Как рождаются стихи. Три рассказа

Рассказ №3

Я сочиняю стихи

Юрий Семецкий

Сочинение стихов дело трудное и неблагодарное. И проблема не в подборе рифм, не в размере, ритме и прочей лабуде, которую придумали некие странные личности, чтобы отличать своих от, якобы, графоманов. Проблема с внутренним голосом. Пример? Пожалуйста.

Она жила от тоста и до тоста.
Потом, когда закончились рубли,
Она ушла, так неожиданно и просто,
Как от причала уходили корабли.

Целую минуту пребываю в эйфории. Потом Внутренний Голос робко интересуется:
«А почему корабли уходили? Что, теперь не уходят?»
Замечание верное. Вношу поправку. Последние две строчки теперь звучат так:

Она ушла. Так, неожиданно и просто,
Уходят от причала корабли.

Минуту пребываю в эйфории: ай да Семецкий! Потом Внутренний Голос ехидно интересуется:
«А для кого ты это написал? Где твоя целевая аудитория?»
«А что?»
«Как что? Сам посуди. Мужикам это не понравится – не ясна позиция лирического героя, то есть авторская позиция. Женщинам это не понравится – ах, опять эти намеки на меркантильность. И главное – где-то про корабли я уже слышал».
Ладно, добавим позицию и уберем корабли.

Она жила от тоста и до тоста.
Потом ушла, такая вот п….
И также, неожиданно и просто,
Уходят от перрона поезда.

Эйфория продолжается пару секунд, а Внутренний Голос издевается в открытую:
«Ну, ну. Мужикам, конечно, понравится. Посмеются, поощрительно похлопают по плечу… А, вот, старикам, женщинам и детям это лучше не показывать. Одни возмутятся, другие обидятся, третьи удивятся.»
Принимается.

Она жила от тоста и до тоста.
Потом ушла неведомо куда…
Вот также, неожиданно и просто,
Уходят от перрона поезда.

Внутренний Голос не унимается:
«Слушай, а почему у тебя поезда уходят, а не отходят?»
«Ну, как же. Речь же идет о женщине, а они обычно уходят. А если отходят, то ненадолго или навсегда. А с поездом, это такой образ лирический. Мол, жили-были перрон с поездом. Потом он от него ушел».
«Стоп! Как он от него ушел? Они, что, у тебя голубые?»
Тьфу.
«Почему голубые? Они, практически, бесполые. Я же говорю – это образ такой.»
«Час от часу нелегче. А люди, что подумают? Автор – латентный гомосексуалист».
Тьфу, тьфу и еще раз тьфу.

Она жила от тоста и до тоста.
Потом ушла, сказала на часок.
И не дождавшись, неожиданно и просто
Я пулю засадил себе в висок.

Никакой эйфории. Одна усталость. Не дожидаюсь Внутреннего Голоса, сам все понимаю. Мужикам не понравится – застрелился? из-за бабы? чушь собачья. Женщинам не понравится – застрелился? столько женщин не …, эээ, одиноких, а он застрелился? чушь собачья. Только детям понравится, детям нравится все красивое.
Вступает Внутренний Голос:
«Плюнь и выброси все в корзину. Попробуй раскрыть тему с другого конца».
Пробую. Для этого собираю в кулак всё - волю, авторскую позицию, отношение к жизни, к женщинам вообще и к мужчинам конкретно, отказываюсь от поездов и возвращаюсь к причалу, выплёскивая в текст раздражение на не заладившийся стих.

Корабли уходят от причала,
Отправляясь к берегу другому...
Если бы со мной она кончала,
Не ушла бы никогда из дому.

Внутренний голос осуждающе молчит. Молчу и я - раздражение исчезло вместе с творческим зудом. Чувствую облегчение и горечь поражения одновременно. Мне всё равно. Стих не удался. Жизнь кончилась и стремительно летит под откос, видимо, с тем самым поездом, что ушел от перрона.

© Юрий Семецкий


.Рассказ номер 2.
Елена Заостровцева.

