Василий Фёдоров. Терцины. Завоеватель и Мастер

ЗАВОЕВАТЕЛЬ  И  МАСТЕР

 
Лишь мастерству
Провозглашаю славу
И поклоняюсь только мастерству,
Владеющему истиной по праву.

Любезное природе по родству,
По красоте и силе устремлений,
Оно не изменяло естеству.

Хвала тебе, тот безымянный гений,
Сказавший миру первые слова
Для первых чувств Любви и вдохновений.

Для первых злаков, что дала трава,
Для плоти их, почти что неразварной,
Ты первые придумал жернова.

В той сумрачной поре первоначальной
Для глины, взятой с илистого дна,
Ты изощрился сделать круг гончарный.

И в лебедином горле кувшина
Заголготали поклики и клики
Тогда ещё безгрешного вина.

С ликующей душою ты, великий,
Умом для мудромыслия воскрес,
Листнув ещё страницу вечной книги.

Тебе открылся новый мир чудес,
Когда ты поднял на пустынном поле
Кусок железа, брошенный с небес.

Ты стал ковать мои земные боли
И заострять страдание моё
Уже тогда, хотя и поневоле.

Ты отковал то самое копьё,
Днесь ставшее ракетою крылатой,
Как нам теперь остановить её?..

И виноватых нет, хоть есть утраты,
А виноват ли я, не живший всласть,
За всё плативший горестною платой?

А ты?.. Ты, напрягая ум и страсть,
Науки породил в потёмках века,
Но дал и разрушительную власть.

Та власть, пробившись слабеньким побегом,
Потом веками на крови росла,
Чтоб человек взошёл над человеком.

Та власть свои корысти вознесла,
И стало ремесло твоё, кователь,
Позорною прислужницею зла.

Как первого оружия создатель,
Ты, хитроумный мастер, виноват,
Что вслед тебе пришёл завоеватель.

Пришёл. Облёкся в царственный наряд,
И вождь, и благодетель, и спаситель,
Раздатчик наказаний и наград.

А коли так, божественный Пракситель
С небесною архитектурой лба
Уже не чудотворец, а проситель.

О, мастера печальная судьба,
Когда он среди многих унижений
Становится униженней раба,

Когда вся красота его творений
Дойдёт, низринутая с высоты,
Обломками для поздних поколений.

И как всегда, из праха красоты
В окраске привлекательной и броской
Восходят ядовитые цветы.

Так в отблеске искусств, цветущий плотски,
В сиянье шлема и дамасских лат
На сцену мира вышел Македонский.

Гордец, честолюбивый психопат,
Проживший по тщеславному девизу:
Для славы не жалеть чужих утрат,

Друзей своих губивший по капризу,
Индийские сжигавший города
Для фона заполночному стриптизу.

В нём не было ни чести, ни стыда,
Но вот что странно, если строже вникнем
В несправедливость позднего суда.

Уж не за то ль, что был во гневе диким
И безрассудным, этот сумасброд
Молвою рабской наречён великим?

Придумали, что он любил народ,
Дань отдавал и мастерку и плугу,
Не знал предела для своих щедрот,

И даже Аристотеля в заслугу
Ему поставят, как ученику,
Любившему искусства и науку.

Лишь к Диогену нежность сберегу
За попросту отвергнутое счастье,
Предложенное щедро бедняку:

“Проси, получишь всё, что в царской власти!”
Да славится мудрейший из людей,
Ответивший владыке: “Свет не засти”.

Черным-черно предательство царей,
Но из предательств подлых и подлейших
Предатель революции подлей.

Не жаль мне честолюбием болевших,
Людей толкнувших в нестерпимый ад,
Огонь раздувших и в огне сгоревших.

Наполеон откроет этот ряд,
Что обагрил себя из-за короны
Всей двусторонней кровью баррикад.

Потом он будет сочинять законы
Холодным стилем шпаги и пера,
Раздаривать пустующие троны.

Всё та же золотая мишура
Смутила вас, искусные в работе,
Художники, поэты-мастера.

