Этюды о стекле. Вариант I

         Если  вы любите бывать в музеях и на выставках, вам, я думаю, приходилось видеть там работы мастеров-стеклодувов. Как создаются эти произведения, и какие существуют традиции в этом виде искусства?

                Пою перед тобой в восторге
                Похвалу
                Не камням дорогим, не злату,
                Но стеклу.

         Эти строки принадлежат Михаилу Ломоносову, который не  раз писал в поэмах и одах о чарующих свойствах стекла. Как учёный основал науку о нём, как художник -  выполнял витражи и мозаики. И  это неудивительно. Образованнейший человек своего времени, Ломоносов не мог не увлечься исключительными свойствами стекла,
известного миру уже более пяти тысяч лет.
        Существуют различные легенды о его изобретении.Плиний Старший, греческий учёный I века н.э., описал случай, якобы произошедший с финикийскими купцами. В очень далёкие времена везли они из Африки соду и как-то заночевали на берегу моря. На чистом, светлом песке они развели костёр и за неимением камней обложили его большими кусками соды. Как же были они удивлены, когда поутру обнаружили в золе кристальной чистоты прозрачный слиток, переливавшийся всеми цветами радуги…
         Конечно же, это легенда. Но важно другое. С течением  времени эстетическая сторона в стеклоделии стала главенствующей, появилось так называемое  «художественное стекло» Благодаря его прозрачности, изображение, нанесённое на одну сторону изделия, становится видным с противоположной. Прозрачность и блеск придают предметам лёгкость и воздушность, их материальная тяжесть зрительно  будто исчезает. Стекло способно воспринимать изумительные по глубине и нежности окраски: от лёгких, едва уловимых оттенков до полной глухой черноты. Оно с трудом, но всё-таки поддаётся холодной обработке – шлифовке, полировке, резьбе. Кроме того, оно химически устойчиво, поэтому так уникален и ценен этот материал. Человеческая память хранит способы обработки стекла, дошедшие до нас из глубины веков
         Одним из древнейших способов, которым в совершенстве владели мастера Древнего Египта, был метод навивания. Расплавленное стекло, взятое непосредственно из печи, навивалось на глиняный сердечник, прикреплённый к металлическому пруту. Так древние делали женские украшения, чаши, вазы, декоративную скульптуру, амулеты. Однако эти предметы были мало похожи на современные. Стекло ещё не было прозрачным. Поэтому, когда в 1 веке н.э. научились варить прозрачное стекло, стало ясно, что приём навивания больше не годится.
         Неизвестно, кому впервые пришла в голову мысль выдувать стекло как мыльные пузыри. Эта техника оказалась настолько удачной, что сохранилась до наших дней.
В раскалённое стекло опускается металлическая трубка, на неё наматывается жидкое стекло, потом быстро вынимается из общей массы, и мастер начинает дуть в трубку. Эта технология в стекольном деле произвела революцию. Изделия  кроме прозрачности  приобрели тонкость и изящество, сделались сложными и разнообразными по форме и декоративному убору. А мастер получил возможность великолепно проявлять свой талант. Так скромный ремесленник превратился в творца прекрасного.
         Первыми подняли на небывалую высоту престиж стеклодува венецианцы, а XIV – XVI века явились подлинным триумфом венецианского стекла. Выражение «венецианское стекло» стало нарицательным. Не случайно крупнейшие музеи мира гордятся работами безымянных стеклодувов Венеции наряду с полотнами прославленных живописцев – их современников: Тициана, Джорджоне, Веронезе. Золотым веком венецианского стекла стал XVI век.  Нигде в Европе не было такого чуда! Исключением было разве что цветное стекло Византии, дошедшее до нас в мозаиках, да изделиях мастеров Киевской Руси, которые – первые в мире – умели варить свинцовый хрусталь за 500 лет до того, как его получили англичане.
