим талантом стыдно спать». «Элегия» же написана в 1871 году уже после не только реформы 1861 года, но и после либеральных преобразований 60-70-ых годов. И она в какой-то мере подводит итог и оценивает результат произведенных изменений.
В стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов показывает два направления поэзии. С одной стороны - лирическую, а с другой гражданскую. И Некрасов твердо настаивает на приоритете последней. С его точки зрения, 50-ые годы XIX века не время для лирики:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин небес и моря
И ласку милой воспевать…
Гражданин в стихотворении Некрасова говорит о необходимости гражданской поэзии особенно во время кризиса во внешней и внутренней политике России:
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Но, по мнению автора, мало «достойных граждан» в России. И даже поэт, не возражая, не признает себя «достойным гражданином».
Но такие сыны своей Родины есть. И одного из них Николай Алексеевич Некрасов описывает в своем другом стихотворении - «Памяти Добролюбова». Это стихотворение - гимн настоящему гражданину и патриоту Н.А. Добролюбову. Он, литературный критик, отдал своей Родине «свои труды, надежды, помышленья». В этом и заключается, с точки зрения Некрасова, важнейшая цель литературы. Он считает, что поэты, писатели, критики должны перенять лучшие качества характера Добролюбова, который был гордостью России.
Другая важная задача литературы - это использование авторами в своих произведениях «народной темы». В том же «Поэте и гражданине» Некрасов говорит поэту голосом гражданина:
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих.
Автор считает, что страдания литература обязана отражать в себе страдания народа. Об этом Николай Алексеевич Некрасов говорит и в «Элегии»:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая страдания народа.
И что поэзия забыть ее должна…
Уже проведены все реформы, но страдания народа не иссякают.
“Народ освобожден, но счастлив ли народ?”- вот главный вопрос «Элегии». После реформ жизнь крестьянства не улучшилась, поэтому Некрасов призывает к дальнейшей борьбе: «… каждый в бой иди!»
Некрасов, посвятив свою жизнь и творчество борьбе за человеческую жизнь народа, не знает услышит его сам народ,- «Увы! не внемлет он - и не дает ответа», - и, вообще, поймет ли его народ хотя бы когда-нибудь, ведь при жизни Некрасова простой русский человек, крестьянин, нес домой не Белинского и не Гоголя.
«Поэт и гражданин». Романтич. сб. Н. - "Мечты и звуки" (1840), осужденный Белинским. Зрелый Н., начиная со стих-я "В дороге" ("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 г., явл. продолжателем пушкинской линии в рус. поэзии - по преимуществу реалистич. В некрасовской лирике есть лирич. герой, но единство его опред-ся не кругом тем и идей, а общ. принципами отнош-я к дей-ти. И здесь Н. выступает как новатор, существенно обогативший рус. лирич. поэзию, расширивший горизонты дей-ти, охваченной лирич. изображ-ем. Тематика Н.-лирика разнообразна. 1й из худ. принципов Н.-лирика м/наз. социальным - "Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стих-и "О Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза, у Н. – это страдания бедняков. Причем эта соц. тема меняет хар-р и собственно любовной лирики Н. "Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается стих-е 1858 г. И герой предлагает помолиться за тех, "кто все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям". Н. выраж. здесь сознание разночинца, истинного демократа. 2й худ. принцип Н.-лирика – соц. аналитизм. И это б/новым в рус. поэзии. Носителем, субъектом соц. типизации оказывается не только автор, но и его лирич. герой. Соц. аналитизм пронизывает 2 известнейших стих-я "Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864). Особ-ть рус. Л. в том, что она всегда была/связана с актуальными проблемами обществ. жизни. Н. такой же. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Н. наиб. полно изложил в стих-и "Поэт и гражданин", к-рое воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом. Именно таким поэтом был Н.
Тема народа и нравственного идеала
Народ и идея народного служения стали для Некрасова главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. «Он как бы лечился народом», — скажет о нем К. Чуковский. В 1845 году выходит стихотворение Некрасова «В дороге». Оно стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического стихотворения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Таким образом, уже в первом зрелом произведении поэта проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.
Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» (1846) — это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы — они рождали ненависть, сопротивление, стремление вырваться из этого мира.
Само название дано стихотворению не без яда, так как родные места — это прежде всего разнузданно-эгоистическая жизнь господ и прозябание задавленных страхом и нуждою рабов. Такая родина вызывает горькие воспоминания:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет...
