ИЭ для Чайников. 6. Правда и вымысел

Из гл.5:    http://www.stihi.ru/2010/05/24/1977 (АлКора)
       
     Как-то, прогуливаясь по СТИХИ.РУ, в замечаниях к рецензиям я натолкнулась на вопрос одного из читателей, который показался мне интересным. Какова цена эмоциям, описанным в стихах поэта – настоящие ли  они или придуманы так же, как придумывают сюжет книги? Есть ли разница между реальным чувством к конкретному человеку и теми эмоциями, которые поэт выразил своими стихами? И надо ли писать о том, что действительно есть, или ради написания хороших стихов лучше дать простор своей фантазии о желаемом?  Автор вопроса заставил меня всерьез задуматься.

   На нашем сайте я находила примеры и того, и другого. И страстные, откровенные пересказы в подробностях своих обид и восторгов, и рифмованные переложения чужих личных историй, а иногда и притч, явно не пережитых, не выстраданных самих автором. Какой же материал, какие сюжеты и темы более всего подходят для написания  действительно  хороших стихов? Что представляет собой настоящая поэзия (цитирую автора вопроса) – «ложную выдумку, за которой скрываются грубые инстинкты и лживое самооправдание или существует  какая-то нравственная истина в стихах и в тех эмоциях которые они вызывают?». Здесь сразу же возникает и еще один вопрос – всегда ли есть бытийная истина в жизни поэта? То ли все его эмоции и мнения - чистая выдумка и фантазия по поводу услышанного, то  ли за ними стоит сам автор и его собственный внутренний мир? 

  Вопрос не простой.  На него нельзя ответить ни «да», ни «нет»: и то, и другое будет неправдой. Если внутри поэта эмоциональная пустота, и он человек, который еще не познал ни настоящей радости, ни подлинных страданий, о которых пытается написать в стихах – не придет к нему свыше ничего: он не сможет создать то, что отзовется в душе других, а его выдуманные страсти могут вызвать только улыбку читателя.

   С другой стороны, на сайте встречается масса стихов, написанных не только по реальным событиям, но и по горячим следам только что пережитого. Они подлинны на все сто процентов, но почему-то не вызывают во мне должного эмоционального отзвука.

   Все наши «страсти» - и положительные, и отрицательные - в принципе у всех схожи и, в общем-то, известны. Их пересказ в рифмованной форме нам мало что прибавляет. Оказывается, стихи становятся поэзией только после некоторого осмысления своего опыта. Ты уже имеешь его в своей жизни, но пишешь не только эмоциями и даже не умом, а чем-то еще, что находится над тобой: твою руку словно ведет кто-то невидимый. И совсем не важно, по реально пережитому сюжету пишутся стихи или по несколько додуманному и переделанному. Любой  сюжет такой поэт окрасит своими, совершенно особыми и только ему одному присущими красками. Больше того, в какой-то степени он материализует все написанное им в своей реальной жизни – притянет к себе события и ситуации, о которых написал.

   Мистика, скажете вы? Может быть. Но такая мистика уже не раз происходила в моей жизни. Стихи – это вообще очень не простая вещь. Загадочная, не от мира сего. Они  есть «песнеграмма» конкретной души плюс нечто свыше, позволяющее автору увидеть и записать то, что он уже внутренне готов принять в себя, но о чем до написания стихов даже не догадывался.

    Если я слишком длинно и сложно написала, дорогие мои Чайники, извиняйте! Уж больно хороший вопрос прочла на сайте – захотелось с вами поделиться. С теплом и симпатией!

в продолжение гл.7 - http://www.stihi.ru/2010/09/05/5129 (АлКора)

      


Рецензии
Алла, здравствуйте!

Вы создали замечательный цикл-введение для авторов, спасибо вам и всего вам самого хорошего!

О творчестве много очень важного сказал Марсель Пруст. Так как "не всякая птица долетит" аж до середины седьмого тома его "Времени" (где на многих страницах изложено то, что я считаю концепцией художественного творчества), то я дам здесь несколько цитат ("Обретённое время" в переводе Аллы Смирновой; да-да, тоже Алла!):

...

Итак, я пришел уже к тому выводу, что мы не свободны перед произведением искусства, что мы творим его отнюдь не по собственной воле, но, поскольку оно уже ранее, до всего, до замысла, существует в нас и является объективной, но скрытой, реальностью, мы должны открыть его, как закон природы. Но это самое открытие, которое заставляет нас сделать искусство, не является ли оно, в сущности, открытием того, что должно быть нам дороже всего на свете и что обычно остается так и не познанным — это наша собственная жизнь, реальность, именно такая, какой мы ощутили ее, и столь отличная от той, которой мы привыкли верить, и что наполняет нас невыразимым счастьем, когда какая-то случайность вдруг дарит нам истинное воспоминание? Я смог убедиться в этом, осознав лживость и фальшь так называемого реалистического искусства, которое не было бы столь обманчиво, не заимей мы сами привычку давать всему, что чувствуем, отображение, столь отличное от наших чувств, и которое, по прошествии некоторого времени, мы и принимаем за саму реальность. Я понимал, что мне не следовало бы забивать голову разными литературными теориями, которые так волновали меня когда-то...

...

Впрочем, даже если оставить в стороне логическое содержание всех этих теорий, мне казалось, они свидетельствуют о слабости и зависимости людей, их излагающих, так хорошо воспитанный ребенок, услышав от людей, у которых он обедает, следующее заявление: «Мы говорим правду, мы искренни и откровенны», чувствует, что подобное высказывание свидетельствует о нравственных качествах более низких, нежели простой, бесхитростный поступок, не требующий никаких слов. Истинное искусство обходится без громких лозунгов и свершается в тишине.

...

...писатель чувствует сильнейший соблазн создавать интеллектуальные произведения. Редкостная безнравственность. Произведение, изобилующее теориями, подобно вещи, на которой оставили этикетку с ценой. Вот только этикетка подчеркивает стоимость вещи, в то время как в литературе любое логическое рассуждение эту стоимость уменьшает. Рассуждать — значит блуждать, такое происходит всякий раз, когда не хватает сил, чтобы заставить себя бережно пронести образ через все состояния последовательно и в результате добиться яркости и выразительности.

...

Алла, ещё раз спасибо вам и всего самого хорошего!
Сергей.

Сергей Николаев-Смирнов   14.08.2017 19:39     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Сергей! С радостью бы пообщалась, познакомилась бы ближе, да уже опять уезжаю - до 1 сентября снова без интернета.

Надеюсь, пообщаемся осенью! Рада вам!

Алкора   20.08.2017 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.