Не кто-нибудь, а седовласый Гёте,
Мудрейший муж, сказать ему в укор,
Стоял пред ним по собственной охоте.

Обманчив был удачливый позёр,
Ещё не битый палкою славянской
За честь России и её разор.

Лишь мать творца империи гигантской
Всходила в златолепные дворцы
В своей простой одежде корсиканской,

Смотрела, как деляги и дельцы
Выслуживались службою в бесчестье,
И стягивала на груди концы

Своей домашней шали козьей шерсти.
К ней липла лесть, но, надо ей воздать,
Летиция не поддавалась лести.

Умевшая в семье повелевать,
Суровая, она при всех соблазнах
Не изменяла званью — просто Мать.

О, сколько было их, дурных и разных,
Сжигавших и топивших мир в крови,
Порождено утробой жён прекрасных!

Все гитлеры с девизом “жги и рви”
Рождались и рождаются на свете,
Зачатыми не по людской любви...

Они чисты, пока всего лишь дети,
Но в жизни, где порокам нет числа,
В них пробуждаются пороки эти.

Рождённые в любви не знают зла,
И потому даются им не в сраме
Дары искусств и тайны ремесла.

За то и нарекли их мастерами,
Творящими и крылья, и полёт
По трассам с неизвестными мирами.

Но почему в скрижалях жив и тот,
Кто души растлевал и портил нравы,
Кровь проливал, ужесточая гнёт.

До сей поры историки неправы,
Хваля их, околесицу несут
И отравляют ядом ложной славы.

Будь справедлив,
Наш запоздалый суд!


ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ
1983 год.

Ножки у рабочего стола
Поэта Василия Фёдорова
были поправлены
в 2010... 2011 годах...


Рецензии
Поначалу подумал, что кто-то из наших (из стихирян) выложил свои терцины, хотел похвалить за ощутимо качественный слог...
Ну Блоковские-то, конечно, посильнее (помнится) будут. У Фёдорова же нет-нет да и проскочат: то огрех ритма (агглютинация стыкующихся слов, неудачные "чистоямбические" отрезки и т.д.), то чрезмерная инверсия, то неточные созвучия (которые значительно упрощают авторский труд, зачастую дают возможность творческой мысли лениться) или, вообще, рифма вольно-неправильная своим акцентом. (В советскую эпоху почти никому не позволялось (а иначе не печатали) писать слишком точно и гармонично. Поэт "от сохи" или "от станка" должен был писать, пусть хоть немного - да корявовато. А ещё лучше, если изрядно коряво. Так что Фёдоров ещё очень хорош здесь. В целом, сила-то у его слога есть.)
А всё-таки редкая это однако ныне (а может, и ранее) форма - терцины. Или есть другие мнения?

http://stihi.ru/2011/08/02/3640 - почти аналогично, забыл упомянуть о прямых или косвенных заимствованиях классической архаики, не всегда уместной на фоне значительно более современного слога: "шум пиров", "поре первоначальной" и кое-что ещё...

Для примера того, как понимают терцины наши сотоварищи:
http://www.klassika.ru/stihi/bryusov/kak-yasno-kak.html Классика.ру Валерий Брюсов, "По меже". Достаточно сравнить рифмовку другого автора, чтобы заметить: здесь элемент "пентины" ))) http://stihi.ru/2015/08/06/666

С уважением.

Гавриил Тишков   05.05.2017 19:28     Заявить о нарушении
Гавриил! Вы правильно подметили, что ТЕРЦИНЫ являются в Поэзии редчайшей формой... Сложно да и талант нужен, чтобы читать МЫСЛЬ между строк. Василий Фёдоров, приближаясь к своему 60-летию, в 1977 году написал первые с далёким видением... А здесь дал понять кто же главный созидатель земли... У Поэта с июня 2011 года имеется своя страничка на стихи.ру ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ФЁДОРОВ. Вам спасибо, что зашли и "поговорили" по душам...

Саша Северный   13.05.2017 19:07   Заявить о нарушении