Сны и реальность. Сергей Декабрёв

Пятый  сон Веры Павловны:  проходит 1\32 стихирского кубка и все 64 стихотворения, в нём представленные есть шедевры. Как выбирать? Кому в каждой паре отдать свой голос – решить совершенно невозможно. Кошмар, да и только…
Такой прекрасный сон ( всё-таки прекрасный ибо о шестидесяти четырёх шедеврах в одном турнире приходиться только мечтать) тем не менее и для меня некоторыми местами коснулся  в данной реальности. Были, были пары, где очень хотелось, чтобы оба стихотворения прошли дальше. Но и были и такие пары, где с удовольствием бы и руками и ногами проголосовал бы против обоих участников. Первые – мучили, вторые  - злили.
Конечно, самый удобный вариант для судейства был тогда, когда слабое стихотворение противостояло гораздо…менее слабому. Даже благодарность испытывал, когда  против соловья чирикал воробей (благодарность к воробью). И как тут не вспомнить известные размышления о том, что плохие стихи нужны для того, чтобы мы могли отличать их от хороших..
Без плохих стихов поэзия сошла бы с ума. Ведь не случайно по мере роста поэтической техники, появилось ещё одно межеумочное течение, которое, допустим, критик Кирилл Анкудинов прямолинейно назвал шарлатанством.  «Шарлатаны – графоманы, прикрытые наимоднейшими теориями и методологиями…Старый добрый графоман – словно весёлый красный мухомор, видимый отовсюду. Новый графоман – бледная поганка, коварно прикидывающаяся ценным грибом. Более того, рядом с моднючим шарлатаном подлинная – красивая, осмысленная, искренняя – поэзия выглядит как-то сомнительно, по-мещански…» («Литературная газета», 21-27 апреля 2010 г.).
Это я к тому, что в этом конкурсе шарлатанства я не увидел вообще! Редкое явление в наше время, между прочим. На Кубке Стихиры – его предостаточно. А уж про  БЛК, в финале которого я имел несчастье побывать уже дважды, даже вспоминать тошно. И того же Кирилла Анкудинова, который несколько раз был там арбитром эти самые «шарлатаны» естественно спросили: а кто такой? отчего подробный и вразумительный отзыв не написал?
А подробный и вразумительный отзыв ещё заслужить надо.
Словом, спасибо организаторам, создавшим конкурс, к которому притягиваются лишь искренние и чистые стихи. Ну, а мастерство и талант…это уже другой вопрос.
О стихах покинувших турнир.

1. Алёна Лёшина.  «Не предавай её одну»
Тут действительно сразу вспоминается Заболоцкий. Сравнение явно не в пользу стихотворения Алёны. Вот и получилось, что ей пришлось сражаться  сразу с двумя соперниками. А без особых приёмчиков женщине  двух мужиков не победить.

2. Игорь Пинин. «Шестьдесят пять»
Во второй раз и опять со скрипом голосую против этого стихотворения. Психологических мотивов объяснять не буду. Впрочем, первая половина стихотворения всю психологию на абордаж берёт: на уровень ниже, чем вторая половина. Первая  - журналистикой сильно отдаёт. И после неё  нужно ещё привыкнуть к потрясающим поэтическим строкам из второй половины.

3. Марина Фомина. « Я хотела бы стать»
      Трудно поверить желанию «Я хотела бы стать сильным взмахом крыла». Быть взмахом…Как-то уж очень неопределённо. Ну и дальше: выстрелы, а все будто в «молоко», общие они, конкретно не представимые и оттого  не вызывают сочувствия. Лишь в конце тут можно увидеть реальную деталь ( про нищего и монетку), но и она уже не трогает. Предыдущий пафос, сгубил эту поэтическую ниву.

4. Нелли Камерер. «И мир царил на белом свете»
      Тут меня в шок повергла фраза «Мой Край лежал…» Причём не сама по себе, а именно в контексте. Очевидно, что оправдать эту фразу можно было бы лишь в том случае если «Край» - это было бы имя, допустим, мужчины или ребёнка. Но это  не так. И вообще, чувствуется, что Слово плохо слушается Нелли. Капризничает, корчит непредсказуемые рожицы.