         Прокатившиеся по Европе крестовые походы обернулись благом для Венеции:.
практичные и деятельные её жители занимались перевозками и снабжением войск. Им доставалась львиная доля добычи. Среди захваченных  художественных сокровищ
византийские хрустальные кубки, чаши, до сих пор хранящиеся в соборе святого Марка. Эти изделия и послужили венецианцам образцами для подражания, да и сами византийцы, доставленные в республику в качестве пленных в 1204 году после падения Константинополя, считаются одними из основателей стеклоделия в Венеции. В 1268 году была устроена первая в мире выставка стекла. Горожане дивились искусству мастеров: красочным бусам, графинам, флаконам. Правительство Венецианской республики оценило успехи гильдии по-своему. Оно не только запретило мастерам выезжать из города, но даже битое стекло запрещено было продавать, чтобы соседи, не дай Бог, не наладили своего производства. В 1291 году было приказано разрушить все стекольные печи в других итальянских городах, подвластных Венеции, а печи из самой Венеции были перевезены на остров Мурано, что в 2 км от города. Говорили, что для пожарной безопасности, а на самом деле это был хитрый  дипломатический ход, позволяющий сохранить секреты венецианского стекла и кошельки венецианских богачей, ведь изделия из этого стекла служили драгоценным предметом венецианской торговли. Для художников эти указы обернулись заточением.
         К XV веку на острове насчитывалось  300 мастерских, до 25 тысяч мастеров с семьями… Остров получил собственное законодательство, правление и суд, появились и свои дворяне, но появились и указы, под страхом  смертной казни и каторги на галерах запрещавшие жителям покидать остров. Стекло обагрилось кровью, когда вдогонку бежавшим стали посылать наёмных убийц. Отголоски жестоких запретов ощущались ещё в XVIII веке, когда на улицах европейских городов, случалось, находили убитых мастеров-венецианцев… Но разве строгости могут укротить творческую энергию и благородное стремление поделиться с другими навыками мастерства?  Даже у нас под Москвой на Измайловском заводе, основанном ещё в 1668 году, работали мастера-«венецианцы».
         Об искусстве венецианских мастеров слагались легенды. Их произведения были так удивительны, что считались волшебными. Они будто бы спасали от яда и болезней, стоило только осушить драгоценный кубок венецианской работы. А тонкие знатоки иногда завещали положить наиболее ценные предметы из цветного стекла себе в гробницы, откуда их извлекали археологи. Так до нас дошли ранние работы из цветного стекла, расписанные цветными эмалями и золотом. Их автором, как предполагают, был художник Анжело Баровиеро (1424-1461). Он включал в щедрый  орнамент портреты, гербы, тематические  картины.
         В XIV - XV веках излюбленными были лазоревые, изумрудные, лиловые оттенки
стекла, позднее палитра художников становится разнообразнее. Тёплые тона от золотистых до малиновых стали доступными, украшались изделия цветными прожилками, блёстками, пушинками. Стекло делалось похожим на естественные самоцветы: яшму, агат, авантюрин. Тогда же впервые получили и молочное стекло, подражающее привозимому китайскому фарфору. Вершиной достижений венецианцев стали прославленные опаловые стёкла, словно бы пронизанные золотисто-голубым лунным светом.
