Итоги финала 2009 - 2010. Света Литвак

Когда я обратился к Свете с просьбой принять участие в финале БЛК в качестве эксперта, она согласилась довольно быстро, но  наотрез отказалась что-либо комментировать, дескать, времени нет, хлопотно и т.п., а ещё она просила, чтобы стихов в лонг-листе было поменьше.
Желание единственной в жюри женщины для меня закон, стихов в лонг было отобрано всего 41, комментариев от Светы я не ждал и вот что из этого вышло...

(П.Самсонов)



«От ангелов чужих обороняюсь…»

Иду к Вам учиться. Мне (СЛ) хочется послушать, что вы знаете о Главном. Спрошу: что у Вас болит? И Вы умеете рассказать о своей болезни. Такая болезнь ещё не опасна. Я же хотела бы найти снадобье, чтобы болезнь усилилась. Я понятно объяснила?
Удивительно много хороших стихотворений. Вы все умеете рассказать о своей «болезни». Доходчиво, с апломбом, залихватски, проникновенно или холодно-отстранённо. Но что объединяет: всё это – хорошие рассказы.

Огромный соблазн – выбрать поэта, а не стихотворение. Увы, очень часто не совпадает. То стихотворение – далеко не лучшее у автора, то, кроме номинированного, ничего у автора не интересно.
Меня проинструктировали: «основные критерии оценок – мастерство, художественность, оригинальность», но ведь эти ориентиры могут сколь угодно далеко увести от поэзии.

Бедринский Андрей.
Хоть отчасти и рассказывание, вернее попытка сдвинуться к общепринятому тону, НО музыка, музыка, ритмы, волны, переливы. Столкновение и перетекание форм, почти непрерывная внутренняя рифма. Стало бы навязчивым бормотанием, если бы не сбои синтаксиса и ударений. Тот случай, когда номинированное стихотворение впечатляет меньше, чем остальное творчество автора. Мне больше нравятся другие Ваши стихи, а строка «я, она, прости, моя.» из «Осенней коронации» – стала, пожалуй, тем снадобьем, которого я искала. Она меня остановила, – и строки посыпались как стрелы. В общем, это то, что мне нравится, наслаждение пловца среди волн. Спасибо, Андрей!!

Мария Маркова,
ну очаровало меня это стихотворение «река», с глагольными рифмами и простейшее до «естественного света». Вот в том-то и дело. Не хочу я отдавать свой выбор поэтессе Марии Марковой (другие её стихи не произвели впечатления). Но это – настолько «моё», я его выбираю. На это стихотворение я купилась с потрохами! И я ещё поймала себя на том, что невольно начинаю улыбаться, открывая страничку с этим стихом и начиная читать первую строку. (!)

Вот опять же Ла Светлана Ветка-Ветка.
Номинированное стихотворение не лучшее, а в общем, интересна Ваша тавтология.
Если уж выбирать, то я скорее отдала бы предпочтение Ла Светлане, нежели затусованному, перепризнанному Машарыгину-Озерскому. Их проекты чем-то близки друг другу. Налицо поиск нетрадиционных форм высказывания, заводящий (в данном случае), как ни странно, в тупик графомании. Но у Светланы это более методичная работа и, кажется, без претензий. Однако представленное стихотворение Дмитрия выигрывает большей цельностью необязательности.
Некоторые стихи Дмитрия Машарыгина-Озерского, пожалуй, очень напоминают мне стихи Алексея Денисова, только без мата и без нарратива. Дерзость есть, но не лирическая, как у Алексея. Просто безалаберная. А, в общем, стихи Д. М.-А. производят впечатление бесперспективности. Читать это всё, тем более в таких объёмах совсем не хочется. Может, разве, что изменится у поэта.

У автора Не Похожа На Риз Уисперспун
вполне достойная притча. Пусть с простенькими незатейливыми причитаниями. Наверное, можно было бы сделать её более выразительной, искусной. Но жанр вполне выдерживает и такое приглушённое состояние. 

Дмитрий Мельников,
если бы во всех остальных катренах стиха сохранялся четырёхстопный ямб в четвёртой строке (как это делает автор в первых двух катренах), стихотворение выиграло бы формально. А так непонятен сбой, беспричинный, небрежный. Или шести, пяти, четырёх – продолжали бы гулять по стиху до конца, тоже интересно.

«Степь» Марии Петелиной
меня, было, порадовала. Пейзаж, без амбиций, спокойный, дающий фору взгляду. Но и туда автор начал пропихивать какие-то «общечеловеческие» многозначительные смыслы и намёки (а также услуги комфорта в виде зонтика и ковра), что испортило для меня стихотворение.

Каждый раз, собираясь убрать из списка стихотворение ВИКа, я задерживала свой кровавый карандаш над строками:
«ветер выкрутни буровит. листья, словно капли крови,
  скопом грязевой ушат покрывают и шуршат.
  что ещё? в запруде лебедь, белоснежная как свет...»
Когда я осознала, что мне всё же мало этих трёх строк, произошло непоправимое.
Но должна сказать, что лирика этого автора (другие стихотворения) меня не оставила равнодушной.

