Остановка Поэзия. - МГПС 9

     Поэтические тексты отличаются от прозаических поэтичностью, а прозаические от поэтических – прозаичностью.
     Прозаичность – и жизни, и текста – состоит в обреченности времени. Жизнь обречена двигаться от одного дня, одного часа к другому. И прозаический текст обречен двигаться от одного слова, одного предложения к другому. В этом и состоит прозаичность – в вынужденном движении (или в движении вообще).
     Поэтичность же заключается в остановке. Не все, что стоит, поэтично, но все поэтичное стоит. И чем неподвижнее оно стоит, тем оно поэтичнее.
     Поэтому в прозаическом тексте слова и предложения отделяются друг от друга обычным пробелом, а в поэтическом – выстраиваются столбцом. Столб, или столбец, – это знак остановки, то есть знак поэтичности.
     Вот почему прозаический текст, записанный столбцом, превращается в поэтический.
     В поэзии главное – не созвучия, не переносы значения, а ощущение остановки. Поэтому способ записи «в столбец» – это верительная грамота, внешний знак поэтичности.
     Бывают, правда, и движущиеся столбы – вроде смерчей. В этом случае внешнее расходится с внутренним. Бывают и замерзшие реки – в этом случае внутреннее тоже не соответствует внешнему. Но по природе столбу полагается стоять, а реке – течь.
     Рифмованные стихи нарушают условие поэтичности именно тем, что используют рифму: каждый последний ударный звук в строке заставляет ожидать своего повторения, и в результате слух и память устремляются к будущему (вместо того, чтобы оставаться на месте).
     То же самое происходит с размером – постоянный размер порождает (благодаря своему постоянству) предвосхищение ударения, а предвосхищение – это то, что похищает слушателя (читателя) из того мгновения, в котором он пребывает, и переносит его в другое, то есть обрекает тирании времени.
     Вот почему верлибр – наиболее адекватная поэтическая форма, то есть такая форма речи (или текста), которая полностью соответствует идее «поэтического».


Рецензии