Стих дня. Насонов Андрей. 05. 06. 10

http://www.stihi.ru/2010/06/02/1722


Пейзаж с двумя чайными ложечками

Пустынная плоскость стола
оканчивается горизонтом.
Нет ничего, кроме встречи
двух чайных ложечек,
весенних желаний
и воспаленья рассвета.
Двух чайных ложечек
забытых на неизвестной станции
самолётами рук, поездами чашек;
двух лодочек
попавших в залив знакомства,
выброшенных из бури будней.
Их до сих пор качает,
то ли от не давнего чая,
то ли оттого, что стола не плоскость,
а объём передаёт тектонику волн
их волнующей встречи.
И её округлый животик,
и его высокий купол
заканчивают сферу и историю мира.
Блеснёт чайка. Осядет вороньё чаинок.
Две ложечки. Чашка –
колба и колыбель.
Все их чаянья от чая до чая
и чай вдвоём, и уже отчаливая
в космическом спряжении и разъединении
рук, и уже отчаиваясь,
они будут спрашивать –
это случай или дзинь-дзинь-дзинь?

Насонов Андрей   03.06.2010


Рецензии
Верлибр, как концентрация мысли, явления, события вокруг чего или на что всё и генерируется. И не одно, может и несколько. При всём многообразии метафор и образов, чем собственно и ценен верлибр...верлибр не терпит неточности, ритм в любом случае должен быть выдержан, никто не говорит, что легко...к верлибру особое внимание, особенно классиков, так как рифмы как таковой нет, но! если верлибр удался, то отсутствие рифмы как бы не заметно...всё восполняет ритм ну естественно смысл...не надо нагромождать и путать читателя! Хочется? Тогда дорога к футуристам...а теперь собственно к тексту, естественно ИМХО, я всего лишь читатель и все мы учимся чему - нибудь и как - нибудь...

Пустынная плоскость стола
оканчивается горизонтом.
Нет ничего, кроме встречи
двух чайных ложечек,
весенних желаний
и воспаленья рассвета.

первых пять строчек задают темп и главное начало (встречают всё таки по одежке)...шестая строка мне не понятна, пробовал на всякий лад..и так и эдок, более былоб приемлемее...и воспалённого рассвета...

Двух чайных ложечек
забытых на неизвестной станции
самолётами рук, поездами чашек;
двух лодочек
попавших в залив знакомства,
выброшенных из бури будней.

для неутраты смысла (однако верлибром можно такие глубины подымать...кои в классике почти невозможны и смысл (глубочайший!) выходит на первое место, не надо прятаться за словоблудием...)
думается, что надо сделать так: для двух чайных ложечек...
инверсия...самолётами рук - крайне неудачна (смысл-то до меня доходит, но неудачно...и ещё: если ставите знаки препинания, то ставьте везде, где нужно, согласно канонов русского языка или не ставьте вовсе, что даст бОльший манёвр и Вам и читателю...

а вот чашек поездов как раз инверсия была бы в тему...

двух лодочек
попавших в залив знакомства,
выброшенных из бури будней

очень и очень удачно по смыслу и красоте, как бы подитоживая первую часть стихо смысловую, в принципе, как отдельную часть, здесь можно былоб закончить. Вы решили продолжить, Ваше право...двигаемся дальше...

Их до сих пор качает,
то ли от не давнего чая,
то ли оттого, что стола не плоскость,
а объём передаёт тектонику волн
их волнующей встречи.

так же удачно...образно, но...что стола не плоскость- портит всё...

может: (?)

...что не плоскость стола
а объём его передаёт...и далее по тексту

И её округлый животик, ( это к ложке? но их же две!)
и его высокий купол (это кто или к кому?)
заканчивают сферу и историю мира. (на Ваше усмотрение, я бы убрал или заменил по смыслу)

Две ложечки. Чашка –
колба и колыбель.
Все их чаянья от чая до чая
и чай вдвоём, и уже отчаливая
в космическом спряжении и разъединении
рук, и уже отчаиваясь,
они будут спрашивать –
это случай или дзинь-дзинь-дзинь?

заключение, хорошо...всё становиться на свои места, Вы приводите к логическому окончанию!
Зачем было вводить образ чашки...одна строка! Хорошая...Чашка –
колба и колыбель, непонятно зачем, да и не раскрыто, несвязано, ведь далее Вы и говорите о связи ложек, зачем чашка, как третий лишний? Альма матер? Не факт, а если так, то это нужно было раскрыть и показать (вот Вам ещё одна тема в этом стихо!). Мне кажется это лучше убрать, чтоб не смазывать общее впечатление от всего стихо...

На мой взгляд стихо удался и кто сказал, что верлибр написать легко!?
Повторюсь...всего лишь имхо! Удачи и без обид!

Иероним Босх   07.06.2010 17:21     Заявить о нарушении
от это да))))
Ним, я смутно понимал - теперь вижу ясно))правильно что я не влез со своим "видением"
)))

Старый Мудрый Акан   07.06.2010 17:58   Заявить о нарушении
После Босха влазить нештатным рецензентом, постигая смысл, заложенный в представленное сочинение, что костяным гребешком по чужому огороду в поисках брошенного золотого.
Все же, из уважения к Главному редактору и Алексею, позволю высказать свой взгляд на особенности текста.

