Верочка и Каравай

  Вере было шесть лет,  она ходила в детский сад последний год. Жила она в  маленьком городе,  в небольшой квартире на пятом этаже,  с мамой, папой, братом Пашей,  и любимой кошкой, которую звали Афина, или просто Афа. Паша ходил в четвертый класс, у него было много друзей, которые часто приходили в гости. Дети  жили очень дружно,  очень редко ссорились,  и даже если ссорились,  то  очень быстро мирились.
   За окном стояла осень,  листья уже опали,  и деревья  стояли голые. В парках и садах на земле лежал желто-красный ковер из листьев,  все чаще  с неба лил дождик. Ребята надевали  резиновые сапоги, гоняли ручейки и пускали по ним кораблики. С каждым днем было  холоднее и дни становились короче. Дети все чаще ходили с зонтами,   у Веры тоже был зонт,  разноцветный,  с рисунками из  любимых мультфильмов. Шел конец октября.
    Вера сидела за обеденным столом и нехотя ела  суп, изредка кусая  кусочек ржаного хлеба. Ладно бы просто суп,  так еще и с хлебом, думала  девочка,  уж больно ей не хотелось есть этот хлеб. Булочки и пончики  еще куда ни шло, но вот ржаной хлеб не очень нравился девочке. Она вздохнула, отправила ложку супа в рот и стала смотреть в окно. Вера сидела  за столом одна, потому, что была суббота, Паша был в школе, а потом должен идти на  тренировку,  он начал ходить в секцию на  легкую атлетику. Хотя, зачем  ему эта секция, думала девочка,   он и так бегает быстрее всех своих одноклассников.  Девочке было очень скучно. Со вздохом,   Вера съела еще ложку,  а хлеб не стала,  оставалось еще: половина тарелки, и почти целый кусок  ржаного хлеба. Вот в садике, думала  девочка,  нам говорят,  хлеб всему голова,  да какая же это голова, просто мякиш с корочкой и все.
; И где тут голова? - проговорила девочка,   и съела еще одну ложку супа, - когда же кончится этот суп, и можно будет выпить компот из вишни,  который сварила мама?! И пойти гулять на улицу с ребятами.
   Так,  ложка, за ложкой, девочка  съела весь суп,  хлеб  она не доела, осталось чуть меньше половины куска. Вера знала, что маме не понравится, что  хлеб остался не съеденным. Вера решила не огорчать маму,  сначала хотела спрятать  кусочек,  но подумала,  что мама все равно найдет и заругает. Тогда девочка решила взять и выбросить кусочек  в окно,  что бы никто не заметил. Вера прикрыла окно, вымыла за собой посуду,  подошла  к маме и сказала:
; Мама,  я все съела,  тарелку помыла,  можно я пойду гулять?
; Ты даже хлеб съела? - спросила мама,   она знала,  что дочка не очень любит ржаной хлеб.
; И суп, и хлеб, - ответила Вера,  и немного покраснела,  она знала, что  обманывать нехорошо, но рассказывать маме правду совсем не хотелось.
  И девочка отправилась гулять. Надела  свой новенький плащ,  резиновые сапоги,  шапочку, взяла  с собой зонт. Во дворе уже гуляли другие ребята, Вера присоединилась к ним,  и все вместе стали играть. Сначала играли  в догонялки,  но на  улице было много луж,  некоторые ребята быстро промочили ноги,  потом решили играть  в прятки, но  листва с деревьев уже облетела и прятаться было неинтересно. Лавочки и качели стояли сырые, и ребята решили играть в «Море волнуется раз». Игра  была очень интересная,  но некоторое время спустя мама позвала девочку домой. Придя домой,  Вера, первым делом,  поставила сушится обувь и колготки,   а потом села за рисование. Вчера ей дали задание, в детском саду: нарисовать дома все виды хлеба, которые знаешь. Вера знала много видов хлеба: булочки,  батоны, рожки, пончики,  лепешки,   ватрушки... Она  вязла краски и кисточки и принялась рисовать. У нее уже получились румяные булочки,   аппетитный батон,  рогалик,  и сейчас она сидела и рисовала  каравай,  потому,  что рисовать обыкновенную буханку хлеба было совсем не  интересно. Каравай получался  красивым,  с косичкой по краю,  с румяной корочкой, девочка сама залюбовалась своим рисунком. Осталась всего пара  мазков, как вдруг, каравай отделился от листа,  немного  надулся, приобрел форму, и стал  совсем похож на настоящий каравай.  У каравая появились маленькие ножки и ручки,  а так же глазки и рот. Вера даже выронила кисточку от удивления.
; Как  это произошло? - пробормотала  девочка.
; А вот так, - ответил Каравай, улыбаясь  своим  ртом,  - ты меня нарисовала,  и я стал живым.
; Но, я много рисую, и белок, и зайцев, и собачек, - говорила Вера, - но  ожил почему то только ты!
; Я не просто так ожил, - сказал  Каравай, и  немного нахмурился, - Я ожил, потому, что ты не воспитанная девочка!
; Почему это я не воспитанная? - удивилась Вера, я всегда всем говорю  «здравствуйте» и «пожалуйста»...
