25. Чистое искусство демократическая поэзия 60-х г
ОНи переживали период падения читат.интереса. сборник Фета не имел успеха, а сб.Некрасова, напротив, разошелся мгновенно: поэтич.призыв к гражд.служению был принят как знамен6ие времени. Однако поэзия знает лишь один критерий – уровень художественности, независящий от степени присутствия в поэтич.произвед.соц.тем и мотивов. Представители: А.А. Фет, А.Н. Майков, А.К. Толстой. Я. П. Полонский. Л. А. Мей, А. Григорьев и др. 1-ый сборник Майкова(нач.1842): «Вакханка», «Барельеф», «Сон»
Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы желтые, покрытые скирдами,
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь,-
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звезд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.
1839
, «Искусство» и др. С той поры лирика М. тяготеет к античным классич.формам, отражает стремление к уравновеш.,наслаждению природой и иск.
1-ый сб. Полонского «Гаммы»(1844). В нем наметились основ.темы и формы: любовь, овеянная тихой грустью, природа, увлекающая в томительные грезы, бытовой романс, портретные зарисовки, передающие сложное состояние лир.героя(«Вызов»
За окном в тени мелькает
Русая головка.
Ты не спишь, мое мученье!
Ты не спишь, плутовка!
Выходи ж ко мне навстречу!
С жаждой поцелуя,
К сердцу сердце молодое
Пламенно прижму я.
Ты не бойся, если звезды
Слишком ярко светят:
Я плащом тебя одену
Так, что не заметят!
Если сторож нас окликнет -
Назовись солдатом;
Если спросят, с кем была ты,
Отвечай, что с братом!
Под надзором богомолки
Ведь тюрьма наскучит;
А неволя поневоле
Хитрости научит!
Октябрь 1844
, «Затворница», «Пришли и стали тени ночи», «Встреча» и т.д. В последующие годы он пишет элегии, баллады, песни, романсы, поэмы, стихотворные драмы. Творч.наследие Мея невелико. Печататься начал в 1840, последующ.гг.связ.с ред.славянофильского «Москвитянина», с «Библиотекой для чтения» и «Русск.словом». Его стихотв.сб-к возвещал об уходе от соц.тем в идеальный мир красоты. Однако уход в наст.ис-во не был для поэта постоянной позицией. Тема предназначения свободного певца- главная в его лирике( «Сумерки», «Канарейка», «Забытые ямбы», «Мимоза
Цветут камелия и роза,
Но их не видит мотылек:
Ты жизнь и смерть его, ты — греза
Певца цветов, моя мимоза,
Мой целомудренный цветок,
Затем что в звучном строе лета
Нет и не будет больше дня
Звучней и ярче для поэта,
Как тот, когда сложилась эта
Простая песнь: «Не тронь меня».
<1859>».
Ст -я из нар.жизни, на библ.и античные темы.
Свидетельство о публикации №110061802169