Но не только жизнь русского крестьянства описывает Некрасов, но и жизнь городской бедноты. Он подчеркивает трагизм городской повседневности и обыденности. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) Некрасов с гневом и негодованием говорит о судьбе народа. Владельцу
роскошных палат, считающему «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, игру», он противопоставляет горемычную жизнь крепостного крестьянина. «Деревенские русские люди» пришли в лаптях издалека к важному вельможе пожаловаться на свое разорение, но их прогоняет швейцар, так как вельможа «не любит оборванной черни». Драматизм картины основан на контрасте между бесправным и нищим положением народа и паразитической, роскошной жизнью богачей и вельмож.
Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:
Сейте разумное, доброе, вечное...
Тема заступничества за народ звучит и в стихах, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю. Народные заступники- страдальцы, несущие в себе боль о человеке, боль о России, идут ради общего блага на жертвы. Они проносятся «звездой падучей», но без них «заглохла б нива жизни».
Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе...
«Народный» путь Некрасова начался с общения с простыми людьми. «Что ни человек то мучения, что ни судьба то трагедия», - с горечью заметит он. Вовсе неудивительно, что его ранняя лирика посвящена судьбам отдельных людей, а стихи превращаются в небольшие монологи, новеллы в стихотворной форме. Одно из самых известных стихотворений этой области некрасовского творчества – «В дороге», в котором ямщик жалуется на свою жизнь. Действительно, история его печальна. Его жена – крестьянка, выросшая в барском доме и сама ставшая «полубарыней». Она не уживается с мужиком. Аналогична ситуация в стихотворении «Огородник». Оно рассказывает о судьбе крестьянина, полюбившего барскую дочь. За это его отдают в рекруты, а любовь, конечно, невозможна. Несмотря на частность судеб этих людей, стихотворения поднимают и более глубокие социальные проблемы, точнее – проблему социального неравенства.Самая трагичная история, ставшая кульминацией народных страданий по Некрасову – «Гробок». Рассказ действительно шокирует: солдат, рыдая, идёт хоронить своего сына, которому он желал смерти, так как уже содержал многодетную семью и ещё один ребёнок был воспринят, как катастрофа. Некрасову, однако, удалось усилить эмоциональное воздействие тех стихов, которые рассказывали он женских судьбах – просто подобные стихотворения были написаны в форме женского плача. Каждая история женского несчастья – трагедия в квадрате. Например, одно из стихотворений рассказывает о судьбе матери, сын которой вернулся с войны калекой и доживает свои дни в родительском доме. Другое стихотворение – «Тройка». В нём звучит тема загубленной юности. Мечты героини восходят к большой любви, и она имеет на неё право. В финале звучит авторское пророчество – Некрасов прочит девушке судьбу крестьянки со строгим мужем, на которой будет тяжким грузом висеть непосильный труд и суровый быт. Мечты же её неосуществимы.
Тем не менее Некрасов отдаёт должное русской женщине, воспевая её величественность, невероятную стойкость, удивительную способность любить и другие качества истинно широкой души. Отвлекаясь от собственно лирических произведений, нельзя не вспомнить знаменитые слова о «женщинах в русских селеньях»: «Коня на скаку остановит, / В горящую избу войдёт». Образ крестьянки Дарьи в поэме «Мороз, красный нос» навевает автору такие мысли.Логично продолжают цепочку рассуждений стихотворения, посвящённые крестьянским детям. Первое из них, которое так и называется («Крестьянские дети»), является личными впечатлениями от общения автора с крестьянскими детьми. Стихотворение пронизано атмосферой радости детства, детского неистребимого счастья. Но детство как таковое может быть потеряно для крестьянского ребёнка, если он раньше времени включается в непосильный труд крестьянства. О такой трагичной ситуации рассказывает стихотворение под недвусмысленным названием «Плач детей». При этом в нём есть перекличка с «Тройкой» - детство и юность для героев рассматриваемого стихотворения потеряны, а душа опустошена.
Основа сюжета другого стихотворения – «Размышлений у парадного подъезда» - явление ходоков к дверям власти, то есть к парадному подъезду. Они уверены, что найдут у государства помощь и поддержку, что оно установит истину и справедливость. Но на деле их ожидает та же чучасть, что и жителей «забытой деревни» - их не пропускает швейцар, то есть даже порог не был переступлен ими. В этом случае ситуация даже трагичнее – о произволе помещиков было известно давно, но крестьяне верили в «доброго царя» и пришли к нему, пройдя огромное расстояние, о чём красноречиво говорит то, что у них «кровь на шее и кровь на ногах». Звучит тема униженности народа, его забитости. «Владельцу роскошных полей», скрывающемуся где-то в недрах этого дома, нет никакого дела до тягот простых мужиков. Этот ленивый, бюрократичный паразит является сатирическим героем, причём последнее слово Некрасов намеренно берёт в кавычки. Финал же представляет размышление о судьбах народа. «Жив ли он или духовно навеки почил?» - вопрошает Некрасов. Своеобразным ответом его себе самому является стихотворение «Железная дорога», которое стало одним из известнейших.
