Он не спешит герой сойти в могилу

Николай Агеев 2
Копия статьи из газеты - ВИТЬБИЧИ
21 июля 2009 г., - №83(2777)

НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА

«Мы не плачем, у нас все в порядке»

Любимая книга витебчанина, Николая Агеева — «Как закалялась сталь» Островского. Впрочем, если бы он задумал написать свой вариант, то его смело можно было бы назвать «Как закалялся человек», потому что, потеряв зрение и пройдя многие круги больничных и житейских испытаний, Николай Сергеевич вернулся к жизни, не потеряв вкуса к ней.
И остался нужным, полезным окружающим. Особенно тем, кто попал в беду...
Он — послевоенное дитя, родился в 1946 году на Витебщине, в деревне Разаны Толочинского района. С детства слышал поверье, что название родных мест пошло от рязанских мужиков, некогда переселившихся сюда, на Беларусь. Тянуло маленького Николая и к рисованию, и к музыке, и к технике. Последнее пересилило, и он поступил после школы сначала в Дубровенское СПТУ, а потом — в Латвии — в техникум, чтобы получить специальность механика.
    Белорус Николай Агеев отработал 12 лет в полюбившейся прибалтийской республике, на одном из предприятий. начинал слесарем, затем стал мастером, нашел здесь и свою любовь, женился на латвийской девушке, в семье родились сын и две дочери. Беда нагрянула неожиданно: в 32 года он получил производственную травму и фактически потерял зрение. Операция в Риге не привела ни к чему, только московские хирурги в известной клинике Святослава Фёдорова через два года смогли Николаю частично, всего на 20 процентов, вернуть зрение. Однако и на этом беды не окончились...
Того времени, ВТЭК, вытолкал его на третью группу инвалидности, с таким зрением. А что бы устроиться на работу снова медкомиссия, которая разрешает работать только в обществах слепых. Только с третьей группой в них тогда не принимали. Но семью-то как содержать?
   Впрочем, Николай никогда не отчаивался, и, несмотря на трудности, даже с таким зрением умудрился найти настоящую мужскую работу: он сопровождал грузы, в том числе и для Афганистана, когда началась эта непонятная никому война. Вот там, на узбекско - афганской границе, в начале 80-х годов, он и получил тяжелое ранение, в результате которого потерял вновь зрение полностью. Более двух месяцев Агеев находился в коме. Нашедшие его родственники не знали, что и думать: речь шла вообще о жизни или смерти, ведь раненый считался безнадёжным. Николай уверен, что вторую жизнь ему подарила Мама, которая приехала к нему и все операции провела подле сына. Именно Мама настояла на том, чтобы ее Николая перевезли в Москву, где она показывала его лучшим врачам, оттуда — снова в Ригу, где была сделана последняя, косметическая, операция. К нему медленно возвращалась память, как и понимание того, как жить дальше, — ему было в то время всего лишь 35 лет. И все-таки, немного поправившись, Николай Сергеевич устраивается надомником. Теперь, с первой группой, к тому же не различающему даже свет, деваться больше некуда. Но, как говорится, одна беда не ходит: вместе со зрением он потерял и семью, жена не смогла стать опорой и надеждой слепому супругу. Николай Сергеевич и сам не захотел быть обузой, он подал на развод и уехал в Волоколамскую школу для восстановления трудоспособности слепых людей. Там он встретил свою опору и надежду: Валентина Николаевна, инвалид I группы по зрению, стала его женой. Вскоре они переехали в Москву, где счастливо прожили до трагического 2004 года, когда Николай Сергеевич овдовел. Судьба снова посылала ему испытание, и он решил вернуться на родину, в Беларусь.
   Сегодня инвалид I группы по зрению Николай Сергеевич Агеев живёт в Витебске, работает на ЧУП «Элект», Его жизнелюбию, энергии может позавидовать самый здоровый человек! Несгибаемая воля и желание во что бы то ни стало, противостоять всем бедам научили Н.С.Агеева справляться самостоятельно со многими работами, да ещё выполнять их лучше других. Например, в своё время, научившись читать и писать по системе Луи Брайля, он получил в качестве приза Брайлевскую печатную машинку за победу в конкурсе знатоков. А когда пришло время компьютеров, Николай Сергеевич освоил и их с помощью, специальных, звуковых программ. Он выходит в Интернет, осуществил компьютерный набор восьми своих поэтических сборников (верстку и оформление помогал делать Андрей Короткин).
   Будучи слепым, Агеев научился играть на баяне и гармошке. Как профессиональный технарь умеет починить разную бытовую технику, мастерски выполняет слесарные работы. И, конечно же, много читает, пишет сам, а темы подсказала нелёгкая жизнь. Лишив этого человека зрения, она не смогла его сломить и убить в нём жажды познавать мир, на ощупь, в звуках, в движениях. О своём предназначении Николай Сергеевич размышляет сам и делится мыслями с читателями, которые есть у него во многих изданиях не только Беларуси, но и России.
 
