26. Писемский
Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881) «Тюфяк». «Брак по страсти», «Комик», «Леший», «Фанфарон», «Питерщик», «Плотничья артель»- первые сочинения обнаруживали явное влияние идей и стилистики НШ.«Очерки из крестьянского быта» (1856) свидетельствовали о глубоком знании писателем народной жизни. В1858 роман «Тысяча душ», повествующих о судьбе новоявленного героя нашего времени Калиновича. Название романа - "Тысяча душ" - лишь внешне соотносится с гоголевскими "Мертвыми душами". Роман «Тысяч.душ»и построен чрезвычайно архитектонично: каждая из четырех частей несет определенное сюжетное задание, интрига развивается четко, драматично и получает свое полное завершение. Герой романа - Калинович - сильный, волевой разночинец, с университетским образованием, уверовавший в идею честного служения государственной бюрократической машине. Он - сочетание служебной безупречности с личной честностью. Он достигает больших успехов, сделавшись сначала вице-губернатором, а потом и губернатором. Но ради дальнейшей петербургской карьеры жертвует искренней любовью к Настеньке. Образ Настеньки - большая удача Писемского в области изображения "новых людей". Провинциальная девица обладает волей и характером, сильным чувством и трезвым умом. Вместе с тем ее внутренний мир не осквернен разгулом честолюбивого цинизма, которого так много у центрального героя.У Писемского речь идет буквально о желании героя романа приобрести тысячу душ крестьян, разбогатеть путем выгодной женитьбы, для придания себе общественного веса и преуспеяния на бюрократическом поприще.Сластолюбец, расчётливый карьерист и носитель просвещения. К. беден, но полон честолюбивых планов.
Пьеса А.Ф. Писемского "Горькая судьбина" как народная драма.
По убеждению автора романа, основой действий рвущихся к власти молодых реформаторов зачастую оказываются не столько высокие, сколько неумеренное мстительное чувство за свою нищую юность и необходимость приспосабливаться ради достижения должности, дающей возможность влиять на гос. жизнь. Новый шаг в своем развитии делает Писемский в народной драме "Горькая судьбина". Традиционная тема о том, как барин соблазнил свою крепостную крестьянку, получила у Писемского неожиданное разрешение. Лизавета никогда не любила мужа, ее за Анания выдали силком. Ананий никогда не говорил с женой о любви: живет в достатке, и довольно ей всего. Барин не обольщал Лизавету, а по-человечески с ней сблизился, вникал в ее душевные запросы, она поняла, что только теперь начинает жить; она открыто заявляет о нежелании жить с мужем, и Ананий в бешенстве убивает "прижитого" от барина младенца. Новые человеческие черты выступают и у барина, перед реформой люди начали изменяться. У барина не простое сожительство с крестьянкой. И Ананий - более развитой и независимый мужик, чем другие односельчане. Он вступает в словесную перепалку с барином, и тот собирался вызвать его на дуэль (этот эпизод в "Горькой судьбине" Л.Н. Толстой считал противоестественным). Взаимное непонимание героев, преданность их "мечтательности" развивается по всем главным направлениям. Пределы "рока", то есть закоренелого крепостничества, преодолеваются по всем направлениям: и барина, и Лизаветы, и Анания. Человек перестает быть вещью, приобретает свободу выбора.
Художественное своеобразие раскрытия темы народа в творчестве А.Ф. Писемского ("Очерки из народного быта").
В 50-е годы не остались незамеченными критикой « Очерки из крестьянского быта » Алексея Феофилактовича Писемского – «Питерщик», явившийся первым рассказом из этой серии и опубликованный в «Москвитянине» в 1852 году, затем последовавший за ним «Леший» (1853) и «Плотничья артель» (1855). Тематически к циклу примыкали рассказы «Старая барыня» (1857) и «Батька» (1862).
«Прочитав его рассказ («Леший». – А.Ф.), вы чувствуете, что побывали в деревне, говорили с мужиками и очень хорошо с ними познакомились»1. Критика верно улавливала в произведениях Писемского знание народной жизни, умение документально точно отразить быт крестьян. В очерках дана широкая картина крепостной деревни, обнаруживаются черты этнографизма в описаниях народных обычаев, деревенских развлечений, свадебных обрядов, даже сами названия мест, где разворачивается действие, не вымышлены, а взяты из жизни.
Писемский документально исследует жизнь народа . « Очерки из крестьянского быта » носят во многом этнографический характер, включая два обязательных элемента очерков подобного типа – этнографию и фольклор. Для Писемского характерно, как и для Даля, соотнесение этнографического материала с точными географическими объектами изображения. Так, в рассказе «Питерщик» дано точное описание Чухломского уезда Костромской губернии. Автор замечает: «Чухломской уезд резко отличается от других, – это вы замечаете, въехавши в первую его деревню».
В « Очерках из крестьянского быта » Писемский приводит также крестьянские суеверия как средства характеристики народного мировоззрения. Бытовые суеверия воспринимаются писателем как показатель народного миросозерцания, а народная поэзия – как степень развития народной культуры. Это находит отражение в рассказе «Леший», но в нем в отличие от Тургенева, поэтизирующего народные представления крестьянских детей («Бежин луг»), писатель подчеркивает губительную силу крестьянских суеверий и предрассудков, порожденных условиями деревенского быта . Не обошел Писемский в своем творчестве и народные образы колдуна и знахарки («Плотничья артель»). Писатель включает в рассказ сведения о приемах колдовства, описания различных действий колдуна, наговоров, использование специальных трав, умывание росой на дворе. Такой колдун из деревни Печуры, прозванный в народе «печерский старичище», «седой и старый, бородища нечесаная, волосищи на голове, как овин, нос красный, голос сиплый». Картины крестьянской жизни у Писемского ярки и многообразны. В их изображении писатель сливается с устным народным творчеством.
Свидетельство о публикации №110061802170