5. Урий Зорин.  «В кафе у загса»
      Драматургия в этом диалоге есть. Но наткнулась она на другую скалу. Куда более серьёзную.
    
6.Елена Кудряшова-Норкевич. «Снежинка кружилась, кружилась».
Если в стихах я  чувствую обнажённую дневниковость, то хочется щитом от них отгородиться и сказать: Нет, не трогают меня такие стихи (как арбитра). Потому что они не для конкурсов. Они – очень личные. Хотя, в данном случае, написано поразительно как искренне. И это ещё надо суметь так написать.

7. Олеся Маматкулова. «Василий был мужик угрюмый»
«Мой дядя самых честных правил»; «Гаврила был хорошим мужем»…Эту известную поэтическую линию Олеся по-своему наделила описательными элементами жития и сделала это совсем неплохо. История её поучительна и написана по-доброму. Разве что остаётся ощущение, что будто воздуха тут не хватает. Может привязки к конкретной обстановке и конкретному времени не достаёт, а может, сказывается не самый точный подбор слов в некоторых местах.
«Но вот общался неумело,
Он словно путался в словах!»
«Общался» -  на разговорном уровне это слово всё объясняет, но художественный жанр требует более точного подбора слов для выражения смысла.
«И снова теплится лампада,
И всё в руках его горит…»
А причём тут «лампада»?

8. Королева Фантик. «Моей доченьке и всем детишкам на планете»
Само название, а потом «лучик», «кроватка», «пупсик» и т д. есть счастливое кудахтанье уместное больше на скамейке где-нибудь в парке или возле подъезда. А поэтическую задачу желательно решать более тонкими ходами. А ведь в целом стихотворение выходит далеко за рамки альбомной поэзии. Прибрать бы только всех этих «пупсиков»…

9. Мария  Кондрашова. «Маме»
Стихотворение это есть сгусток покаянных чувств и благих намерений. Но очень «сырой» сгусток. Стенография душевного хаоса или неумелое владение пером? Склоняюсь к последнему предположению.  Лишь последние две строки тут вылились в чёткую поэтическую формулу:
«Только бы не стоять повзрослевшими
В этих белых больничных дверях».

10. Верблюдядя. «Следы рук»
Терпеть не могу метафоры типа «канавы укоров» ибо отдают они пышным конструктивизмом. Но в данном случае эта метафора не просто употреблена, но и объяснена в меру возможностей жанра. Да и самому жанру этому, где прощупывание смыслов происходит, будто в полной темноте отношусь с большим подозрением (очень удобное поле деятельности для шарлатанов). Однако попали строки этого письма мне под настроение, и увиделась тут вполне целостная картина.
А поражение конечно вполне предсказуемое. Тему конкурса тут можно увидеть только при большом желании. А ещё предпоследняя строфа сильно сбивает с толку.
«и потресканы губы улыбок январским морозом…»
- («читатель ждёт уж рифмы «розы» на, вот, возьми её скорей»). То есть уже Александр Сергеевич не считал возможным всерьёз рифмовать «розы-морозы», а тут…Да и откуда взялись «морозы»? Картина ведь описывается явно летняя, я бы даже сказал, знойная.
   
11. Своеволие. «Вязание»
Тут всё не очевидно, но стихотворение на редкость в тему. Оно всё пронизано светлым и добрым отношением к жизни. Очень понравилось. Но надо было делать выбор между хорошим и хорошим…Отдал предпочтение более стройному изложению.

12.Эдиньо. «Невозвратно»
Просто наказание какое-то!  Очень бы хотелось, чтобы и это стихотворение прошло дальше. Да вот, два интереснейших мира столкнулись. Пожалуй, не понравилась строка «Военный сплин». Что это такое? Сплин – как-то больше ассоциируется со скучающими бездельниками. Это и решило…

13. Матвей Песегов. «Легенда о Майтрейе»
И опять пятый сон Веры Павловны! Сочно и колоритно написано. И атмосфера жаркого Востока чувствуется и техника приятна глазу. Несколько отвратило только само решение темы. Герой оказался живым Богом…А мало ли сейчас у нас всяких новых мессий типа Гробового? Даже жалко, что такой симпатичный толстяк назвался пуленепробиваемым именем.