..
Здравствуйте!
Ваше предложение - описать процесс рождения стиха - подкупило своей необычностью. А ведь это интересная тема. Стихи, как всякие одушевлённые создания, рождаются, живут и умирают... или не умирают. Поэт - профессия женская, ибо он, оплодотворённый музой (тогда уж, наверное, музыкОм), должен выносить, произвести на свет и "довести до ума" своё создание. В данном случае в роли "отца"-вдохновителя выступила "Блиц-молния" и фотография, которая, на первый взгляд, на эту роль не годилась. Но если поэт находится в фертильном периоде, что бывает не так уж часто, - сгодится всё. Итак... Посмотрев на фотографию несколько минут, услышав грохот вертолётных лопастей, почувствовав волны горячего степного воздуха и даже чихнув от поднятой ветром сухой пыли, с удивлением обнаруживаю две полоски на своём виртуальном тесте. Поздно пить боржоми, процесс пошёл.
Возможно, мужчины, как существа более разумные и логичные, подходят к данному процессу с умом. То есть начинают размышлять, выстраивать цепь умозаключений, строить планы и последовательно их осуществлять. Я тоже так умею, но в этом случае выходит либо полная чушь, либо что-то неимоверно скучное, либо "ребёнок"-стиш так и не рождается... Поэтому лучше расслабиться и получить удовольствие, впадая в почти медитативное состояние - подсознание само подскажет, в какое время-пространство нас занесло на этот раз. Ага! Пространство называется "Анекдоты" - чудный мир со своими законами, жителями, пейзажами. Непредсказуемый и нелогичный иногда, как эта ванна посреди степи. Дадим вертолёту спокойно приземлиться (уши заложило от шума, а из-за пыли солнца не видно!) - и посмотрим, кто же и вертолёта выйдет... Опа! Знакомый обитатель северной части страны анекдотов - маленький лукавый Чукча с блестящими чёрными глазками, на лыжах и с мешком за спиной. В мешке - целый ворох привезённых с собой незатейливых и бородатых анекдотов: о "трёхразовом питании", об олене, которого "однако, долго били", о бассейне, в котором так славно плавать и нырять и в который иногда наливают водички... И начинает Чукча свой рассказ. Говорок его с неповторимыми интонациями я хорошо помню - встречались. Что привлекает в этом персонаже - неизбывный оптимизм и граничащая с наивностью вера в то, что все вокруг хорошие, всё славно, а будет ещё лучше, однако. Как не похож он на некоторых наших туристов, которые, прибыв на курорт (сильно отличающийся от места, куда занесло Чукчу) начинают ныть, едва выйдя из самолёта: "Ну-у во-от... Жара страшная. Местные сплошь жульё, так и смотрят, чего бы стащить... Ну во-от... И это "четыре звезды"?! всего пять бассейнов на весь отель, а до моря минут десять тащиться!... Ну-у, ваще-е! Кормёжка - отстой, мясо пересолено, мороженое всего трёх сортов, а коньяк кошками пахнет (должен - клопами!). Массажистка - мымра усатая, кондишен гудит как трактор, а ванной я муравья поймал, прикинь!!" Да, возвращаясь к нашей ванне и муравьям... то есть скорпионам. Десять ключевых слов просто выстроились в готовый конспект, создав и фон, и настроение. Контраст горячей степи и холодной ванны, интрига её появления, опасная близость хрупкого белого фаянса - и горячего, грубого мачо-вертолёта... И картинка ожила, заиграла. Степной простор гармонировал с Чукчиным "что вижу, то пою", а поскольку кроме степи и ванны (вертолёт уже улетел) ничего не было, он давал свободу другому простору - воображения.
И вот новорожденный стиш лежит на белом листе, как на пелёнке - ещё беспомощный и сырой. Приодеть его, причесать, чтоб выглядел по-человечески - и можно "выводить в люди", хоть и волнительно это каждый раз...
..
О стихах других участников. Такие хорошие, хоть и разные, но - настоящие, живые детёныши-стихи - у авторов Юлия Трескина, Михаила Битёва, Эльдорадуги, Маргариты Шушковой, Елены Поповой, Гена Булавина... Ну и, по-моему, вне конкуренции - Своеволие и Татьяна Демина! Это вообще восторг! И главное не то, кто будет победителем. Главное - мы побывали в степи, увидели саксаулы и скорпионов, попробовали кумыса (мне не понравилось, если честно, зато - экзотика!), испытали контраст жары и прохлады и, наконец, раздвинули границы привычного, обыденного мира, в котором нет места соседству вертолёта и ванной посреди степи...
Организаторам - большое спасибо! Только неординарно, творчески мыслящие люди могли "подкинуть" народу такой источник вдохновения.
С неизменным уважением и улыбкой, однако -

Елена Заостровцева.
..


Рассказ №1
Ну, ребята, вы даёте!

Чтобы проследить, как рождается замысел, какие он стадии проходит, это ж надо самой себе залезть в голову, отследить все, связанные с этим замыслом, мысли и эмоции, не пропустить тот момент, когда - Вот оно! - приходит в голову идея, да ещё и всё это записать! Как сказал кто-то из великих:"Поверить алгеброй гармонию"..Ну и задачка! Для этого нужно, как минимум, раздвоиться!
.
А если серьёзно, то о себе могу рассказать следующее.
.
Последнее задание про бассейн. Картинка - ванна в степи и над ней вертолёт. Смотрю, пытаюсь понять, что бы это могло значить. Ключевые слова "жара, пиво, саксаул, ползком, насос,  юрта, кумыc, скорпион, палатка, прохлада" - уводят куда-то в калмыцкые степи к юртам и кумысу. Вопрос - для чего в степи ванна? - остаётся открытым..
.
Думаю дальше..Не так давно у вас же проходил конкурс на тему экстима, адреналина и пр. Видимо, оттуда, идея об экстремальном отдыхе. Ещё, очень кстати, всплывает в памяти картинка - я в Чикаго в гостиничном номере от скуки "прыгаю" по телевизионным каналам. На одном останавливаюсь в удивлении - русская речь, дощатый домик с покосившейся надписью "Клуб",  и на его сцене то ли чукотские, то ли якутские песни в исполении ансамбля бабушек в национальных костюмах. Оказалось, реклама теплоходных туров из Америки к нам на Чукотку. Так что, экстремальный отдых американцев в моём экспромте, видимо, и отсюда.
.
Ну а дальше!..Дальше, как говорится, дайте мне первую строчку, и я напишу, что угодно! Дальше уже пишется почти само собой!
.
Так что, дорогие устроители конкурсов, спасибо за картинки! Спасибо за слова! И самое главное, спасибо за идеи!

С уважением,
Маргарита Шушкова


Рецензии
Юрий Семецкий - Юмор Высшей пробы!

Серёжа Серый   06.06.2010 12:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.