 Может быть, потому судьба наградила этого несгибаемого человека ещё одной встречей, которая согрела Николая Сергеевича: Леонида Николаевна стала его надёжной опорой...
Не она ли вдохновила его на такие оптимистические строчки:

Век живи, век учись — то народа молва.
Жизнь сложна, и ничто в ней не гладко.
Всё поймём, всё осилим — на то голова.
Мы не плачем, у нас всё в порядке!

Нина Струкова.
Фото Геннадия Вычева.



     *       *      *

На стихи ру. натыкаешься на алмазы в строчках стихотворении, но кажущийся талант бывает надмен и спесив, не считая нужным отвечать на твои рецензии, тем более вести переписку.
Я впервые встретился не с надменным талантом, а встретился с человеком -гранитом, удивительной человеческой судьбой, сродни судьбам Корчагина и Маресьева, про него можно написать книгу, и он будет этого достоин, так напишите талантливые писатели,
кто по настоящему пишет прозу и стихи. Нынешние способы воспитания подрастающего поколения может не востребуют образы героев - прошлого и настоящего, а жаль, но они
несомненно будут востребованы в нашем будущем, а оно, благодаря таким усилиям,на примере таких людей, как Николай Сергеевич Агеев сложатся счастливым для наших детей и внуков.
Не нужно быть талантливым в писательстве - прозе и стихах, чтоб окликнуться на человеческую боль, окликайтесь на его произведения,пусть сейчас они не столь таланны, но и Николапй Островский пробивался к своей вершине через непонимание и адский труд!
Поддержите его, эти усилия вам ничего не стоят, по сравнению с тем,каких это усилии стоит ему, выход в интернет для него, ослепшего адская работа! Я не знаю, как сделать ссылку на его страничку, но на стихи ру. вы найдёте его страничку, не посчитайте это за труд! Введите его в список избранных авторов, как сделал это я, переступите через свой образцовый талант или невежество, никого не смею обидеть ..
  Ко мне на страничку заходила читательница, больше всего удивила фамилия - с приставкой - Корчагина, но дело ведь не в этом, да и какая разница, кто с какой фамилией заходит и читает, и проходит мимо.. Не мне судить ..
  А вот эти его стихотворение, стоящее ..
               
ОРЛЫ И ПИГМЕИ.

Николай Агеев 2

Рожден ползти - летать не может,
Как оправданье говорят.
Полёт ползучих не встревожит,
Внизу спокойней во сто крат.

Здесь свой мирок, в нём всё понятно.
Ума палата - сплошь рефлекс,
Все - оптимисты безвозвратно,
А их страна - страна чудес.

А как тому, кто жил в полёте,
Чей мир был ярок и широк,
Оборван кто на верхней ноте,
А вниз не хочет в тот мирок?

Не сможет он, полёт познавший,
С ползучими, на равных быть.
Он всё почти что потерявший,
По воле волн не станет плыть.

Он в жизни той гонимый будет
И пессимистом назовут,
Но в мире том его не будет,
Где сплошь обманы, пьянство, блуд.

Те, кто летит, не принимают,
С ползучими не хочет быть,
Но есть душа, кто понимает,
С ней будет петь. Они же – ныть

Мой ответ Николаю Агееву.

Пройти при жизни
по ступеням ада,
Не каждому
бывает суждено
Твоя судьба –
не сладкая услада,
С такой судьбой
ты выжил тяжело.