         Наиболее известный тип венецианского стекла – свободно, от руки, формованные бокалы и кубки (которые в обиходе называют «изделиями на ножке»). Чаша таких
сосудов гладкая, тонкая и прозрачная, а ножка щедро украшена стеклянными лепными «крыльями», венками, гирляндами венков, витыми змейками, головами драконов или фантастических птиц. А самые умелые стеклоделы изготовляли уж совсем  диковинные кубки – «кораблики».
         В умелых руках потомственных художников по стеклу, передававших профессиональные секреты мастерства из поколения в поколение, стекло послушно принимало то оригинальные узоры из трещинок – «кракле»,  то расцветало пышным букетом (узор «тысяча  цветов»), то пенилось массой застывших внутри пузырьков, составляющих узор «хороводы». В историю искусства вошёл термин – «венецианская нить». Это когда волосяные нити цветного стекла (чаще всего – молочного) наносились на прозрачные изделия. Славные были мастера в Венеции! Сейчас остров  Мурано стал своеобразным «островом сокровищ». Множество разнообразных сувениров из стекла раскупают здесь многочисленные туристы.
         Венецианцы отличались изысканным вкусом и блестящим пониманием стекла как материала. К XVII веку в Европе зарождается новый тип художественного стекла. Тон в моде задаёт Чехия. Мир увидел толстостенные сосуды, украшенные глубокой резьбой (богемский хрусталь).  Потом англичане изобретут свинцовый хрусталь, не зная о том, что он уже был в Киеве 500 лет назад, а американцы начнут применять механическую обработку хрусталя.
         Но это всё в Европе, в Америке!
         А как же у нас в России?      
         Я уже упомянула, что в Киевской Руси делали цветное стекло и хрусталь.Известно, что знаменитые мозаики Софийского собора выполнялись из смальт, cваренных в Киеве. Стекло на Руси было известно и любимо, но после нашествия Батыя, после монгольского ига промысел этот почти угас. Русское стеклоделие возродилось только в начале XVII века. Очень большое производство изделий из отечественного стекла было налажено в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой. Потом этот завод перевели на реку Лугу под Петербургом,  а в 1791 году он становится императорским стекольным заводом. Иностранцы, заезжавшие в Россию, убеждались, что таких великолепных вещей за границей делать не умеют. Техника резьбы по хрусталю, основанная на национальных традициях резьбы по дереву и кости, позволила создать оригинальный стиль, который в дальнейшем стали называть «русский камень»,  «русская резьба»,  « русский рисунок». Гордостью русских мастеров стало «рубиновое стекло». По эскизам лучших русских архитекторов на заводе в Петербурге изготовлялись замечательные люстры для дворцов, канделябры и бра. Тома де Томон, Карл Росси, Чарльз Камерон, Воронихин – вот имена удивительных талантов, работавших в России со стеклом.
         Изготовлялись на заводе и уникальные диковинки, о которых хотелось бы рассказать подробнее.
         Ещё в петровские времена на заводе под Петербургом изготовили хрустальные колокола для фонтанов Петергофа. Вода приводила колокола в движение, и они вызванивали различные  мелодии. Сейчас этих фонтанов нет, к сожалению, но один хрустальный колокол хранился в Русском музее Петербурга и его можно было увидеть.
         К XIX веку относится и единственное, пожалуй, употребление стекла в качестве театральной декорации. В 30-х годах позапрошлого века в Петербурге гастролировала знаменитая танцовщица Мария Тальони.

