Критический разбор. Марков Алексей Васильевич

Рецензия на - http://www.stihi.ru/2010/06/10/5036


День добрый, Алексей Васильевич!

Я не профессиональный критик, да и стихи ещё только учусь писать, но попробую сделать разбор Вашего стихотворения, как я его вижу.

Стихотворение написано в канонической форме «французского» варианта сонета.  Основные правила  соблюдены – 14 строк, состоящие из двух катренов и двух терцетов. 
Сонет написан пятистопным ямбом, нарушений ритма нет, но есть одно «но»…По канонам схема рифмовки во «французском варианте» должна быть такая:
abba abba ccd eed (или ccd ede), у Вас же в первом катрене использована перекрёстная рифмовка, во втором – кольцевая (опоясывающая). Поэтому, если не отходить от канона, необходимо использовать один вариант. С другой стороны, время не стоит на месте, сонет развивается, многие, и я, в том числе, пишут еретические сонеты,  другое название – «русский сонет».  Прочтению это, в принципе, не мешает.

Рифма есть везде, не везде она глубока. Идеально, когда в рифмующихся словах совпадает ударная гласная,  опорная (предударная) согласная и послеударное окончание. Но это идеал:).  Хорошая рифма «кожи - уничтожить»,  «суровый – лавровый», «власть – страсть».   Вообще, сонет «любит» точную рифму.  Канонически, в катренах всего две рифмы, а в терцетах от рифм, используемых в катренах нужно уходить, для того, чтобы сюжетно-эмоциональный переход был более ярок.  Рифма «рвут – мнут» откровенно слабая, и не потому, что она глагольная, а семантически.. И рвать, и мять – это наносить вред, уничтожать.

Далее. 
«Зерном созревшим будет это слово»     Распространённая семантическая ошибка,  всегда хочется задать автору вопрос «какое слово?» .  Я понимаю, что речь идет о некоем «творении» , и каким бы оно не было, труд не напрасен. Непонятно, почему творение-цветок готово ко всему.
«…безумный гибкий кнут» - мне кажется, нужно другой эпитет подобрать к кнуту.
«Оденут на цветок любви хомут» -  всё-таки «наденут» будет более правильно. И еще мне непонятно словосочетание «любви хомут» в данном контексте. Если наденут хомут на цветок любви, тогда нужно избавляться от инверсии, она искажает смысл.
«На все в подлунном мире Божья власть,
Уйдет в небытие дурная страсть,
Но слово никому не уничтожить.» 

С первой строкой спорить не буду, хотя не все люди верят в божественную власть, с последней соглашусь совершенно, а вот вторая – загадка для меня. Если будете мне отвечать, поясните Вашу мысль.

Далее.  «друг» - обращение, нужно выделить запятыми, после «мнут» также нужна запятая.

Резюме:

Лично мне понятно, что хотел сказать автор, а это уже половина успеха. Все ошибки достаточно легко исправить, после чего сонет заиграет совершенно другими красками.

Рекомендации:

Не увлекайтесь инверсиями, Алексей Васильевич, смысл они порой искажают  очень сильно. Примером пусть будет великолепная инверсия Лермонтова «белеет парус одинокий в тумане моря голубом».  С осторожностью относитесь к таким словам как «это», «так» и т.п.   «Я так тебя люблю!»  И сразу хочется спросить, а как? :)  Избегайте глагольной рифмовки, глаголы рифмовать трудно, если не хотите варианта «ушёл-пришёл».  Более  тщательно подбирайте рифмы, не забывайте, что важна не только ударная гласная, но и опорная согласная (как минимум).

В целом от этого сонета у меня благоприятные впечатления.  Если, что упустил, или сказал не так, прошу учесть, что я не профи.  Сорри за опечатки.

С уважением….


Рецензии
Андрей, здравствуйте:)
Отличный разбор!
Андрей, у меня к Вам просьба-предложение, Ваша почта работает?

Елена Черская   13.06.2010 08:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Да, работает. Пишите.

Андрей Данов   13.06.2010 08:48   Заявить о нарушении
отправила.

Елена Черская   13.06.2010 09:27   Заявить о нарушении
Попробуйте ещё раз, я поменял ящик. Всегда приходила почта, а тут...

Андрей Данов   13.06.2010 12:12   Заявить о нарушении
Андрей, отправила. Если не получите, напишите мне, пожалуйста.
Моя почта работает

Елена Черская   13.06.2010 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.