Итоги финала 2009 - 2010. Игорь Караулов

В целом отобрать десятку лучших стихотворений было достаточно просто. Помимо десяти фактически выбранных текстов, по моей версии на место в десятке также могли претендовать еще три или четыре стихотворения, не более. Расставить места и баллы в десятке было уже гораздо сложнее, в процессе работы стихотворение могло перемещаться на пять или семь мест выше или ниже, так что эти тексты можно считать довольно близкими по уровню, несмотря ни на какую разницу баллов. Разумеется, в этих условиях субъективность и попросту вкусовщина была более чем уместна. Как это обычно бывает с моими оценками, сила и обаяние личности автора, выраженные в тексте, имели приоритет по отношению к технике, яркости образов, оригинальности и т.п., хотя эти факторы тоже принимались в расчет.


1. ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ, «Вот гай германика премудрая Москва» - 85 баллов

http://www.stihi.ru/2010/01/10/3030 номинатор Ноев Ковчег

Вот гай германика премудрая Москва,
промытая весенними дождями,
на праздник достает из рукава
крамолу с птичьими костями

и лебеди над озером плывут
и навсегда затвердевает в небе
бравурный и беспамятный салют
в оранжевом гвардейском крепе.

Когда-то без кармана и гроша
я шел по судьбоносной оригами
бульварного и медленно дышал
багровыми кленовыми листами,

и с той поры прошло семнадцать лет,
и клены те еще огромней стали,
и вишенка кровава на просвет,
и яблоки исполнены печали.

Семнадцать лет прошло, как мы с тобой
под винными парами вслед за солнцем
взлетали над германикой Москвой
из черного арбатского колодца.

И ты, и я, мы все вернемся в прах,
и те, кто старше нас, и кто моложе –
я видел пятна тленья на руках
любимых до беспамятства, но все же

о гибели не стоит тосковать
и бренность не испортит нам обедни,
прощай же, третий Риме, исполать
четвертый Рим небесный
и последний.

Этот текст сразу показался мне бесспорным лидером тура. Дело даже не в мастерстве, а в личности автора, которая рельефно проступает за текстом. Дмитрий Мельников не столько пишет стихи, сколько проживает жизнь в стихах и стихами. Это рождает доверие к автору, и уже нет большой разницы, почему Москва у него «гай германика», и не режет ухо церковно-канцелярское слово «судьбоносный».

2. ДМИТРИЙ МАШАРЫГИН ОЗЕРСКИЙ, «в потерянном доме мы вместо кого» - 80 баллов

http://stihi.ru/2009/05/05/40 номинатор Мелькор

в потерянном доме мы вместо кого
я детство моё и ты детство моё
в потерянном доме (потерянный дом:
мы вместо с тобою мы вместе с тобой)
потерянный город ну кто-нибудь кто
останься с тобою останься с тобой
потерянный город и гроб без креста
везут за ним город и мальчик-толстяк
потерянный город и плиты стоят
как внуки спускающиеся во ад
в лицо один город валежник из дома
выходят две женщины в сад (я не помню:
но помню как свет дневной в яблочном дыме
в руках коромысло в платках к реке с ними
в разбитом окошке разбитом потом
разбитом с тобою разбитом с тобой)
я крестиком помню и жёлтый мой дом
ты не вышивала ты шила крестом
когда садом шла в дыме или к реке
в руках коромысло и садом в платке
и яблони плотно и вместо калитки
скрещенные смутные голос улыбка
и гроб или мальчик-толстяк и толстяк
без гроба обугленные передай
ты матери или он не отстаёт
не мальчик не крест — человеческий гроб
я даже не помню что их хоронил
я с нашим ребёнком во сне говорил
и ты обнимала меня а потом
поставила крест где лежал я вверх ртом
я помню как больше чем нужно ходил
спускался и после меня отмолил
но так и не вышел но так и не был
не стал потому что не стало могил
и помню качались качели в саду
две женщины знали что я не приду
качались качели и кто-нибудь в них
качались за ними качались за них

Мне уже приходилось отзываться об этом стихотворении. Повторюсь: его медитативность завораживает, в нем хорошо выражено экзистенциальное напряжение, но в него, пожалуй, не стоит вчитываться слишком внимательно, иначе оно покажется несколько затянутым в своей нарочитой невнятице.
 