Сергей Ивкин – профессионально, чётко, доходчиво, убедительно, страстно
Светлана Ширанкова – профессионально, чётко, доходчиво, убедительно, страшно
Сканди – профессионально, чётко, доходчиво, убедительно, смешно

Евгений Орлов – плывуще, сентиментально, убедительно. Гендерные стихи, хорошо включить в Антологию мужской поэзии.

Антон Прозоров – ну и хорошо.

Геннадий Нейман – вполне достойно

Конечно, Абеляр и Борис Панкин имели право рассчитывать на мою поддержку. Но стёб меня совсем не пропёр, скорее наоборот, простите, ребята!

Мне предлагали использовать стобалльную оценочную шкалу, но при этом придерживаться диапазона 50-70. Мне показалось удобнее воспользоваться всей шкалой, не вымеряя единицы.
Когда составился список десяти, я поняла, что именно эти стихи из всех мной прочитанных состоялись. Это цельные самостоятельные произведения. Здесь каждая вещь производит впечатление. А в остальных – что-то недоделано, какие-то неувязки, недожимы.
Спасибо вам за эти стихи.
Вот мой выбор.


МАРИЯ МАРКОВА, «река»          100

http://stihi.ru/2010/04/13/3449 номинатор Галина Щёкина


СЕРГЕЙ ИВКИН, «Четыре»          90

http://stihi.ru/2009/09/17/1865 номинатор Натан Хлебник


СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА, «Баллада о проходящих мимо»          80

http://www.stihi.ru/2008/08/01/1257 номинатор Ноев Ковчег


АНДРЕЙ БЕДРИНСКИЙ, "Жемчужина"          70

http://stihi.ru/2007/08/16-1809  номинатор Всеволод Иванов (Des)


СКАНДИ, «неворобей»          60

http://stihi.ru/2009/05/20/4455 номинатор Выход Из-под Контроля


ЕВГЕНИЙ ОРЛОВ, «любовь»          50

http://stihi.ru/2010/03/14/4895 номинатор Алекс Павлов


АНТОН ПРОЗОРОВ, «сонник»          40

http://www.stihi.ru/2008/09/19/537 номинатор Выход Из-Под Контроля


ДМИТРИЙ МАШАРЫГИН ОЗЕРСКИЙ, «в потерянном доме мы вместо кого»    30

http://stihi.ru/2009/05/05/40 номинатор Мелькор


НЕ ПОХОЖА НА РИЗ УИЗЕРСПУН, «Притча о древней рыбе»          20

http://www.stihi.ru/2009/09/26/3080 номинатор БЛК


ГЕННАДИЙ НЕЙМАН, «Мать»          10

http://stihi.ru/2004/04/08-975 номинатор Светлана Езерская         


Сформировав сперва свой лонг-лист из 23-х авторов, я начала внимательно читать каждого, включая дополнительно другие стихи авторов. Почувствовала, что увязаю, и решила прибегнуть к свежему взгляду близкого мне поэта – Николая Байтова. Чтобы, в случае неразрешимых сомнений, иметь дополнительную опору или противовес.
Николай, в отличие от меня, выдал первое непосредственное впечатление, что тоже ценно.
Я же продолжала возиться долго с каждым поэтом и стихотворением.

Вот замечательно и неожиданно для меня: стихотворение Марии Марковой «река» безоговорочно было признано нами обоими.

Привожу полностью реплику Николая Байтова:

«из всех этих поэтов я выбрал только восемь:

Андрей Бедринский
Абеляр
Мария Маркова
Геннадий Нейман
Евгений Орлов
Мария Петелина
Дм. Машарыгин-Озерский
Сергей Ивкин

Всем им я поставил в скобочках минусы за исключением двух:
Марии Марковой поставил твёрдый плюс,
Марии Петелиной плюс под вопросом.

В целом все поэты производят какое-то утомительно-трескучее впечатление. От них трещит голова. Наверное, они так стараются, из кожи лезут, чтобы голова читателя трещала и напрягалась. Наверное, это сейчас так принято. Но поэтической гармонии - такой, как я привык её мыслить и стараться достигать - нет ни у кого. Все перенагружены кучей умных, разнонаправленных аллюзий, которые им не не удаётся свести в цельную, стройную картину.

Я бы отметил ещё Антона Прозорова. Первое его стихотворение вообще неплохое. А второе - просто избыточно, неправильно построено. Если выкинуть из него всё, кроме двух последних строф, то получится бесспорный шедевр...
Вообще избыточность словесного потока и его "выразительного напряжения" - это их общий грех. Это, быть может, знамение времени, и в этом кроется какой-то характерный поэзо-исторический невроз.»





PS:

Абсолютно согласна по поводу второго стихотворения Прозорова. Попробуйте! Глаз мэтра – алмаз.

