Из дневника и переписки с друзьями, 268

Определение Поэзии? А можно ли определить, что есть Бог?
И что такое есть «счастье»? Любовь?
Есть понятия, категории самого высшего уровня, которые можно определять безконечно, насыщая всё новыми смыслами, и… слава богу!

Как можно объяснить поэзию вне поэзии?

Вот я бы говорил об урологии на компьютерном сленге…
Надеюсь, без обид, Анатолий.

Жертвы террора
«В Сибири при Колчаке расстреляли порядка 25 тысяч человек. Столько же уничтожено Комучем в Поволжье. До 400 человек (не тысяч! – четыреста человек) истребили казаки в Забайкайле.
Число жертв красного террора настолько превосходит число жертв любых других правительств, что часто политических врагов, убитых Комучем или казачьими атаманами, просто не учитывают. Тут счет идет в любом случае на сотни тысяч и миллионы человек. Чаще всего называют цифру 1700 – 1900 тысяч человек.»
Андрей Буровский. 1937. Контрреволюция СТАЛИНА. М. «Яуза» «Эксмо» 2009.

Ага. Надо убить десятки миллионов людей, соотечественников, руками наемных убийц – инородцев, чтобы потом некоторые бесплатно получили хрущебы и все ездили за колбасой в Москву или Питер. Один сорт колбасы на всех – вот оно счастье! Для тех, кто не понимает.

«Спасибо. Красивый добротный мультик. И полезный, так как абсолютно пустой и без единой мысли. Это большая редкость по нынешним временам, поскольку, существующее искусство только занимается тем, что хочет что-то впарить, внушить, заставить подумать, принять участие и так далее, чтобы у человека не было ни единой собственной мысли.
Но чтобы она появилась, в начале от человека надо отстать. И дать ему возможность пройти терапию пустого занимательного искусства. Тогда вместо критики, как средства защиты от постороннего влияния, у него будет критика, как методология исследования.»
Сергей

Очень умно. Как всегда. Спасибо! Но не со всем могу согласиться…
Вот вы говорите «существующее искусство только занимается тем, что хочет … заставить подумать, принять участие…» А потом, тут же - «чтобы у человека не было ни единой собственной мысли». Как же «заставить подумать» - «чтобы … не было ни единой собственной мысли»? По-моему одно противоречит другому.
А вот дальше «от человека надо отстать» - это да, я понимаю. Но, на мой взгляд, «искусство», происходящее от слова «искусственное», даже если оно «пустое и занимательное» ??? не может быть неагрессивным. Любое искусство нацелено на потребление, т.е. сбор средств, дани, оброка, поэтому оно людям навязывается, и не навязываться не может.
И, опять же, «методология исследования» - чего? Того же «искусства»? Ведь вокруг нас помимо «искусства» фактически ничего нет.
Или мы ничего, кроме него, не замечаем. Да, потому что оно обрушивается на нас, не отставая. И не оно от нас, а мы от него отстать в абсолютном своем большинстве – не в состоянии!

А вы знаете, сколько на личных счетах было денег у главных большевиков - Свердлова, Зиновьева, Троцкого, Дзержинского и даже Ленина - в банках Швейцарии, Штатов и других вражеских буржуазий? Драгоценностей, снятых с трупов ими убитых, повыдерганных из алтарей! А партийные распределители и спецобслуживание номенклатуры? С первых дней большевизма! При миллионах живущих в бараках и питающихся сухарями с тушенкой. А где золото КПСС? Вот где настоящий мамона!
А Колчак не заработал себе ни гроша.. и даже пули!

Единственно с чем могу согласиться это с оценкой сегодняшних нувориш. Так это как раз внуки большевиков.

АНАТОЛИЙ
А почему четыре компонента? По типу «четырех элементов»? Как там – земля, вода, огонь, воздух? Может, их и взять в основу определения всего сущего, в том числе и поэзии?
Или вот вместо названных
1. Чувство
2. Интеллект
3. Техника
4. Творчество
Взять такие:
1. Душа
2. Ум
3. Профессионализм
4. Дар
Можно, конечно, сказать, что «душу» определить невозможно… Но разве есть однозначное определение «чувства»? Тем более, в связи с поэзией? Поэтическое чувство – что это?
Или что такое поэтический интеллект? Техника? Творчество?..

«можно ли обсуждать качество СТИХА?» Анатолий Рабин
Качество стиха обсуждать можно. Можно даже научить компьютер писать стихи по программе. Это уже само говорит за себя! Потому как программа может быть хуже или же лучше и выдавать разные результаты.
Но! Сколько ценителей поэзии, столько и мнений. И по технике могут быть разные мнения… о поэзии же – тем более!
Не сомневаюсь, однажды и компьютер стать сможет поэтом… в том числе с помощью Анатолия, но это будет уже не машина, а разум, пусть и искусственный.
Самостоятельное творчество, в том числе поэтическое – доступно лишь разуму. А разум не возможно описать несколькими несложными правилами. Это хоть и замкнутая, но раскрытая вовне и саморазвивающаяся система.