3. АНТОН ПРОЗОРОВ, «говорит оттуда...» - 77 баллов

http://www.stihi.ru/2009/12/16/1475 номинатор Ноев Ковчег

говорит оттуда
ниоткуда
где ни говорящих, ни иных
никакого чаемого чуда
горестей нежданных никаких

ни тебе ответа, ни привета
ни печальной женщины в плаще
сотканном из музыки и света
ничего подобного вообще

ни звезды, которая погасла
ни звезды, которая горит
ничего
и говорить напрасно
что же он все время говорит?

говорит:
не сломанная птица
не страницы вырванной провал
может, небо над аустерлицем?
нет, не то
не помню, не бывал

не разлука
больше не разлука
и не близость, точно не она
не беда, которая без стука
не внезапной радости волна

нет, не сон
зеркальный, акварельный
не воды текучее стекло
не любви цветочное варенье
что в дорожной сумке протекло

просто слово
накануне слома
нет, не дома
слово на краю
бездны
нет, не бездны
нет, не слово
нет, не говорю, не говорю…

Чистая лирика, достигающая скрипичной виртуозности. Тщательный отбор лексики (характерный, скажем, для Сергея Шестакова) парадоксально сочетается с разговорной интонацией.

4. МАРИЯ МАРКОВА, «река» - 75 баллов

http://stihi.ru/2010/04/13/3449 номинатор Галина Щёкина

Дай посмотреть издалека.
Игрушечное – рраз, и нету.
Я здесь, я всё ещё река,
разлитая легко по свету.

Где брод, где заросли, где рыб
сияющая стайка вьётся,
где шишки катятся с горы
и облако скрывает солнце.

Цветное стёклышко, смотри,
мигнуло. Брызги полетели
(на берег выйди, повтори).
Каникулы, как мы хотели.

Как мы хотели – навсегда,
лодыжки, плечики худые,
и над тобой – вода, вода,
и надо мной – вода, вода
колеблет лодочки пустые.

Очень легко пишет Мария Маркова. Одно из самых простых стихотворений тура – а почему-то нравится и очаровывает. Кажется, исключительно силой интонации и чистоты.

5. ГРИГОРОВ АМИРАМ, «Слово москвы» - 73 балла

http://www.stihi.ru/2009/04/23/690 номинатор Никита Брагин

Недалёкой земли не понять, не достигнуть, позорясь
Ведь скорее всего, ни водой, ни дорогой
Не добраться туда, утонув в небосклоне по зори
Той земли недалёкой

И возможно, что это кому-то чужому приснится:
Не такому, как я, понежнее, понеже
Это слово москвы сквозь меня прорастает грибницей
На отвалах манежа

Где живая ограда предсмертно листвою набухла
Не политая, струями солнца палима
Мне так мало ордынки где утром земля будет пухом
И слезой тополиной

Это слово москвы без конца повторяется хором
То разгоном вокзала, то громом базара
Будто хрупкие вилки трамваев звонят мельхиором
На пиру валтасара

Голосами сусальных божков, и приснится такое
Переход у донского в дымящие домны
И звезда недалёкой земли над приёмным покоем
Над покоем приёмным

А здесь, в отличие от стихотворения Марковой, слово тяжелое – как будто бы скульптура, с трудом выпрастывающаяся из камня. Не очень уверенное начало, постепенно развивающееся в отчетливую и яркую картину. Мне кажется, что некоторое косноязычие стиля украшает этот текст.