В натуре ты,
не просто витебчанин,
Ты, из деревни,
не Рязань – РазАн
Ты, в первый год родился
не военный,
Ты стал наградой 
после партизан.*

Разан, скорей
не русское название,
Совсем разан,
так схожий на азан*
В Рязани там,
шатёр стоял татарский,
И кровь смешалась
граждан этих стран!*

Ведь вымерли деревни
в Белой Руси,
Не досчитались
жизней в городах
Считать убитых валом,
не годилось,
И гибли люди
с Родиной в глазах.

И убавляли смерти
после страшной,
И самой страшной
мировой войны
В миллионы уменьшали
в счётной,
Как будто в пропасть
сгинули  ОНИ!*

Ведь вымерло народу
в Белой Руси,
И гибли в сёлах,
много в городах
И каждое рожденье
истреблённых,
Рождалось
в восполненье за прах!

И в год другой,
он мирный, не военный,
Родился белый рус,
он – белорус
Николай родился,
мал, прикольный,
Мужчиною родился,
и не трус.

И сколько пережил
он испытании,
Он как пример
обманчивой судьбы
Штормило и бросало,
и пытало,
В раздор вставала
жизнь на дыбы!

Поехал в Ригу,
поступать, учиться,
Склонялся в школе
к музыке, талант
И склонности
к художеству проснулись,
Себя не стал
к бумагам приручать.

Потом же вникнув,
что с другой наукой,
Повязан в жизни
с техникой, судьбой
Поехал в Ригу
в скорости учиться,
Чтоб обучиться
к жизни непростой!

Там бывший
«пэтуэшник»* обучился,
И получил свой
фирменный диплом
Теперь механик,
грамотный в натуре,
И в Латвии
обрёл семейный дом.

С любовью он
женился на латышке,
Там родились
две дочери с сынком
Он делал всё,
совсем не понаслышке,
И делал всё,
надёжно, с угольком!

Ему легко давалось,
то, что нужно,
Нежданно, вдруг,
случился форс – мажор
Ты потерял не просто,
вдруг здоровье,
Никто бы не поверил
в этот вздор!

Тебе лишь было,
тридцать два по жизни,
На койке бредил
и шептал люблю ..
А как без зрения жить
не понапрасну,
И не залезть
всей тяжестью в петлю!

Но, Павка ведь
Корчагин не сдавался,
О том писал
Островский всей душой
Там твой герой
любимый  закалялся,
И ты, судьбой в той,
пройденный тобой!!

И в Риге не суметь
глазам проснуться,
врачи пытались
столько раз помочь
А может быть
в Москве дадут очнуться,
глазам смотреть
чтоб было, славный, вмочь.

ВТЭК* вынесло
решение - не смертно,
Ты инвалид по зренью,
в группе три
И зренья оставалось
на проценты,
Но, что же делать,
правду ты, прими ..

И он нашёл
мужчина, где трудиться,
Он в Афганистан
устроился возить
Через Селенгу
сопровождал машины,
И взрывом был,
ещё раз он убит!

И времени,
совсем не оставалось,
В больничной койке
время проводить
Но не сдавалась мама,
не сдавалась,
в любви ей сыну
разве изменить?!

Врачи смотрели
на остатки сына,
Совсем худой,
больной, не видит свет
Везти в Москву,
немедленно и срочно,
И вам заказан
в срочности билет!

Кому он нужен
инвалид по группе,
Он первой группы
инвалид по ВТЭК
Своей семье,
жене не милый в трупе,
И невозможно
праздновать успех!

И возвращалась
память через силу,
Не человек,
а труп  живой в обзор
Но не спешит
герой сойти в могилу,
Убить себя
не мыслимый позор!

И в тридцать пять
надомник по работе,
и как себя
по жизни прокормить
И нету доли
лучшей, чем заботы,
идти вперёд,
судьбу чтоб усмирить.

И в Риге он
не встанет на колени,
Своей рукою,
всё ж, подаст в развод
И не наложит
бритвою на вены,
И пусть по жизни
станет он урод.

В Москву опять,
чтоб снова научиться,
С  системой
незнакомой Луи Браль*
И сможет он
по новой ухватиться,
Чтоб волей закалиться,
словно сталь!

Он в школу для
слепых пойдёт учиться,
Чтоб научиться
жизни у слепых
И встретится
по новой он с судьбою,
И вновь любовь
поделят на двоих.

Он будет так
учиться, не на жизнь,
а насмерть будет
биться, не смешно
Читать так много
надобно, учиться,
а жить слепым
в невежестве грешно!

