Из книги прощай, столетие! марион коксвик

МАРИОН КОКСВИК


ИЗ КНИГИ "ПРОЩАЙ, СТОЛЕТИЕ!"



FARVEL ARHUNDRE  Dikt

Solum Forlag  Oslo 1999

INNHOLD

1/ Foran et klassebilde med Adolf Hitler +
2/ Edderkoppens lodd
3/ Disputt med Psykoanalysen
4/ I dialog med meg self
5/ I Monets Spisestue
6/ Kongleskrekk
7/ Et Barnedikt
8/ Pa Tyrefektning
9/ Et Overfall
10/ Pa Besok hos Dylan Thomas
11/ Slagplan mot den daglige Depresjon
12/ Amor i Amerika
13/ Reisen til Motenes Mekka
14/ En Forsvarstale for Kamelen
15/ I Stalins Begravelse +
16/ Min Poetikk
17/ Selvportrett med liten Ape
18/ Hymne til Paul Robeson
19/ Foran et Fotografi av Henrik Wergeland +
20/ Avskjed med Heidegger +
21/ Bombene faller
22/ Et Manifest for Dumheten
23/ Pa vandring etter Kjerligheten
24/ Modre +
25/ Elefanten i Skapet +
26/ En Verden av Dikt +
27/ Bekymringer
28/ Minneplate med tre Navn
29/ Nar et Tre stinger for Utsikten mot Haven
30/ Klestork
31/ Fossen
32/ Vandringsmannen
33/ Elskere
34/ Modrenes Armeer
35/ Ode til Motgangen
36/ Portretter av et Landskap +
37/ Logner Venner
38/ Jesu Gjenkomst +
39/ Huskeliste for en Forfatter +
40/ Onskeliste for en Dikt
41/ Farvel Arhundre +


ПОРТРЕТ ГИТЛЕРА С ОДНОКЛАССНИКАМИ (1)

Кто этот подросток
Слева в первом ряду на картине?
Тот, что одет во все черное?
Что-то буддийское есть в его улыбке.

Это Адольф.
Он единственный ребенок у родителей.
В доме портреты Ницше и Шопенгауэра на стене.
Мать, на сносях, увидела во сне
Голубей мира над минным полем
В Чехии.
Она приняла это как знак,
Что сын будет генералом.
Отец предпочел бы для него
Теплое местечко в банке.

Ну, а учёба?
Не первый, но очень хороший ученик.
На истории любит слушать рассказы
О том, как Ксеркс подбирался к Фермопилам,
Как Александр перешел Рубикон,
Как вносили коня в Трою.

На музыке любит слушать Вагнера
И сонаты с дьявольскими трелями и стуком молоточков.

Одноклассник вспомнит потом,
Как он выпрашивал себе
Роль Яго, когда ставили Шекспира.

На труде больше любит делать гильотины,
Чем клетки для птиц.

Он популярен?
Разделяет увлечения одноклассников?
Дружит с ними?

Не знаю.
Товарищи говорили,
Что он часто косился на них недобро.

А творческие наклонности?

Зачем же я спрашиваю?
На уроках живописи он копирует с обожанием
Картины Караваджо с их тёмным светом.

Хорош ли его немецкий?

Адольф наделен живой фантазией.
За год до того, как написан  групповой портрет,
Он подает учителю сочинение под названием
«Эпитафия счастью».

Но больше всего любит географию.
Однажды от усердия
Разорвал указкой настенную карту мира.

Поведение? Неусидчив.
Это явствует даже из школьного портрета.
На гимнастике его дразнят
«Куклой Петрушкой» -
Кажется, что он управляем
Посредством невидимых нитей.



НА ПОХОРОНАХ СТАЛИНА (15)

Человеку,
Который играет на похоронах Сталина,
Не запретят играть.

Его не убьют
И не сошлют в Сибирь.

Музыка – его муза,
И она сохранит ему жизнь.

Слушайте.
Это играет Святослав Рихтер.
Царь играет для покойного
«Зимнее путешествие» Шуберта.