                Тальони – прелесть, удивленье,
                Так неподдельно хороша,
                Что у неё в простом движенье
                Заметна дивная душа …

                Об ней не рассказать словами,
                Не обсудить её умом,
                Что говорит она ногами,
                Того не скажешь языком

                ( Знаменитый актёр Каратыгин )



 Она была не только талантливой балериной, но и новатором в своём искусстве (это она ввела в балет танец на пуантах). О её популярности в России  говорили появившиеся в её честь карамельки «Тальони», шляпки «Тальони» и вальс, посвящённый ей «Возврат Марии Тальони». Но вернёмся к нашей теме.  Для её спектаклей ничего не жалелось. А для спектакля «Девы Дуная», созданного её отцом, для последнего акта спектакля, изображающего подводное царство, были изготовлены на стекольном заводе специальные хрустальные колонны. Они освещались изнутри разноцветными огнями. Эти огни вместе с естественной способностью хрусталя искриться всеми цветами радуги создавали столь великолепное зрелище, что очарованные петербуржцы не могли им налюбоваться. Они ходили на спектакли Тальони по многу раз. Потом такой же принцип светящихся колонн использовался на станции  «Автово» ленинградского метро, но это уже в 60-е годы прошлого века.
         А в начале ХIХ века на заводе стали изготовлять уж совершенно уникальные вещи. В 1819 году  для шаха Ирана был изготовлен в числе прочих подарков хрустальный бассейн (для омовений)/ Описаний бассейна не сохранилось, но известно,  что это было очень крупное хрустальное сооружение, потому везли его в Иран в разобранном виде, а для сборки ехал мастер с завода Никитин. Шаху бассейн понравился, и он пожелал в гарнитуре с ним иметь ещё и хрустальную кровать.Проект кровати разрабатывался два года и утверждался самим царём со сметной стоимостью в 50 тысяч рублей (корова в то время стоила около пяти рублей – это так, для сравнения).
         Настил кровати и три ведущие к нему полуовальные ступени были выложены из бирюзовых хрустальных плит, а боковые стенки и подлокотники прозрачного хрусталя были украшены богатейшей резьбой очень сложной огранки. В изголовье располагались две колонны, а по бокам кровати –  по три небольших хрустальных фонтана в виде ваз, из которых должна была бить вода, смешанная с благовониями. Кровать, всё это сооружение, покоилась на лёгком сравнительно основании из железа, покрытого медью, а потом – серебром… На серебрение только основания этой кровати пошло 72 кг серебра.
         Последовали новые посольства в Иран и нужны были новые подарки. Вот тогда на заводе и принялись за изготовление  хрустального фонтана, который по великолепию должен был затмить кровать. В 1828 году он был закончен. В конце 1828 года фонтан отправился в путь, а на полдороге пришло известие, что 11 февраля 1829 года в Тегеране произошло «возмущение» и фанатичные толпы разгромили русское посольство, а русского посла, писателя Грибоедова, изуверски растерзали. Шах решил откупиться от Николая I за смерть Грибоедова огромным бриллиантом, который и сейчас хранится в Алмазном фонде и называется Алмаз-шах. А что же с фонтаном?
         Фонтан вернулся назад, и тут же переадресовали его французскому королю. Но над фонтаном висел какой-то злой рок. В те дни, когда его уже подвозили к французской границе,  а точнее 25 июля 1830 года, король  Франции Карл Х лишился престола, бежал из Парижа и превратился в совершенно частное лицо, которому и поставить-то фонтан было негде.
         Фонтан опять вернулся в Петербург. Два года он там пролежал упакованным в подвале Зимнего дворца, пока его не подарили прусскому принцу Вильгельму. В недрах прусского двора его след и затерялся. Вот какие чудеса творили русские мастера-стеклоделы и вот что можно вспомнить из истории нашей и нашего искусства, глядя на великолепные изделия из волшебного стекла – теперь экспонаты музеев наших и мира. Живёт старое, но вечно молодое искусство, радуя людей блеском и цветом, разнообразием форм и удивительным талантом замечательных мастеров.


Рецензии
Вы прямо живая энциклопедия в популярном изложении.
А у моих родителей был хороший приятель стеклодув. Он нам часто дарил самодельные ёлочные игрушки. А однажды устроил группе учеников 6-7 классов экскурсию в свою мастерскую, где мы сами видели, как он выдувает, формирует, даже пишет стеклом по стеклу. У меня долго хранились "сувенирчики".

Светлана Мель   24.05.2010 17:20     Заявить о нарушении
Светлана! Спасибо за поддержку. Это первый вариант, второй будет иллюстрированным. Много картинок с разным стпеклом разных эпох. Нужно исхитриться вставить в текст.. Может быть, дня через два. Так и будут два варианта. Кому, как удобнее читать. Это мои библиотечные программы. Я их в се в конечном итоге здесь размещу. Их очень много за 10 лет в библиотеке, да и так всю жизнь собирала, выставки устраивала, радиопередачи, лект ории. Было много чего в жизни. Вот вспомнила, самой интересно. Для меня работа стеклодува и гончара - таинство. Всё хочу попробовать гончарный круг. Знаю, что руки что-то помнят, только не знаю, откуда.

Анна Судьина   24.05.2010 18:12   Заявить о нарушении
Может, из прошлых жизней...

Светлана Мель   24.05.2010 18:13   Заявить о нарушении
Я знаю, что хорошо сижу в седле. Но никогда близко к лошади не подходила.
Просто знаю и всё.

Анна Судьина   24.05.2010 18:18   Заявить о нарушении