И проживёт
с любимой, Валентиной,
И вновь один
останется с собой
Ну что же делать,
если смерть виною,
Проходит время,
ты – не молодой.

Коня ты
не теряй, когда в дороге,
на переправах
кони ведь нужны,
Жену в пути ты
не теряй, подмогу,*
слепой слепому,
так нужны в любви!

А во дворе
четвёртый год от века,
И надо возвращаться
в Белорусь
На фабрике
он трудится в «Электе»,
И на страничках
пишет он про грусть.

В своих стихах
он пишет, как умеет,
Что в жизни
нет укатанных дорог
И жизнь прожИть,
как надо, он сумеет,
Прожить достойно,
надобно в свой срок!

А драмы –
огорчения в этой жизни,
Их очень много
в жизни и любви
А вот слепым
остаться многократно,
И жертвой стать
немыслимой войны!*

Афганистан –
дороги фронтовые,
Через Селенгу,
дальше в Кандагар
Ох, эти парни
наши, разбитные,
Возили грузы,
всякие - в разгар!

Ты Николай –
Корчагин, как с натуры,
Как твой из книжки,
вылитый герой
Не убоишься лечь
под амбразуры,
И потому ты выжил,
пусть слепой!

И жизнь твоя,
как точка огневая,
Ты с Леонидой
повстречался вновь
И пусть она
такая же, слепая,
Она поймёт
тебя, свою любовь!

И выживать
по прежнему придётся,
Но ты освоил
технику, гляди ..
Компьютер ты освоил
по программам,
И переводишь
звуки ты в стихи!

Сейчас во всю
играешь на гормошке,
А можешь и с баяном
поплясать
Ты до сих пор
работаешь в слесарке,
Чтоб выстругать
детальку и запчасть!

И познавать
готов ты эту жизнь,
На слух, на ощупь,
в звуках, и смоги
Желаю я,
чтоб с подлостью убойной,
Ты не встречался
в сайте «ру. стихи».*

Ты Николай –
Корчагин, как с натуры,
Как твой из книжки,
вылитый герой
Не убоишься лечь
под амбразуры,
И потому ты выжил,
пусть слепой!

Пройти по жизни
по ступеням ада,
Не каждому бывает
суждено
Твоя судьба –
не сладкая услада,
С такой судьбой
ты выжил тяжело.

Писать тебя
нам надобно с натуры,
таких людей
на пальцах сосчитать
Зачем писать
людей с номенклатуры,
и после,
значит, это., отвечать.

В натуре ты,
не просто витебчанин,
Ты, из деревни,
не Рязань – РазАн
Ты, в первый год
родился не военный,
Ты стал наградой 
после партизан.



29 мая 2010 г.


*вся Белоруссия - это партизанские тропы.
* утренний рассвет, зорька.
* В Рязани стояла ставка Касим – хана, вполне согласуется с тем, что название этого места – Разан, а не Рязань.
*говорят рязаньские красавицы особенные, глазами так схожих на касимовских наложниц.
* число погибших в Отечественную войну и во вторую мировую советских граждан разнятся, последняя статистика – 27 миллионов!
* выпускник профтехучилища.
*врачебная комиссия.
*система для чтения пальцами и обучения слепых.
*коня не теряй в дороге, жену - на старости .. (казахская пословица)
*до сих пор не ясны причины вторжения в Афганистан, и непонятны мотивы этой войны!
*стихи ру.


Рецензии
Серьёзное произведение. Хорошо, что здесь редко, но появляются такое. И хорошо, что читаем не очередное само...а повесть о человеке с большой буквы. И представте- не автора. Значит можно ещё разглядеть душу человека рядом, с его огромной силы тягой к жизни...вопреки...Спасибо от души! Жму руку. Эта тема обширна, поэтому БОльше не смог- да и не надо долго рассуждать.

Риф Хуснутдинов   25.06.2010 15:13     Заявить о нарушении
Риф, спасибо за понимание и отзыв, без героизма и патриотизма личностей не обуздать эту аморальную жизнь, и без таких людей и без объединяющей идеи, благодаря таким людям, надеюсь мы не превратимся в потребителей благ, секса, еды и одежды, а иначе, то чем мы тогда отличаемся от животных?!

с ув. Нурлан.

Сак Тан   26.06.2010 08:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.