Видишь уединенного орла
Перед черным роялем,
Воздвигнутым на помосте?

Музыка возносится
Как новая будущность
Над Кремлём –
Его башнями, куполами, стенами.


ПЕРЕД ФОТОГРАФИЕЙ ВЕРГЕЛАННА (19)

Не думай, что тебе удастся меня обмануть!
Вижу, как ты заговорщически вскинул бровь.

Вот, я поймала тебя с поличным.

Ты нацепил на нос очки Шуберта
И подмигнул.

(Ты их у него одолжил?)

Ты дышишь.
Стекло запотело изнутри
На фотографии.

Я считываю с твоих губ стихи –
Как всегда, они беззащитны.

Стихи как этюды Шопена.
Стихи как облака Маяковского.
Стихи, исполненные кистью Веласкеса.



ПРОЩАНИЕ С ХАЙДЕГГЕРОМ (20)

Хайдеггер говорит:
«Не ты вопрошаешь Бога –
Бог вопрошает тебя»

И я вторю:
- Что я могу поделать?
Стих берёт меня за руку.

Стих вытаскивает меня на улицу
И ведёт вдоль тротуара.

Деревья, квадраты окон и звёзды
Смотрят на нас сверху.

Я влюбилась. Ведь так, Хайдеггер?
Влюбилась в язык.

Но и запаслась образами:
Мама на кухне в клетчатом фартуке
За приготовлением
Воскресного обеда.
Скрипичный концерт Бетховена.

Аккорды из «Мессии» Генделя.
Летняя ночь в деревне.

Слёзы на белых лепестках роз.
Наконец, я сама в моём содружестве с миром.


МАТЕРИ (24)

Матери детей, которые сотворят радость.
Матери детей, которые принесут скорбь.

Матери детей, которые построят
Лучший мир.
Матери детей, которые бросят камень.

Матери детей, которые захотят стать генералами.
Матери детей, которые погибнут.

Матери послушных детей.
Матери непослушных.

Матери девочек с косами.
Матери солдат во Вьетнаме.

Матери детей с психозами.
Матери детей, заключенных в тюрьмы.

Матери детей, у которых болят зубы.
Матери детей, мечтающих стать звёздами.
Матери гениальных детей в креслах на колёсиках.

Матери в  кочевых шатрах Сахары.
Матери во дворцах, например, в Букингемском.
Матери в борделях Касабланки.

Матери у подножий Гималаев.
Матери в блочных домах Мурманска.

Матери с надеждами и без надежд.
Матери доверчивые и скрытные.

Матери десяти лет.
Матери девяноста лет.

Скучные матери.
Весёлые матери.
Матери с привычками и без привычек.

Чувствуют ли матери, куда они идут?
Выбирают ли они бессознательно свою судьбу?
Знают ли они, какая их подстерегает Хиросима?
Многие ли из них каются?

Какой язык ни возьми,
Везде слово «мама»
Несёт в себе отзвук тоски.


СЛОН В ШКАФУ (25)

Запереть слона в шкафу!
Как можно такое сделать?
Тем более, когда слон из цирка.

Но мой хозяин – банкрот.
Гостиничный счёт не оплачен.
И вот мой владелец отдаёт меня под залог
И запирает в шкафу.

Разрешите представиться:
Я – русский слон,
Служивший в Госцирке,
Где я выполнял трюки за твердые гонорары.

Я – акробат мирового класса,
Я умею сидеть на табурете,
Балансировать на канате
И совершать, можно сказать, пируэты.

Я плаваю – мои уши для меня и паруса, и вёсла.
В бассейне я чувствую себя как рыба.
Отец мой был олимпийским чемпионом
В беге через Сахару.

Я - князь себе подобных,
Я – живой музей.

Я – военный стратег,
Подумайте о том,
Сколькими победами
Обязаны были мне
Александр и Ганнибал.

У меня маленькие глаза
И огромная голова.

Но что я могу поделать,
Если счета не оплачены?
Упразднить лицензию?
Дать себя разлучить с шапито – моим домом?

