Нищий

                НИЩИЙ

                Босоногим тогда был мальчонкой,
                И тревог за собой не носил.
                Видел нищего с старой котомкой,
                "Христа ради" у церкви просил.

                Разлетелись года по дорогам,
                По Руси моя жизнь пролетела,
                А на старость к родному порогу
                принес бренное старое тело.

                С грузом лет и с большой сединою
                Шел я в церковь прощенья просить.
                А на паперти с той же сумою
                Тот же нищий понуро стоит.

                На спине его горб, как котомка,
                Как защипанный куст-борода.
                Он своею потертой шапчонкой
                Мне напомнил былые года.

                Я спросил, боль скрывая словами:
                -Как здоровье твое, как житье?
                Он ответил, прошамкав губами:
                -Слава богу.  Что дал, то мое.

                Все ушло и немного забылось,
                И пришел долгожданный покой.
                Но опять на Руси появилась
                Нищета с распростертой рукой

                Вот за дверью алтарь с позолотой
                И сиянье златого креста.
                У двери все последние годы
                нищета, беднота, бомжота.

                Снова нищие в рубищах рваных
                "Христа ради" повсюду твердят.
                И на паперти новеньких храмов
                Инвалиды в колясках сидят.

                Это новая русская драма,
                Повторение пройденных лет.
                Нищета, что на паперти храма,
                Результат перестроечных лет.


Рецензии
Дорогой Пётр,
Мне нравится самобытность Ваших стихов. Но позвольте не согласится с Вами на тему возникновения нищеты. При Союзе на паперти нищих было не меньше, чем сейчас. Нищие и на кладбищах были всегда. Перстройка ничего не изменила. Вернее, не перестройка виновата ( как и тот, кто её затеял), а загнивший социалистический строй. Как говорится: "сколь верёвочка не вейся..." При Союзе нищих гоняла милиция. Потому мы их на улицах особенно и не видели. У церкви тоже периодически рейды проводили и нищих сажали по статье "за тунеядство". Теперь всех не пересажаешь. Но и перестройка тут ни при чем. Еще на огромное количество уличных попрошаек влияет тот фактор, что куча мошенников таким образом просто зарабатывают. И тут попираются все понятия святого. Грудные младенцы, армейская форма с медалями и орденами -- только реквизиты. Да и костыли просящему не всегда нужны. Я сам раз видел, как безногий калека, при наезде наряда милиции, "чудом" обрёл ноги и побежал так, как не всякий мастер спорта сможет. А один слепой поймал на лету брошенную ему манету (и такое сплошь и рядом).
И в этой армии бизнес-попрошаек настоящие нищие просто теряются. Мне их искренне жаль, но не перестройка в этом виновата. И в стихе видно только обличение строя. А хотелось услышать о душе, об отношении к этому окружающих. Вот это настоящая проблема.

По технике:

"А на старость к родному порогу
принес бренное старое тело."

Последняя строчка сбита с ритма, т.к. ударение в слове "принёс" падает на "и". Да и смо выражение "А на старость" звучит немного не по-русски. "Под старость" - правильнее. А "на старость" только деньги копят и дома строят.
Вариант замены:
"А под старость к родному порогу
(притащил,приволок,воротил) своё бренное тело."
Слово "старое" не нужо (и так ясно. Ведь в предыдущей строке о старости уже сказано.)

С уважением, Алексей.

Алексей Розумов   20.05.2010 17:06     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Первая её часть, вопрос дискуссионный. Пусть он останется на будущее. Вы во многом правы, но и у меня есть много аргументов в пользу своей версии.
По технике: всё совершенно верно. Как ни странно, но я видел это. И довольно долго не выносил на Стихиру. Несколько раз переделывал, но всё не получалось. Думаю нужно удалить работу, доработать и только потом вынести на суд читателей. Спасибо. С добром П.Ч.

Петр Черных   20.05.2010 20:56   Заявить о нарушении