Сюжет стихотворения укладывается в маленький эпиграф – на вопрос мальчика, обращённый к папаше-генералу о том, кто строил железную дорогу из Москвы в Петербург, последний отвечает, что строил её граф Клейнмихель. Само стихотворение представляет собой реакцию негодования лирического героя на такой ответ. Он решил открыть Ване глаза на правду, явив ему картины строителей дороги: «Труд этот, Ваня, был страгно громаден, / Не по плечу одному». В воображении ребёнка предстают мистические картины: мертвецы бегут за поездом. Среди всей этой массы выделяются отдельные фигуры, например, белорус, долбящий лопатой мёрзлую землю. Всё это воздействует на душу ребёнка сильнейшим образом, недаром он говорит: «Видел, папаша, я сон удивительный». Однако отцу вовсе не нравится позиция лирического героя, и монолог последнего перерастает в полемику о России и пути её прогресса.Возникает вопрос: почему герой решил рассказать правду именно мальчику, а спора с его папашей всячески избегал («я говорю не для вас, а для Вани»)? Дело в том, что автор взывает к молодому поколению, незамутнённому догмами и непривыкшему к крепостничеству, призывая задуматься о судьбах простых людей. Это объясняет и посвящение стихотворения детям.
Вскоре проводится реформа крепостного права. Некрасов пишет свою «Элегию», в которой он радостно заявляет: «Я видел красный день: в России нет раба». Но вслед за этим автор задаётся вопросом: стал ли народ счастливее от собственного освобождения? Некрасов отвечает на этот вопрос отрицательно. Он вновь обращается к молодому поколению с призывом задуматься над страданиями простого человека.
Итак, Некрасов очень много говорил о народе, хотя лейтмотивом его стихов, осью, на которую большинство из них было нанизано, были страдания народа. Размышляя над этим, поэт задумывается и о собственной миссии в этом мире и роли интеллигенции в обществе. Он приходит к выводу, что должен «сеять разумное, доброе, вечное». Некрасов считал, что именно ему и интеллигенции отведена такая важная роль, как воздействие на чувства людей и напоминание о необходимости духовного единения народа в годы испытаний.
Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.
Основное внимание необходимо уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. “Панаевский цикл” — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре “панаевского цикла” — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов).
Далее необходимо проанализировать основные мотивы “панаевского цикла” (напомним, что мотив — устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений). Это прежде всего мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно — отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).
Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.
Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. (Сходство это подробно проанализировано в работах Скатова.) Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют — в интимной лирике — двух столь разных поэтов.
В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.
28. Некрасов. Поэмы
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам. Некрасов чётко наметил схему по которой должен был развиваться сюжет и находиться ответ в повторяющимся рефрене. Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»— итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле.Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть — “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье — совсем не то, что нужно странникам. 2я часть — “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело — между бабами счастливую искать!”. 3я часть — “Последыш”— посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья , подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.
Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка — Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” — гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время — добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь — зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные — хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой лит-ре. Финал: происходит окончательное изменение в осмыслении счастья: у каждого из героев поэмы свои личные представления о счастье, автор же приводит нас к идее счастья всеобщего, хотя финал поэмы открыт в будущее и не разрешен до конца. Это один из признаков эпопеи как жанра.
Проблема счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.
Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.
Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:
Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.
Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” — подагрой, счастлив тем, что:
Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.
Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые
мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.
Жанровое новаторство «крестьянских» поэм Н.А.Некрасова («Коробейники», «Мороз Красный нос»).
«Коробейники» (1861)- первая народная поэма, великолепная стилизация. В ней поэт выходил на новую дорогу. Предшествующее его творчество было адресовано в основном читателю из образованных слоев общества. В «К.» есть и любовь и тоска разлуки, и насильственная смерть. В "Коробейниках" он смело расширил предполагаемый круг своих читателей и непосредственно обратился к народу, начиная с необычного посвящения: "Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды,Костромской губернии)". Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии "Красные книжки" и распространял ее в народе через коробейников - торговцев мелким товаром."Коробейники" - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского "многоголосия", искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней - "Коробушкой". Главные критики и судьи в поэме - не
патриархальные мужики, а "бывалые", много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы "умственных" крестьян, деревенских философов и политиков. Некрасов поднял в поэме вопрос о народном языке и стиле применительно к большому жанру поэмы- концепция некрасовской народности.