6. НЕ ПОХОЖА НА РИЗ УИЗЕРСПУН, «Притча о древней рыбе» - 70 баллов

http://www.stihi.ru/2009/09/26/3080 номинатор БЛК

Жила одна очень древняя рыба.
Настолько древняя, что
она  видела,  как Атлантида
уходила под воду.
Статуи, люди, колонны
покрывались моллюском и  становились прахом…
настолько древняя… умирали от старости черепахи.
Рыба приплывала домой с похорон,
глотала успокоительные капли
(из ламинарии и сепии каракатиц)
и молила  рыбьего  бога о смерти.
Бог не слышал
(Под водою еще  труднее услышать чьи-то просьбы)…
Однажды
рыба выбрала (как ей казалось)  надежный  способ 
самоубийства.
Разослала подругам  письма
(в бутылках, разумеется, чтоб не текли чернила),
попрощалась с   неуютной, кишащей рачками квартирой,
и поплыла к людям, которые на рассвете
с больших кораблей  бросали сети…
сети трещали от рыбьей кричащей плоти…
«какой мучительный способ
самоубийства» (подумала рыба)
Ячейки врезались в тело...
скорей бы… скорей бы
смерть…

«сначала был свет»…
 
 
какая необычная  древняя  рыба! (вопили люди)
ешьте, ешьте быстрей (шептала рыба)

Рыбу не съели…
В океаническом музее
мегаполиса N
ей дали комфортабельную квартиру,
несколько комнат-гротов (с люминесцентным светом актиний)
полный пансион  с  питанием…

подходила дама 
с облезлой лисой на плечах
(лиса смотрела  мертвым взглядом вглубь аквариума)
Дама задумчиво барабанила
облупленным маникюром по стеклу

какая одинокая древняя рыба (думала дама)
какая одинокая древняя дама (думала рыба)

Приходил  антиквар-выпивоха
(запонки из поддельных бриллиантов
Рыбе напоминали  взгляд  осьминога)
Алчно сглатывая слюну, он
прикидывал стоимость рытвин и зазубрин на  чешуе

какая ценная древняя рыба (думал антиквар)
какой  неприличный отвратительный тип (думала рыба)

прибегали дети… таращили глаза, пускали пузыри,
Что-то кричали, плюща
розовые ладошки на стекле…
Рыбе становилось скучно.

Она уплывала в гроты, смывала слизь с плавников,
Вытряхивала из постели надоедливых,
вечно сношающихся рачков,
вспенивала перину, читала молитвы (по старой привычке)
и засыпала…
рыбе снилась дорога из золотого песка,
нежная скользкость маминого плавника,
Атлантида в змеистых мальковых брызгах…
рыбий бог смотрел на нее  свысока
и говорил: «какой неудачный финал…
какое глупое и мучительное самоубийство»…

Симпатичное  стихотворение. В нем поражает органичная свобода формы: где-то есть рифма, где-то нет, а где-то и понять невозможно, то ли это рифма, то ли как бы случайное созвучие. В формальном плане самое интересное стихотворение тура.

7. КАТЕРИНА КАНАКИ, «Вчерашний вулкан, обращённый в цветок...» - 65 баллов

http://www.stihi.ru/2009/02/12/5343 номинатор Никита Брагин

Вчерашний вулкан, обращённый в цветок,
земля, претворённая в море.
Рыбак поднимает пастушеский рог,
кочевник садится в рыбачий челнок
и тает в туманном Босфоре.
В июльской ночи, на тяжёлой волне
качая созвездий мережу,
ты всё ещё нянчишь свой сон обо мне,
и я, как дитя, вырастаю во сне,
тобою провижу и брежу.
Из зарослей знаков, из сладких помех
в эфире прижизненной встречи
я слышу густое дыхание всех
в тебе погребённых наречий,
я помню их мирт, кипарис и шалфей,
их бронзу, кремень и овчину, -
пусть имя твоё на ладони моей
сведёт их лады воедино.