14. Агородник Татьяна. «Глаза собаки»
Больная тема. И выражена у Татьяны она убедительно. Высокий эмоциональный градус гармонично подкреплён художественными образами. И, тем не менее, я уже во второй раз голосую против этого стихотворения. Дело в том, что мне показалось, что в последних строках автор будто наступил на горло собственной песне:
«Живи, хозяин сытый, долго очень.
  Но! Больше не бери живых игрушек...»
Как-то фальшиво они звучат на фоне предыдущих строк. Тут напрашивается  что-то типа такого: да издохни ты, хозяин сытый, где-нибудь в подворотне, как брошенный тобой щенок! Ну и советы (не брать живых игрушек) таким  «хозяевам», что слону дробина. Утрирую, конечно. Но есть ощущение, что «сдулась» концовка, в угоду общепринятой морали, ради готовности сохранить смиренное и добродушное лицо перед любой подлостью.      

15. Алла Цыгановская. «Портрет»
Честное и с настроением зарифмованное повествование. Словесными рядами оно всё намекает на боевых ветеранок, подзабытых свой страной: кухня- пироги – старушки – День Победы…Вот и показалось, что тема с «портретом» напрасно сюда влезла. А нужен ли тут ещё этот пресс на слёзы? Концовка сразу спутала все ощущения. Получается, что и не боевые подруги встречались? А вдовы, видимо,товарищи по несчастью…

16. Константин Борисов. « Серебряная свадьба»
Видимо, краткость – не только сестра таланта, но и нежелательная гостья средь шумного конкурсного бала. Иначе я не могу объяснить проигрыш этого предельно ёмкого произведения именно в данной ситуации. 

17. Николай Балуев. «День Победы»
Тут, честно говоря, произошла ошибка. В это же время, что и здесь я выставлял оценки на очередном туре Чемпионата Стихиры. И как-то у меня смешалось в голове стихотворение Юрия Семецкого из того турнира с этим. А поскольку «Принц на белом коне» Юры  из Чемпионата мне порядком поднадоел, то я и проголосовал против него. Рад, что моя ошибка не повредила Семецкому.
 А Николаю мне  хорошего и сказать особо нечего. Совершенно очевидно, что  все благие порывы  тут портит выспренность  и марш-бросок по давно протоптанной другими дорожке.

18. Мария Полтавская. «Шапка моя с бумбончиком»
Про «бумбончик» - это, конечно, хорошо. Своеобразие тексту придаёт. И вообще чувствуется попытка выразить ощущения именно по-своему. И такое самобытное, весёлое и доброе мироощущение не может не вызвать симпатию. Но зато весьма традиционно тут накачивание стиха «водой». («И пока ничего не прошу»; «И бумбончик где-то теряется»). Расточительство. Мысли тесно, а словам просторно.

19. Лана Давыдова. «Счастье есть!»
Писать о счастье – крайне тяжёлое и неблагодарное  дело по причине очевидности возникающих ходов. Очевидных ходов и Лана не избежала:  счастье – звёздный купол, бескрайние степи, песни у костра и т.д. Но выполнила она всё это очень изящно и в целом есть всё-таки у стихотворения запах новизны. Жаль, что «Счастье есть!» выбыло из дальнейшей борьбы. А выбыло, может быть, не без «помощи» последней строки:
«…А в замке – поворотом ключа…»
Это, значит, счастье обратилось в замке поворотом ключа. Оригинально звучит. Но, пожалуй, неточно. Ведь скорее Лана хотела сказать о звуке поворота ключа, который, судя по контексту, мог вызвать ощущение счастья. А из тире понятие «звук» вовсе не вытекает.

20. Владимир Дорин. «Заблудшие…»
И себя отношу к «заблудшим» ибо ничего не понял в этом тексте. Юкки отвергают стоны звуков, а ели этих несчастных под лапами в кельях укрывают... А строки:
«Ромашки гадали,
цепляя надежду
за ноты печали…»
показались полным бредом. Хотя  есть в этом стихотворении налёт таинственности и загадочности. И надеюсь, что  раз автор сумел создать такое настроение, то и в написанном есть какой-то глубокий сакральный смысл.