Ещё невольное наблюдение. Прочитав в связи с конкурсом энное число стихотворений разных авторов на стихире, не могла не заметить, что они просто наводнены ангелами. В каждом третьем стихе непременно мелькает ангел. Причём, они все на одно лицо. Такая приятная, значимая, весьма «поэтичная» фигура – сама по себе поднимает градус стиха. Поэтому авторы, может быть, неосознанно прибегают к её помощи. Опасная зараза. Ангеломания. Я вспомнила строку из своего девического стихотворения: «От ангелов чужих обороняюсь». Вот что-то такое я испытала.

О тех, кого, к сожалению, нет в лонг-листе.
На стихире мне любопытна поэтесса Татьяна Куцубова
http://www.stihi.ru/avtor/kutsubova
и молодой хулиганистый авангардист Александр Ойко.
http://www.stihi.ru/avtor/1oiko


Рецензии
Вот, не утерпел, хочу все-таки спросить у посетителей по поводу своего второго стихотворения. Нескромно, конечно.

Цитирую:
"Я бы отметил ещё Антона Прозорова. Первое его стихотворение вообще неплохое. А второе - просто избыточно, неправильно построено. Если выкинуть из него всё, кроме двух последних строф, то получится бесспорный шедевр..."
"Абсолютно согласна по поводу второго стихотворения Прозорова. Попробуйте! Глаз мэтра – алмаз. "

Так вот, возможно оно избыточно. Даже наверняка, сознательно избыточно. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Допустим, плохо. Но я хочу спросить, разве (разве?) две последних строфы можно сколь-либо серьезно рассматривать как отдельное произведение? Разве они смогли бы существовать самостоятельно?

Антон Прозоров   17.05.2010 00:09     Заявить о нарушении
Я не знаю. Может быть, и можно. Но лично мне стих больше нравится в том виде, какой есть.

Александр Спарбер   17.05.2010 11:20   Заявить о нарушении
Мне кажется, стихи нельзя дробить, как камни, к ним нужно прислушиваться в тишине. Мне кажется, Ваше стихотворение, Антон, цельное, наполненное и самодостаточное произведение. Спасибо Вам за него!

Владимир Мялин   17.05.2010 15:35   Заявить о нарушении
Антон, это вот как раз тот самый случай, когда я, про- и перечитывая обзор Светланы, ещё и ещё раз перечитывал эти Ваши два стиха, сомневаясь в собственном взгляде.
Дело в том, что мне "говорит оттуда" представляется, как минимум, ничуть не менее значимым, сильным, цельным произведением, чем "сонник".
Вполне даже возможно, что это тот самый уровень, на котором сравнительная оценка, "ранжирование" уже невозможны. Да и - эти два стиха ведь в принципе несравнимы, поскольку - из совершенно разных областей и стилистик.
Я далёк от того, чтобы оспаривать видение-слышание Светланы или её предпочтения, но в том, что "говорит оттуда" - и правильно построен, и нисколь не избыточен, и несёт в себе серьёзную философскую экзистенцию, не могущую быть переданной иначе (т.е. в том, что замечание Н. Байтова - ошибочно) - пожалуй, по-прежнему уверен. Без всякого купирования стиха, конечно.
Ещё раз подчеркну, что я очень надеюсь, что видение Светланы и моё видение этих двух Ваших стихов могут (со-)существовать в одном мире, не исключая друг друга, но, может быть, взаимодополняясь до бОльшей "области видимости".

Des   17.05.2010 20:22   Заявить о нарушении
Для экспертов большая неожиданность встретить здесь такую полемику )

Фаустов   17.05.2010 21:05   Заявить о нарушении
В вашем стихотворении всё избыточно разжёвано. Понятно. Поэтому оно не перфектно. Оно мне вначале и нравилось и не нравилось одновременно. Байтов угадал. Он нашёл главную тему, которой не нужны предисловия как и послесловия. Есть такое понятие плаги-арт. Я с удовольствием присвою себе как самомстоятельное стихотворение часть вашего (для меня) черновика.

нет, не сон
зеркальный, акварельный
не воды текучее стекло
не любви цветочное варенье
что в дорожной сумке протекло

просто слово
накануне слома
нет, не дома
слово на краю
бездны
нет, не бездны
нет, не слово
нет, не говорю, не говорю…

если вы его не признаёте самостоятельным. И намереваюсь опубликовать под своим именем. Хотя обнаружил его Байтов. Но не предъявил на него никаких прав. Он просто хотел показать мне на вашем примере - общее для конкурсантов неумение выстроить гармонию, вовремя остановиться и пр.
Хотя "Сонник" в этом смысле сделан на хорошо. Только "на хорошо" - потому что в нём нет этой несказанности и немирского языка, как в выделенном здесь очень красивом стихотворении

Света Литвак   19.05.2010 23:33   Заявить о нарушении
да, чего только ни встретишь

Антон Прозоров   20.05.2010 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.