Мир, помоги мне!
Мне негде поставить ногу.
Я погибаю.
Валюсь под собственной тяжестью.

Если в ближайшее время
Не кончится эта утеснительная одиссея,
Я просто потеряю рассудок.

МИРЫ СТИХОТВОРСТВА (26)

Каких только не бывает стихов!

Стихи этнические.
Стихи про удар по равнинам Косова.
Стихи, равняющие стены с землёй.

Стихи как хитроумные задвижки,
Не отпускающие читателя.

Избранные стихов.
Для большинства.
Но это не для меня.

Стихи, открывающие двери.
Злые стихи,
Как сатанинские иглы.

Стихи кроткие, как взгляд Вергеланна,
С ледяными розами и бабочками.

Стихи Обстфеллера –
Прелюдии дождевых капель.

Стихи пустые,
Как туристические сафари,
Подбрасывание слов в воздух.

Стихи с лермонтовской грустью
И с грустью о Лермонтове.

Стихи Шиллера о звездных туманах
И бетховенской музыке.

Стихи как орган Генделя
С кукушкой и ночным алектором.

Стихи от Японии до Баку.

Стихи как охватившая мир новость:
Экстренное!
Экстренное!

Стихи о последнем дне Помпеи.


ПОРТРЕТ МЕСТНОСТИ (36)

Косово, где сливы и дикая малина.
Косово, где кузнечики и коровы.

Косово монастырей и патриархов.
Косово мечетей и мулл.

Косово – колыбель мирной жизни.
Косово нищенствующих крестьян.

Косово с коричным хлебом и турецкими солдатами
На синих башнях с часами.

Косово с лезвиями внутри яблок.

Косово выжженное, как некогда Варшава.
Косово, где на лицах написана ненависть.

Косово под радугой.

Косово эоловых отложений
И водяных ангелов.

Эхо голгофских молотков над Косово.



ВОЗВРАЩЕНИЕ ХРИСТА (38)

Вернувшись на землю,
не войдет ли Он в зал ожидания
Принстонского аэровокзала?

Что Он сделает первым долгом?

Модернизирует истины,
запечатленные в скрижалях,
и введет в компьютер?

Согласится ли Он работу ангелов
перепоручить мобильнику и факсу?

Посетит ли Он папу,
отчитает ли его за ошибки?
Выбранит ли за то, что на плечи девы Марии
взвалена непосильная ноша?

А может быть, он примчится a-la Илия,
в огненной колеснице?
Или спустится с парашютом?
Или его доставит ракета?

Или сойдет на  маленькой станции,
где огонь просигнализирует
опоздание поезда?

Окажется ли Он по сошествии
в толпе на пляже Майорки?
В сожженном детском саду в Чечне?
В вифлеемских яслях?

Или Он будет извлечен
в виде кубического корня,
помечен на атласе
как новооткрытая земля,
или в исканиях физика-лаборанта
обнаружится как «недостающее звено»?


               
ПАМЯТКА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ (39)

  На сцене: писательский курс Хемингуэя. Нобелевский лауреат надиктовывает памятку:

1. Пишите ежедневно по три тысячи слов.

2. Стирайте или вычеркивайте из текста все прилагательные.

3. Употребляйте только активный глагол, который создает вибрацию в полости рта.

4. Пишите сильно, коротко, лапидарно. В идеале хорошо бы пользоваться инструментом письма так, как матадор употребляет шпагу в последнем акте корриды.

5. Не забывайте о возлюбленной. Натравливайте ее на любовника, как волка на ягненка. Никогда не наоборот. Иначе останетесь без читателей.

                Памятка для Хемингуэя.


             

               


Рецензии
Алла, здесь очень много хочется сказать или сказать только: прекрасные стихи... Прочитал — перечитал — и ещё перечитал... Первые два просто потрясающие, да и "Матери", и оба косовских... Сравнивать невозможно — только перечитывать...

Максим Печерник   28.05.2010 13:19     Заявить о нарушении