Пустынная плоскость стола
оканчивается горизонтом. - Ну, не нравится мне упомянутый горизонт,оканчивающий столешницу. Могу представить бездну, пропасть, но не линию, видимую наблюдателем.
Нет ничего, кроме встречи
двух чайных ложечек,
весенних желаний
и воспаленья рассвета. - И даже воспаленным, рассвет представить непросто. Вряд ли данный эпитет можно применить к нему, невесть откуда , прибившемуся, судя по всему, совершенно случайно.
Двух чайных ложечек
забытых на неизвестной станции
самолётами рук, поездами чашек; - Вы сознательно провоцируете читающего на систематизацию транспортных вариаций применимо к различным существительным?
двух лодочек
попавших в залив знакомства,
выброшенных из бури будней. Это часть понравилась. Только лучше " в залив знакомств".
Их до сих пор качает,
то ли от не давнего чая, - "Давний чай " - кажись, не по-русски. Филологи, если что, подскажут. Наверное, стоит поискать другой антоним слову " давний".
то ли оттого, что стола не плоскость,
а объём передаёт тектонику волн - Здесь восприятие читателя на грани физической метаморфозы. Чем в данном случае отличается эти две величины?
В последнем предложении автор пытается пофилигрировать с однокорешками . В принципе, можно без труда продолжить данный труд, обладая заданным материалом, чай, сервер это позволяет. Но зачем? Давайте вместе побережем редакторов, их так мало и время их не безгранично.

Гражданин России   07.06.2010 20:31   Заявить о нарушении
Спасибо Иероним! Потому и пришел, что готов учится. Я очень благодарен за Ваш разбор и воспринимаю это как помощь. Вы сделали его точно и аккуратно не нарушив ткани стиха. Я во многом с Вами согласен и буду разбиратся с этим стихом. Нагромождение слов для меня не является самоцелью, хотя я прошел через влияние формальных футуристических изысков. За частую я так просто вижу. С уважением.

Насонов Андрей   07.06.2010 22:11   Заявить о нарушении
Не за что, Андрей! Я же говорил, что мы все учимся, как я и говорил, что по-видимому на Вас оказал влияние футуризм, а потом и вспомнил, извиняюсь...не по автору, а по самому стихо, я его читал и обратил внимание (конечно же Вы понимаете о чём я!).
На мой взгляд футуризм не самое "страшное", что может быть, просто это, как бы для определённого круга людей, особого склада ума и характера и я считаю и ставлю это явление выше классического верлибра, до футуризма надо постараться дорасти, если сразу не понял или не примкнул...если уж многие не могут или не хотят понять верлибр, то что тогда до футуризма...это что-то типа космоса Дали, Босха...ну вот где-то так. Удачи!

Иероним Босх   08.06.2010 07:10   Заявить о нарушении
Простите, уважаемый Гражданин России, что не ответил сразу,- цейтнот. Спасибо Вам за отзыв. Я хотел бы ответить на Ваши замечания, попытаясь объяснить, что я хотел сказать этими строками. При этом я не хочу сказать, что они удачные... просто история замысла. Тут уж если не удалось, то не удалось...

Строчка "Пустынная плоскость стола оканчивается горизонтом" - здесь задано положение на****ателя: он смотрит на столешницу не сверху, как обычно, а так, когда глаза распологаются на уровне столешницы. На****атель видит перспективу, даль, как при созерцании пейзажа и не видит где заканчивается столешница, но видит окончание пейзажа - горизонт - некую линию за которую взгляд его не проникает. Важно обособится далее от того, что вокруг стола может быть бытовое окружение. Уже сначала стиха понятно, что стол с двумя ложечками становится самодостаточным объектом. Он - пейзаж и всё тут.

Строка "...воспаленье рассвета..." - слово воспаплённый передаёт цвет рассвета, а именно красный. Т.е. рассвет красный, что бывает при ветренной погоде. Насколько правомочно использовать такое сравнение? Скажу, что я не оригинален в этом. У В. Высоцкого есть строка в стихотворенье "ОПЛАВЛЯЮТСЯ СВЕЧИ" из кинофильма "Дела давно минувших дней",режиссер-постановщик Владимир Шредель: "Кто-то злой и умелый, Веселясь, наугад Мечет острые стрелы В воспаленный закат"
Конечно, я согласен, что более точно было бы " и воспалённый рассвет", а не " и воспаленье рассвета..."

"Двух чайных ложечек
забытых на неизвестной станции
самолётами рук, поездами чашек" - здесь я хотел передать многообразие событий происходящих в жизни ложечек. На эту забытую станцию они могли попасть разными способами, одновременно они могли и разминутся. Возможная "не встреча" - это одна из тем этого стихо.

Согласен, что "залив знакомств" буде лучше. Спасибо!

"их досих пор качает то ли от НЕ ДАВНЕГО ЧАЯ" - "давний чай" - это, пожалуй, не по современноруски, а в царской России, за чая часто встречались. И обычным оборотом было "Мы встречались за чаем... у нас был чай (по современному встреча)... у нас был с ним давний чай (встреча была давно). Возможно, сейчас это и не понятно, поэтому не приемлемо... согласен.

"то ли оттого, что стола не плоскость,
а объём передаёт тектонику волн" - на счёт этой строчки соглашусь, что она не раскрыта и, действительно, не понятно чем одна величина лучше и не обходимей другой для той же тектоники волн.

На счёт "побережём редакторов, их и так мало..." Я думаю если человек решил быть редактором, то он сознательно сделал этот выбор. И вероятно, как взрослый человек, осознавал, что не будет на каждом шагу встречатся с шедеврами, и что так или иначе ему прийдётся заниматься просветительской работой. А сниходить, одолжение делать это как-то не хорошо. Лучше уж не заставлять себя. Без обид.

С уважением.


Насонов Андрей   10.06.2010 16:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.