; Да потому, что ты так относишься к хлебу, - сердито  ответил  Каравай, - я царь всех хлебов — Каравай,   и не позволю тебе так поступать и думать о хлебе! Почему ты сегодня  выбросила кусочек хлеба в окно?
; Как думать?  Мы хлеб в магазине покупаем, там, на полке его всегда очень много,  я подумала, что ничего страшного не случится,  если я  выброшу один малюсенький кусочек в окно. - ответила  девочка.
; А ты знаешь, Вера,  откуда берется хлеб? Как  он оказывается на полке в магазине? - спросил Каравай.
; Ну...ну... его  на машине привозят, - смущенно ответила  девочка.
; А как он в машину попадает? Знаешь? - спросил царь  хлебов.
; Наверное,  его кто то делает, - задумчиво сказала девочка.
; А ты знаешь сколько труда вложено, что бы на твоем столе  появился этот малюсенький кусочек хлеба? - сердито спросил Каравай
; Я догадываюсь, - сказала Вера и  ей стало  стыдно.
; Ничего ты не знаешь о хлебе! - воскликнул царь всех хлебов,  и щелкнул своими хлебными пальцами.
   И тут,  над столом  появилась скатерть, да не простая,  она парила в воздухе прямо над рисунком девочки. Скатерть была не больше носового платка.
; Что это?  - спросила  Вера.
; Это  мой транспорт,  я на нем могу перемещаться по разным местам, - ответил Каравай. - Если ты хочешь все увидеть, то полетели со мной, я покажу тебе хлебную страну, и ты все-все сама узнаешь о хлебе.
; Но как же я  помещусь на  этот маленький платок? - спросила  девочка, я же большая!
; Все очень просто,  сейчас я отломлю кусочек от своего правого бока,  ты съешь его,  возьмешь меня за руку, и мы  отправимся с тобой в путешествие. - ответил царь всех хлебов.
; Хорошо, - согласилась  Вера.
   Каравай отломил маленький кусочек от своего  правого бока, и протянул  его  девочке,   Вера положила  хлеб в рот, и тут же все завертелось у нее перед глазами, и она очутилась в своей же комнате,  только уже сидела на скатерти, и рядом сидел  очень важный  Каравай. Он махнул своей рукой и  скатерть полетела прямо в открытую форточку. Вера испугалась, что замерзнет, но  почему то холодно ей совсем не было.  Они пролетели над городом,  надо лесом,  внизу Вера видела машины, автобусы,  поезда.  Скатерть летела все быстрее и быстрее, пока не остановилась над полем,  на котором росла обыкновенная трава. Каравай встал, окинул рукой поле и сказал:
; Вот видишь? Тут  и начинается история о хлебе.
; Как? Тут же только обыкновенная трава, - удивилась Вера.
; Конечно трава,  ведь  прежде всего это поле нужно вспахать,  - Каравай махнул рукой, и появилась лошадь, за ней тянулся плуг,  а за плугом шел  человек. - Вот так пашут поля. Лошадь запрягают в плуг, плуг переворачивает землю и убирает траву,  а сзади идет человек  и со всей силы нажимает на плуг,  что бы тот вошел глубже в землю. Такой человек должен вспахать все поле. Он пахарь.
; Надо же! - изумилась  девочка, - я никогда не видела как пашут поле.
  Каравай взмахнул рукой еще раз и скатерть полетела дальше. Пролетела лес,  реку,  и остановилась над другим полем. По полю шел человек и большой  тряпичной сумкой,  и что то раскидывал.
; А это сеятель, видишь он разбрасывает  по полю семена?  Он сеет хлеб, зерна попадут в землю,  и будут расти. - объяснял Каравай.
; Так,  значит сначала вспахать, потом посеять, - повторяла  Вера.
  И снова скатерть по команде Каравая полетела дальше. На этот раз  она остановилась над полем на котором росли  зеленые колосья.
; А это и есть рожь,  в колосьях которой созревают зерна,  нужно  следить за  колосьями, что бы их не съела саранча, не погубила  болезнь, иначе ничего не вырастет! - Говорил царь всех хлебов.
  И они полетели дальше. На этот раз они остановились над  полем,  на котором работало очень много человек. Все люди нагибались,  и что то складывали  в отдельные кучки.
; А это жнецы. В руках у жнеца всегда серп, это такая маленькая коса,  он подрезает колосья у самой земли. Затем связывают  в снопы, потом снопы увозят с поля. - рассказывал Каравай.
; Я никогда не думала, что хлеб сначала в поле растет, как трава! -  удивленно сказала Вера, -да его еще как траву косят!
; Вот  в следующий раз прежде чем хлеб выбрасывать, подумай! - опять рассердился  Каравай.
   Но долго сердится не стал, и скатерть полетела дальше, пока не  прилетела в деревню, куда как раз и свозили колосья. Вера увидела что  много деревенских жителей колотят снопы.
; Зачем они это делают? Зачем колотят колосья? - удивленно спросила девочка.