"Мороз, Красный нос" 1863- след. поэма, обращалась тоже к проблемам народности. Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации. Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил,но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей "кормильца и надежи семьи", уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья - основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого. Идея семейного, родственного единения возникла перед нами как самая насущная еще на заре русской истории. И первыми русскими святыми оказались не герои-воины, а скромные князья, братья Борис и Глеб, убиенные окаянным Святополком. Уже тогда ценности братской, родственной любви возводились у нас в степень национального идеала. Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Мороз-воевода- вносит в поэму элемент сказочной фантастики.
Поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»: Некрасова волновали образы страдальцев-декабристов и их самоотверженных жен. Поэма «Дедушка» - о декабристах. Замысел 1869-1870 гг. события отнесены к 1856 г.(амнистия политзаключенных, декабристы возвращаются домой). Реальный историче6ский факт нужен Н. для провозглашения своих идеалов. Центральная фигура – дедушка, старый декабрист – фигура обобщенная, но многие современники отгадывали Волконского. Дедушка- не «ископаемый» старик, не музейная мумия, а живой и мудрый человек, знающий заповедное слово, которое как великое наследство будет передано подрастающему поколению ( «Вырастешь, Саша, узнаешь»). Временами дедушка напоминает другого некрасовского колоссального деда – богатыря Савелия. В прошлом и у того и у другого тюрьма и сибирская каторга. Дедушка в поэме окружен ореолом святости, в его описании поэт использует высокий библейский стиль. Т.О. создается образ мученика, в связи с чем значительны параллели с распятым Христом. Ключевую роль играет рассказ дедушки о сибирском селе Тарбагатай (это поселение было действит., существовало на основе самоуправства, крест.труда) . реальный факт Н. берет за основу, но дополняет его крестьянскими легендами о вольных землях. В описании села мы видим утопическую страну изобилия, где царит мир, согласие, благоденствие на основе свободного труда – снова утопизм некрасовского сознания. Историзм поэмы достаточно условен. Н. не ставит цели достоверно воспроизвести историю, его задача – просветительская, воспитательная – нравственно воздействовать на молодое поколение. Еще одна задача – показать преемственность традиций, поколений и идеалов.
Поэма «Русские женщины» на декабристскую тему, написана в 1873г. Состоит из 2-х поэм: 1 –«Княгиня Трубецкая»- поэма двухчастная, 1ч. Описательная, в ней даны воспоминания героини о прошлой жизни, эскизно упоминается о восстании 14 декабря, чрезмерную описательность Н. стремится разбавить лиризмом. 2ч. – достижение Н. – динамична. Конфликтна, в ее основе – столкновение героини с иркутским губернатором.2 – «Княгиня Волконская» написана в форме бабушкиных записок, что позволяет проследить возмужание героини. Если в начале пути на подвиг ее зовут чувство долга и любовь, то после знакомства с жизнью провинции, общения с мужиками, княгиня приходит к прозрению, начинает осознавать святость дела, за которое пострадал ее муж. Сюжеты обеих поэм – путешествия. Обе поэмы объединяются темой дороги. Важно показать возмужание характеров, рост сознания героини. Историзм связан с воспроизведением психологии жен декабристов. Н. с большим тактом и чуткостью воссоздал переживания, чувства и мысли декабристов и сотканной из всего этого атмосферой окружил обаятельных героинь своей поэмы. Замечательна одна особенность поэмы: подвиг 2-х героинь, по существу, одинаков, их судьба во многом сходна, и тем не менее вторая часть отнюдь не повторяет первую, звучит совершенно иначе. Н. – художнику-реалисту – удалось индивидуализировать хар-ры Трубецкой и Волконской. Психологически они очень разные, даже в чем-то противоположные. Трубецкая горда и аристократична, избыточно умна и холодновата, недоступна. Волконская проще и душевней, меньше похожа на светскую даму, живет скорее сердцем, чем умом, это женщина-мать, женщина-бабушка, рассказывающая свою историю проказникам внукам. В соответствии с этим две части поэмы по-разному композиционно организованы и стилистически оформлены. Неодинаков и ритм: короткий стих, исключительно мужские рифмы, звучащие, как сильные удары, в первой части, - и широкий, напевный, раздольный стих во второй.
30. Тютчев. Лирика
Свидетельство о публикации №110061802180