...Смотри, что за труд мне завещан тобой,
смотри, не жалея:
в стотысячный раз неумелой рукой
писать на странице твоей черновой
строку Одиссеи.
Мне мало чужих непреложных шагов,
затем и крошится о туф берегов,
как необожжённая глина,
всё счастье напева, но крепнет любовь -
и длится былина.
Сквозь плоти адамовой красный песок,
смеясь, пробивается тонкий росток
кудрявого ветра морского,
твой утренний голос, твой сбивчивый слог,
твой образ: от света - до слова.

Совершенное, безупречное стихотворение. А место только седьмое. Это работа на пять с плюсом, с двумя плюсами, но все же работа ученицы. Рукой вполне умелой, в стотысячный раз пишем строку Одиссеи на странице Мандельштама, Тарковского, Кековой, далее везде. Впрочем, не оценить этот труд нельзя. Качественно, публикабельно, в десятке.

8. БОРИС ПАНКИН, "Чебурашка выйдет в чисто поле..." – 58 баллов

http://stihi.ru/2003/11/30-1330 номинатор отборочный тур БЛК (квота Павла Самсонова)

***

Чебурашка выйдет в чисто поле,
Меховые уши навострит,
Слушать станет: как там мумитроли
В мумидоле? Как там айболит?

Чем там дышит Йожыг из тумана?
Пьет ли можжевеловый чаёк?
В лапах цепких у него бердана.
Взгляд его внимателен и строг.

Для врагов преграда и препона.
Для друзей надежда и оплот.
Не прорвутся злые покемоны!
Гадкий телепузик не пройдет!

Он стоит на страже мирной жизни.
Дрозд щебечет, яблони в цвету...
Дышится легко в моей отчизне,
Ибо Чебурашка на посту!

Отличное юмористическое стихотворение. Хотя, наверное, уже несколько потрепанное жизнью.

9. СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА, «Баллада о проходящих мимо» - 55 баллов

http://www.stihi.ru/2008/08/01/1257 номинатор Ноев Ковчег

Она пережила своих детей,
супруга, двух любовников, трех кошек,
войну, пятнадцать лет очередей,
комплект белья в веселенький горошек,
которому, казалось, сносу нет
(трофейное, еще из Бранденбурга),
аппендицит – и пляшущий ланцет
в руках у в стельку пьяного хирурга
(а может, и не пьяного – как знать.
А шрам... ей-богу, шрам – такая малость),
железную в амурчиках кровать –
она в квартире в Киеве осталась,
когда пришлось уехать в Астану, –
на ней в последний день зачали Мишку.
До ужаса холодную весну,
барак, бронхит у младшего сынишки,
нелепой смерти призрачную пасть
(но бог отвел, заняв счастливый случай),
любовь, надежду, чувственную страсть,
святое материнское и сучье,
развод, потом попытку повторить –
удачную… почти… свекровь-мегеру,
и, если уж о боге говорить, –
неверие и истовую веру,
а после – равнодушное «никак»
бензиновым пятном по мутной луже,
когда в душе и в комнате бардак,
и новый день не лучше и не хуже
того, что был – вчера? позавчера?..
Пережила. Смогла. Перетерпела.
Крест-накрест пеленают вечера
изрядно поизношенное тело,
в котором лица копятся на дне –
любимые, знакомые, чужие,
настойчиво маня её вовне,
за грань, к нездешним долам и вершинам,
грозя обрушить хрупкое жильё.
Она чуть свет уходит прочь из дома –
на рынок, в магазин «Чулки – бельё»,
к метро, на площадь возле гастронома –
и там стоит подолгу, просто так.
Ей мелочь иногда к ногам бросают,
разок хотели натравить собак…
А прошлое глядит её глазами
на яркое безумное «сейчас»,
пытаясь ощутить, проникнуть, слиться,
поймать рисунок жестов или фраз,
да без толку. Останкинская спица
надёжно глушит радиоэфир.

