24. Фет. Лирика

Особенности тематики поэзии А. Фета
Природность и естественность – гл. завоевание его лирики. Фет выявлял в своих стих-ях богатство человеч. чувственности. Фет очень дорожит мигом. Его часто наз. поэтом мгновения. Для Фета важно, чтобы пейзаж вызывал у читателя ощущение если не бесконечности, то огромности мира («Чудная картина…»). Наиб. свободно Фет писал в 40-50е гг. В это время у него появляется образ деревни («Дождливое лето», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Ты видишь, за спиной косцов…»). Упозднего Фета этих образов не будет. Любовная лирика Фета тоже «природна». Природа – это люди, природа – это состояние челка в тот/иной момент его жизни. В60е гг. у него б/творч. кризис. Из него ему помог выбраться Шопенгауэр, к-рого он очень любил. После него в 70-80е гг.Фет все равно остался служителем красоты, жрецом «чистого искусства». Но теперь в его стихах наряду с красотой есть страдание и мука. Он начинает стремиться к высшему. идеальному во всем, абсолютизирует образы женщин. Стих-е «Никогда» отражает кризис позднего Фета. Это стих-е – фантазия на тему воскресения на безлюдной, замерзшей земле. Для Фета искусство было Богом.

Ф – певец любви и природы, поэт-музыкант, п- импрессионист.  Своеобразный переход от романтизма 30х к рус символизму рубежа веков. Творчество Фета совр-ки оценили оч противоречиво. 1840 – 1сб стих-й – «Лирический пантеон». Сразу заметил Белинский, которого восхитили антологич-е стихи фета.Дружинин определяет основное свойство таланта Фета как «умение поэта ловить неуловимое».
Мотив  невозможности выразить глубинные переживания восходит в  русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия, отчетливо представленной в известном стихотворении В.А. Жуковского "Невыразимое".
Вслед за Жуковским Фет  уже в ранних стихах утверждает невыразимость Божьего мира и внутреннего мира человека в слове.
Мысль о невыразимости переживаний и мыслей в косном обыденном слове занимала  Фета  еще в юности. Фет  утверждает, что поэт способен передать в слове ("крылатом слова звуке") всё – и происходящее в глубине души, и существующее в мире вокруг.
Но  мотив   невыразимого  представлен в поэзии  Фета  и в традиционной трактовке: "Стихом моим незвучным и упорным / Напрасно я высказывать хочу / Порыв души…" (1842). В этом примере очень важно, что несостоятельность самовыражения связывается с "незвучностью" стиха: тонкий и глубокий смысл может быть выражен лишь посредством звука или при его решающем участии. Другие примеры: "Не нами / Бессилье изведано слов к выраженью желаний. / Безмолвные муки сказалися людям веками, / Но очередь наша, и кончится ряд испытаний / Не нами" ("Напрасно!", 1852), "Как дышит грудь свежо и емко - / Слова не выразят ничьи!" ("Весна на дворе", 1855.
Обозначение поэтической речи посредством лексемы "звук" не случайно. Для  Фета  парадоксальным способом выразить  невыразимое  является прежде всего либо молчание, непроизнесенная речь или "естественные языки" любви, цветов, либо именно звук: музыка и музыкальное начало в поэтическом языке. "Я понял те слезы, я понял те муки, / Где слово немеет, где царствуют звуки, / Где слышишь не песню, а душу певца, / Где дух покидает ненужное тело, / Где внемлешь, что радость не знает предела, / Где веришь, что счастью не будет конца" ("Я видел твой млечный, младенческий волос…", 1884.
Страданье – от невозможности полного выражения чувства.

    Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его поэтическим манифестом:
                Я пришел к тебе с приветом
                Рассказать, что солнце встало,
                Что оно горячим светом
                По листам затрепетало;

    Три поэтическ.предмета — пр-да, лю-вь и песня — тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало... затрепетало». И поэт полон жажды любви и творчества.

Любовь как преодолённое страдание.Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно.  Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

    Импрессионизм в лирике А. Фета.
Для Фета важны переходы от вещественного к духовному, от внешнего к внутреннему, что есть главный принцип романт лирики в целом.Иммледование ассоциаций, кот соединяют текст, который у Фета оченб сжат и ёмок. О очень любит цветовые ассоциации, трепетен к звуку: «На кресле отваляясь, гляжу на потолок…»Всю лирику Фета с точки зрения творческого метода объединяет импрессионизм.Импрессионизм – направление в искусстве к19-н20вв, сложившееся во франц живописи в 60-70е годы. Ему свойственно:- отражение красоты повседневной действительности;- изображение человека в единстве с окр средой, вечно изменчивой, поражающей богатством красок (пастельные тона, полутона, оттенки);- фрагментарность композиции, или принцип кадра. У фета это выражается в принципе безглагольности («Шёпот, робкое дыханье…»);- главное – это передача мимолетных впечатлений, прекрасных мгновений;Через единичное, фрагментарное и мгновенное Ф стремится раскрыть вечное.

    Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства.
    Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:
                Шепот, робкое дыханье,
                Трели соловья,
                Серебро и колыханье
                Сонного ручья,
                Свет ночной, ночные тени,
                Тени без конца,
                Ряд волшебных изменений
                Милого лица,
                В дымных точках пурпур розы,
                Отблеск янтаря,
                И лобзания, и слезы,
                И заря, заря!..

    Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник — смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

    Музыкальность поэзии А. Фета
Все исследователи говорят о музыкальности Фета: цикл «мелодии». Фету важен подбор звуков, ритм, мелодика. Даже тема порой развивается как в муз-м произведении переплетением повторяющихся мотивов.Субъективен принцип словоупотребления. Ф намеренно стирает грань между внешним миром и душ жизнью. Эпитеты «тающая скрипка», «звонкий сад».Часто теряется граница между прямым и переносным значениями.
    Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье...»:
                Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
                Лучи у наших ног в гостиной без огней.
                Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
                Как и сердца у нас за песнию твоей.
    Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.
    Стихи Ф. необыкновенно муз-ны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Ф. назвал «Мелодии».

     Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую...» поэт так говорит о призвании «избранника»:
                Одним толчком согнать ладью живую
                С наглаженных отливами песков,
                Одной волной подняться в жизнь иную,
                Учуять ветр с цветущих берегов…


Рецензии