Вспомним ноты

Будущим Маэстро.
Сейчас скоренько за несколько минут вы познакомитесь с основами музыкальной грамоты, что вам будет полезно.
Итак, нота. Это звук, вибрация определенного тона, длины волны. Натянем струну на два гвоздя и дернем. Увидим одну пучность. Это полуволна. Ее звучание соответствует именно этой длине волны и частоте – главный тон. Кроме этой возникнут и др.волны – обертоны (не очень видны на колебании струны, но можно нарисовать) с двумя, тремя и т.д.пучностями на тех же гвоздях. Нота второй волны будет той же нотой (по нашему слуховому ощущению и набору обертонов похожей), но второй октавы. Нота третьей волны будет похожей – той же нотой третьей октавы и т.д. Так можно настраивать гитару, зажимая струну на половине ее длины.
Запись нот. На пяти линеечках и между ними можно расположить ноты по повышению высоты тона. Через семь нот начнется повторение их названий, дополнительные линейки помогут расширить диапазон нашей мелодии, загогулинка слева (ключ) покажет, какую часть общей протяженностей линеек (вниз и вверх) имеют ввиду авторы. Мелодия может быть записана последовательностью нот на линейках, она характеризуется музыкальными интервалами между нотами. Эти интервалы могут быть гармоничными и не очень. Мелодию для ее соответствию голосу или др.инструменту можно переносить выше-ниже по линейкам (транспонировать в др.тональность), при этом запись мелодии будет меняться, но последовательность интервалов должна остаться той же. Кто сумеет перенести запись правильно в нужное место, считается мастером. Трудности здесь от несоответствия числа нот и полутонов.
Нота ля первой октавы (камертон – образец) соответствует частоте 440герц (колебаний в секунду), ля второй октавы – 880герц и т.д. А вот интервалы между др.нотами в одной октаве и от октавы к октаве в герцах трудно расписывать. Для них придумали название тон и полутон. Между одинаковыми нотами соседних октав семь нот и 12 полутонов. У нас появились звуки у которых нет имени, для их обозначения придумали знаки диез и бемоль, означающие положение ноты ниже или выше известной на полтона. Интервалы между нотами стали неопределенными.
Для устранения несоответствия числа нот и полутонов (звуков) можно предложить следующее рацпредложение. Все протяжение муз.звуков представим сплошной лесенкой линеек, разделим ее на октавы по 12 полутонов. Теперь каждый звук будет иметь в своем определении свой номер в октаве, номер октавы, и длительность). Запись мелодии будет определяться начальным звуком и перечислением интервалов и длительностей. Все звуки получат свое имя (два числа), не будет безымянных, интервалы станут полностью определенными, а, главное, переносить (транспонировать) мелодию будет очень просто (Изменить только начальную ноту, без всяких там диезов).
Вы узнали, используйте на здоровье.
 


Рецензии