Посещение45. Игорь Белкин. Равнодушие

- Равнодушие (безразличие) - один из показателей зависти.
- Это, из каких анналов современных мудрецов?

Безразличие, равнодушие – что это? Как появляется это чувство?
Любое чувство появляется через определенный раздражитель, после его воздействия на психосоматический аппарат человека. Ничего не возникает из ничего. Внешний раздражитель срабатывает, появляется ощущение, потом появляется или, посредством памяти,  проявляется представление, дальше оформляется понятие. Понятие может стать чувством или действием, в зависимости от многих факторов.
Равнодушие не может спонтанно возникнуть «не к чему-кому», то есть оно не первично. Вначале было, как минимум, внимание и, возможно, другие проявления человека к данному объекту-предмету. Равнодушие можно разделить на два. Произвольное и показательное. Произвольное – это когда предмет ощущается, появляется (или вспоминается) понятие о нем, но дальнейшие действия не интересуют субъекта. Ты идешь по лесу, и тебя хлопает по плечу ветка. Ощутив все это, оценив, ты проходишь дальше. Ты уже равнодушен к ветке. Не пойдешь же ты за топром или пилой, чтобы срубить ветку или само дерево? Другой пример: мальчика ударили и он кричит: «А мне не больно – курица довольна». Это будет показательным равнодушием. Потому что из понятия боли, обиды и еще чего, появилось чувство безразличия. Но оно декларируется. Мальчик или завидует более сильному, или просто хочет показать свою «духовную» силу, в пику физической силе или наглости.
Мы пытаемся показать свое равнодушие власть предержащим, неприлично богатым людям, но, в то же самое время, обсуждению их образа жизни нет конца…Когда в 96 году выбирали Ельцина на второй срок, было такое движение в стране – акция гражданского неповиновения, не приход на выборы. Причину, я думаю, объяснять не надо. Это движение было просто и быстро задушено. Если бы им удалось, то это было бы истинным равнодушием к власти. К той власти, которая поставила всех в одну известную позу. Лишь такое равнодушие дает результат.
У Будды есть такая история:
Он с учениками шел через селение, в котором люди не одобрительно относились к его учению. Надо сказать, что индусы, в большинстве своем, не приняли Будду, а отнеслись к нему именно с тем самым равнодушием, которое дает результат.
Так вот, староста и жители набросились на него и ругали самыми обидными словами, пытаясь этим прогнать из селения.
Будда молча выслушал и сказал: «Благодарю вас, что уделили внимание, но нам нужно идти дальше. Нас ждут в другом месте.»
«Как так? – удивились жители селения – мы ругали тебя последними словами, а ты так спокойно это воспринимаешь?».
И Будда рассказал им такую историю: «Я жил в одной очень бедной деревне. Жители, чтобы хоть как-то отблагодарить меня за мое присутствие, собрали последнее и купили разных сладостей. Но я не принял.
- Почему? – спросили они.
- Потому что мне не нужно то, что вы принесли – ответил я.
- И что нам с этим делать?
- Разделите между собой» - закончил рассказ Будда.
«И что?» – спросили Будду те, кто ругал его.
«Мне не нужны ваши слова, так же, как не были нужны те сладости. Вам остается только сделать с вашими словами тоже самое.»
Теперь возникает другой вопрос: Что такое зависть? Хорошо это или плохо?


Рецензии