; Им нужно выбить из колосьев зерно. Это молотьба,  колосья не колотят а молотят, присмотрись повнимательней, - зерно выбивают из колоса,  собирают отдельно, а то что осталось — это уже солома, - объяснял Каравай,  - соломой можно крыть крыши,  использовать в  разных хозяйственных делах.
 И правда,  Вера присмотрелась и  увидела, что зерна вылетают из колосьев. Потом зерна собирают  в мешки, и складывают на телегу, в которую запряжена лошадь. Скатерть полетела дальше, на этот раз она остановилась на мельнице. Мельницы Вера часто видела на картинках,  это были такое дома,  сверху которых  был винт,  он крутился,  когда дул ветер. Она увидела, что мешки с телеги заносят в мельницу,  и зерно из мешков высыпают в какую то большую емкость. В емкости было  2 огромный круга, и они вертелись в разные стороны, стоял шум, летела пыль.
; Что это? - спросила девочка.
; А это жернова,  они  трутся друг об друга и перемалывают зерно.  Двигаются они, потому, что ветер крутит  винт на мельнице,  и, когда зерно попадает  в жернов,  оно измельчается на мелкие-мелкие кусочки,  и превращается в муку. А главный тут — мельник .Ты же видела муку, из которой мама печет пироги? - спросил Каравай.
; Видела,  но никогда бы не подумала, что  мука  делается именно так. - ответила  Вера.
; А потом,  то что перемолол жернов, просеивают через большое сито, что бы грязь не попала в муку. Мельник ссыпает муку в мешки и отправляет их в  к пекарю. - сказал Каравай.
 И скатерть с путешественниками полетела дальше, пока не остановилась в пекарне.   Тут вкусно пахло свежим хлебом,  булочками,  изюмом, сахарной пудрой. Пекарь в  белом фартуке замешивал тесто в большом  чане,  туда засыпал муку,  заливал воду, добавлял  соль и сахар... Верочка даже засмотрелась на работу пекаря.
; А вот тут как раз и печется  хлеб. Смотри, пекарь замешивает тесто, потом  кладет тесто в форму, а форму в печь,  и печет хлеб. Если пекарь  любит свое дело, то хлеб всегда получается вкусным и пышным. - рассказывал Каравай. - Пекарь может печь любой хлеб. Из ржаной муки получается черный хлеб, из пшеничной белый. Ржаной хлеб очень полезен для  здоровья,  там много витаминов, поэтому его нужно есть каждый день. Пшеничный очень вкусный, это могут быть булочки и пироги,   и много другого.
; Значит сначала надо вспахать поле, потом посеять зерно,  потом вырастить колосья, потом сжать, потом обмолотить, потом  смолоть на мельнице, потом просеять, потом  замесить тесто, потом испечь хлеб, - сказала Вера, - все?  Теперь можно есть?
; Можно есть и в пекарне. Ты права. Но если ты живешь далеко от пекарни? Тогда нужно горячий хлеб погрузить в машину, привезти в магазин, и только потом поставить на полку и продать людям, - важно сказал Каравай.
; И правда! Сколько всего нужно сделать,  что бы  у меня дома был  хлеб к обеду! - удивилась Вера. - ты был прав, Каравай, я была очень невоспитанной девочкой,  теперь я понимаю, что в хлеб вложено очень много времени и труда, и нельзя его выкидывать! Я больше никогда не буду так обращаться  с хлебом! Спасибо тебе, что взял меня с собой,  я никогда бы не побывала в твоей хлебной стране! - сказала девочка.
; Вера! Дело ведь, не только в хлебе. Ведь и картошка  тоже не растет в магазине, и крупа и яйца, и масло и молоко. Во все это  тоже вложен труд, и немалый. Поэтому нужно уважительно относится  к любому продукту, да и не только  к продукту. Вот  игрушки, у тебя есть игрушки? -спросил Каравай.
; Конечно есть! - ответила девочка.
; Даже игрушки делают  много людей, это их работа, они вкладывают свой труд, для того, что бы ты в магазине могла купить куклу, мяч,  воздушный шарик и многое другое, - объяснил Каравай. - Поэтому к каждой вещи нужно относится бережно,  тебе думаю вряд ли понравилось бы, если бы я разорвал твой рисунок,  который ты долго рисовала! Ведь ты вложила туда свой труд!
; Я все поняла, Каравай, - сказала Вера, - прости меня, пожалуйста,  я всегда буду об этом помнить!
; Я рад что ты все поняла, Вера, - сказал Каравай,  щелкнул пальцами,  и девочка вновь оказалась за своим столом, перед своим рисунком.
  Девочке стало очень стыдно за свое поведение, и она пошла  к маме и во всем ей призналась. Мама улыбнулась, погладила дочку по голове и велела больше никогда ни кого не обманывать. Вера вернулась в свою комнату, посмотрела на рисунок и увидела, что румяный каравай на  бумаге изменился,  косичка  сместилась. Когда Вера присмотрелась повнимательнее,  ей показалось, что каравай подмигивает ей.

Рисунок  был отнесен в детский сад, и оказался самым лучшим в группе.
Это все потому,  думала Вера,  что хлеб и правда всему голова!



   


Рецензии