21. Виктор Курильчук. «Вышивать словами»
Тут двойственное впечатление сложилось. Вышивает словами Виктор весьма искусно, но будто иголки у него местами ломаются. Например: 
«На улицу я больше пялился,
В её непасторальный рык…»
«Рык» - не опечатка ли? Как можно пялится в «рык»?  Но если заменить «рык» на «лик», то получаются очень даже интересные строки, особенно хорошо они выглядят в контексте. Или:
«Набитая судьбой оскома…»
В смысле, оскомина?
«Когда я маму вспоминаю,
Что где-то в небесах парит…»
Такие серьёзные по смыслу строки, и вдруг приобрели едва ли не пародийный оттенок. Ведь мама же не птица, чтоб парить в небесах. Смысл конечно понятен, но его надо бы точней выражать.

22. Яков Вортсман. «Смешно и глупо мненье злого света»
Если бы над этими стихами не стояла фамилия автора, то я бы подумал, что это неизвестное стихотворение А. С. Пушкина, которое он сам припрятал подальше от посторонних взглядов. Стилизация это или единственно возможный выдох накопившихся ощущений и мыслей – не берусь судить. Но, увы, художественную речь нельзя законсервировать в банке. Язык наш меняется не ради прихоти литературных извращенцев, а с целью отразить ту реальность, в которой он существует. Как говорится, всему своё время…

23. Татьяна Гирич.  «Любви неуловимое касанье»
Говорят, что и от большой радости может приключиться инфаркт. И уж точно, что восторженные, на предельном накале чувства уже погубили не одну хорошую художественную идею. Вот вам, пожалуйста, четыре беды на совсем маленьком текстовом пространстве:
 «Чтобы твоя душа светилась жарче,
Свой Свет прохожий подарил простой…»
Тут и ритмический сбой (ЧтобЫ), и посвистывающая звукопись («Свой Свет»), и явно лишний эпитет («простой»), и неудачная инверсия, связанная как раз с этим лишним эпитетом ( в просвет между «Свет» и «простой» затесались два важных слова). К сожалению и другие строки не радуют филигранным исполнением.

24. Балу. «Смайлик».
Единственным достоинством этого стихотворения нахожу саму попытку отразить реальность в том виде, в каком она важна для автора. Ведь только певец своего времени имеет шанс войти в историю литературы. С терминами и сленгом тут, конечно, явный перебор, но раскованный язык родил больше, чем мышь («рассветотень»). В данной паре  мне этого хватило.

25. Сергей  Трусенков. «Лохматая собака»
Понравилось и всё. А сердцу не прикажешь. Возможно, другим арбитрам, по сравнению со стихом соперника, «Лохматая собака» показалась слишком легкомысленной. Ну а мне так не показалось.

26. Ирина Блажевич. «Чудо с розами»
Мораль из легенды вытекает всё-таки несколько сомнительная: ради благого дела    Господь готов покрыть любую нелепую ложь жены перед мужем. И вот ещё вопрос: неужели хлеба так и пропали? Ведь розами бедняков не накормишь…Ну да ладно, они там потом совсем распоясались: индульгенции продавали, красивых женщин на кострах жгли, а тут всего лишь милая история с цветами.

27. Надежда Самородова. «Свинцовая боль»
Со страшным скрипом проголосовал против этого стихотворения.
«Я - внучка солдата, и эта земля -
Моё Куликово поле!»
Эти строки есть, безусловно, большая поэтическая находка.  Как и те строки, что связаны с этим рефреном. А придирался уже по мелочам. Допустим, вот что удивительно: хорошо понятна фраза «свинцовая боль», но как воспринимать словосочетание «боль свинца»? Разница вроде и небольшая, но принципиальная. О «боли свинца», по крайней мере,  ни химия, ни медицина ничего не знают. Далее: «глоток воды» два раза повторяется  в качестве сравнения. А судя по композиции, этого не должно было быть. И вряд ли шли  солдаты в бой под музыку Шестаковича . Но это я так, сам себя уже убеждаю, что не напрасна потеря этого стихотворения на турнире. Может и не напрасна, но искренне жаль…

28. Александр Павлович.  «В России достаточно доблести»
Три восьмистишия. И почему-то третье есть повторение первого. Кажется, неплохой текст для песни в духе марша. Но мы тут не на смотре военной песни. А то бы непременно подтянулись и подпели:
«В России достаточно доблести,
И сил, и имён золотых!»