Иди себе, не всматриваясь, мимо:
статистом в маске, вытертой до дыр,
участником безликой пантомимы,
но только не… Почувствовал укол?
Ещё не поздно – отвернись, не надо!..
Её рука поднимется легко –
прикрыться от назойливого взгляда,
но ты уже срываешься во тьму,
в бесчисленные сонмища людские,
собой пополнить местную тюрьму –
безводную и мёртвую пустыню.
Рванёшься, будто пленник из оков,
почуявший в металле призрак фальши,
прибавишь шаг, ещё – и был таков,
подальше от… неважно, но подальше.

Но часть тебя останется во мгле,
дрожа от жути, холода и смрада,
на небывалой выжженной земле
среди таких же проходивших рядом.

Могу повторить то, что я уже писал об этом стихотворении:

«Автор серьезно относится к тому, о чем пишет. Текст конкретный и предметный, мысль и образ не расплываются. С первых строк стихотворение увлекает читателя своей связностью, его хочется читать дальше. Но мне кажется, что текст утекает в никуда, концовка прописана куда менее внятно, ожидаешь чего-то более эффектного.  Кроме того, у автора особые отношения с историко-географическими реалиями. Героиня, заставшая войну, вряд ли могла кого-либо зачать за день до отъезда в Астану (а не, скажем, в Акмолинск или Целиноград); ей при этом должно было быть никак не менее 53 лет».

10. АЛЕКСЕЙ КОРОЛЁВ, «scvrra» - 51 балл

http://stihi.ru/2008/05/30/2254 номинатор Мелькор

scvrra




       «и я бы мог, как шут…»
       а.пушкин


в этой комнате свет слоится тишина стоит пустота только екает половица и мелькает колпак шута я сижу на стуле старинном а по комнате бродит шут с неочищенным мандарином об одном шута попрошу шут подай-ка скорее яд от жизни пройденной налегке а он глупый несет мне ягод в перевернутом колпаке говорю ему шут гороху буду мучаться не засну а он моркву из огороду а он ласковую весну шут вымакивай смех по-русски во слезах и от а до ять а он просит сушеной грусти на спирту пойти настоять отчего ты так шут волшебен а моя-то рожа красна изо рта выпадает щебень из ушей трава проросла что ж ты делаешь шут со мною козырным изо всех людей как заколет в боку заною шут с тобою мой шутный день но в руках у меня корона но в ногах у меня народ и пишу я и мыслю ровно а живу я наоборот и дорога одна к похмелью а любви на один укус наказать тебя не посмею но до смерти я посмеюсь я смеюсь от боли до боли не щади меня шут давай накажи шут как китобои бессловесную гонят тварь а когда отлечу я к марсу успокоюсь в мире ином ты меня примеришь как маску перед новым хозяином а когда и ему поди ж ты надоешь всемилостью шут на крюке в осеннем пальтишке затеряешься среди шуб

Умело, изобретательно сделанное стихотворение, последовательно и подробно нарисованная картинка. Чего не хватает тексту для более высокой оценки? Пожалуй, более свободной интонации, не такой монотонной и скованной. 


Рецензии
Более чем странный выбор. Поэтом можно назвать лишь номера девятого, с определенной натяжкой, остальные просто пытаются рифмовать не обращая внимания на смысл, того о чем пишут. Работа действительно "проделана", а может быть тому кто ее проделал, стоит перестать делать что-то подобное впредь? Нужно остановиться, затаить дыхание и осознать уже раз и навсегда что понятие о стихосложении Вы имеете самое отдаленное. Вывести на первое место такой потрясающий бред!? Очевидно экспертиза проводилась в основном над чем-то другим, а стихи, как говорят полублатные - "краем прошли"?

Дмитрий Васьково   23.05.2010 04:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.