29. Егор Мирный. «Простые вещи 2. Пульт от кондиционера»
Ну и напрасно Егор эти стихи называет модернистскими ( видел в рецензиях). Написано вполне в духе нового реализма. Придираться тут есть к чему, но трагедия в другом: столкнулись два текста, которые нельзя сравнивать принципиально. Так что речь о технических совершенствах или несовершенствах для меня тут даже не шла…Вердикт такой: не выдержана тема конкурса. Хотя в обычных случаях соображения о теме конкурса для меня  мало актуальны.

30. Максим Жаровин. «Вяз»
Опять, как в случае с Константином Борисовым, проигрыш этого стихотворения - вне моего разумения. Обидно. Вот где, кажется, вопрос о теме реально встал ребром. Но только не для меня.

31. Сергей Раймер.  « Я так хочу»
А тут наоборот:  было всё равно, кто выиграет. Не сторонник я созидательно-назидательных стихов.

32. Любовь Шлегель. « Глоток Добра»
То же самое. «Глоток Добра» выбрал за лаконичность. Действительно, ну что нам стоит «быть немного проще, Сердечность и добро другим дарить»?

А вот не получается. Всё изысканности ищем да соревнуемся кто кого…Но те кто ищет, может ещё и придёт к неслыханной простоте, а конкурсы – лишь игра, как, впрочем, и вся наша жизнь.
С добром:  Сергей Декабрёв


Рецензии
Сергей, здравствуйте.
Прочла Ваш обзор. За труд – огромное спасибо.
Только осталась в недоумении от написанных Вами строк о «Чуде с розами» http://stihi.ru/2010/03/27/259
Судя по тому, что Ваш голос был «ЗА» «розы» - здесь, по тексту - стёб…
Но мне не захотелось улыбнуться.
Для меня остался непонятен критерий отбора стихов судьями.
Не умоляю достоинство стихотворения Валерии Еремеевой, оказавшегося в паре со мной, но конкурс проходит под девизом «Творить добро».
Это так, к слову написала…
.
А по поводу инквизиций… Серёжа, я живу в многоконфессиональной стране, и православным священникам приходится венчать пары, в которых один из супругов католик или лютеранин, или решать другие подобные вопросы.
Вот где истинное проявление милосердия и любви.
Ничто не делается без благословения митрополита Рижского и всея Латвии Александра и нарушением веры не является.
С уважением, Ирина.

Ирина Блажевич   19.05.2010 00:35     Заявить о нарушении
Ирина, здравствуйте.
Ваша пара была одна из последних по счёту. А к концу написания обзора я уже безнадёжно устал. Вот и сменил тон на шуточный, чтобы в сотый раз не объяснять очевидные для меня вещи. Да мы с вами,кажется, уже и говорили по поводу особенностей вашего письма, которые мне не кажутся привлекательными.
А критерий отбора...У меня, например, тут всё было просто: из двух зол выбирал меньшее.

Сергей Декабрёв   19.05.2010 01:56   Заявить о нарушении
Сергей, может я туплю... но я не помню разговор о "розах" на этом сайте, т.к. писала стих на конкурс сайта "Литсовет".
Буду признательна, если объясните Ваши замечания.
За ранее благодарна.

Ирина Блажевич   19.05.2010 02:04   Заявить о нарушении
Нет, Ирина, я имел в виду не "Розы", а другие стихи.
Если вы хотите, то о "Розах" я скажу, но только не сейчас. У нас уже пятый час ночи.

Сергей Декабрёв   19.05.2010 02:20   Заявить о нарушении
Буду признательна, если выкроите время на "Розы" как-нибудь в другой раз.
Хороших сновидений, Сергей.

Ирина Блажевич   19.05.2010 02:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.