А на мой взгляд, этим мультфильмом его авторы нас просто хотели порадовать. Ничего не желая взамен. Не знаю, нужны ли им деньги или они зарабатывают на другом.
Вот это и главный критерий – творчество ради самого творчества. А не ради денег, поклонников, жертв. При этом такое свободное творчество вовсе не означает отсутствия мыслей. И желания что-то людям сказать.
Например, этим мультиком авторы явно хотели поздравить нас с Новым годом. И это у них получилось.
И еще они хотели сказать, что есть еще добро в мире, и можно радоваться, не только получая подарки, но и даря их. И еще много чего. Например.
Железная дорога – не место для шуток, и ей должны управлять не дети.
Не заметили, как ненавязчиво донесена эта мысль?
Или вот эти… пиротехники. В закрытых помещениях - не место ракетам!
И ещё… Каждая девочка стать может снегурочкой…
Вот это и есть настоящее искусство, когда в подсознания закладывается добро, справедливость и волшебство. А не зло, равнодушие и некомпетентность!

Хорошо, АНАТОЛИЙ. Я немного подумал А вот если так, например:
1. Холодный рассудок.
2. Горячее сердце.
3. Знание правил стихосложения.
4. Опыт стихотворного ремесла.
5. Дар поэта.
При этом совершенно очевидно, что первых 4-х пунктов для рождения Поэзии не достаточно. Так же, впрочем, как и одного 5-ого.

Всех талантливых людей, Эльдар, банят. Надо что-то предпринимать. Вместе!

Политические ошибки Ольги Николаевны.. хотя, да, пока и довольно смешные…

Достаточно посмотреть на лицо этого Фурсенко, чтобы убедиться, к культуре он не имеет никакого отношения.
С Новым годом!

Абсолютно верно, Геннадий. При этом можно заметить, что вовсе не любое печатное слово запечатлевает частичку души. Её нет, скажем в бюрократических документах, бухгалтерских отчетах, государственных законах и к ним дополнениях и разъяснениях.
Не всегда есть душа и в стихах.

Только сейчас обнаружил.
Вот, оказывается, я не только Председатель «Центра Вселенной»…
Видите, Сергей, никакие усилия не оказываются напрасными.
Страшно даже подумать, что будет не через три, а тридцать три года! Тем более, тысячелетия!
http://kovcheg.ucoz.ru/_fr/0/4846086.jpg

«Ах, вот оно что! В интернете началось ВОССТАНИЕ ДЕБИЛОВ?» Эльдар

Это не восстание, а планомерная операция. Восстание надо организовать нам, собрав лучших и готовых на самопожертвование.

Атаковать начнем по периметру. Мало никому не покажется! Главное не задеть наших.

Материальное, идеальное и активное – так же неразрывны, как Троица – Бог Отец, Бог Дух Святой и Бог Сын. И являются тремя аргументами любой информационной системы (ИС), начиная от элементарной частицы, до социума и Вселенной.
То же самое относится к поэзии и поэтам.
Рад интересному разговору!
А информацию можно относить также – к материальному, идеальному и активному. И в целом - к ИС.
Однако сложно говорить об информации в связи с поэзией, потому как она не делима.

Т.е. поэзия не делима, так же, как Троица. Однако кто-то когда-то видел Сына, а некоторые утверждают – Бога Отца. Или чувствуют Святой Дух… Однако…
Если я что говорю не так, прошу извинить. Ей богу, дружески и не со зла.

Наверное, я чего-то не понимаю…

Разве можно, Эльдар, сомневаться в победе разума и таланта? !
А кровь… что же, это – наша душа. Она уходит туда же, откуда пришла.

А можешь ли, Анатолий, назвать свое любимое стихотворение? И его привести.
А потом - разобрать его по своим компонентам?

Нет я не масон. Только не это!
Я вообще вне организаций. Верю, и вы.

Сергей. Конечно, я не масон. Особенно, после того, сколько о них прочитал.. нашей негативной литературы. Начиная от дореволюционных публикаций, заканчивая Олегом Платоновым. И настоящими серьезными исследователями.
Да мне никто и не предлагал никогда!
А это совсем другая организация. Но и в ней, я так просто.. рядом. Мастер. Хранитель.
Единственной настоящей организацией мог бы стать «Центр Вселенной». Но без вас, похоже, не выйдет.. при моей жизни. Ну, что ж!

«Мне лично, как автору, было бы не очень ясно, если бы ты пытался объяснить мне недостатки моего стиха с точки зрения "неделимости поэзии", теории информации или религиозных учений.» А.Р.

Я-то, кстати, могу разобрать.

------------------------------------
«1. Чувство
2. Интеллект
3. Техника
4. Творчество»

Анатолий Рабин. Бог не дал человеку таланта... 22.09.2004 01:20

(10)Бог не дал человеку таланта
(11)видеть краски, услышать Бетховена.
(10)Глянет он на картину Рембрандта,
(11)ценит: -"Да, неплохая штуковина"
(10)Красота за живое не тронет,
(11)не волнует ни небо, ни радуга.
(10)Про таких говорят: он дальтоник
(11)и медведь наступил ему на ухо.

(11)И жену взял не шибко красивую,
(11)а порою бывает сердитою.
(11)Только видит он Марью Васильевну
(11)лет поди уж полста Афродитою.
(11)Время съело былые округлости,
(11)краски стерты годами и бедами,
(11)но чурбанам, что нежность, что грубости,
(11)а дальтонику краски неведомы.

(11)И она ему ангелом видится,
(10)даже в старом потертом халате,
(11)среди ночи к любимой подвинется
(10)или днем подойдет и погладит.
(10)А, когда она вдруг полотенцем
(10)обовьет его, в кухне колдуя,
(10)замирает тщедушное сердце
(10)от ее одного поцелуя.

(11)Мужики провоцируют - пробуют,
(10)Клавку шлют подождать у порога:
(11)-«Как ты знаешь, что Марья особая?
(10)Ты ж другую вовеки не трогал?!..»
(10)Он на танцах для храбрости тяпнет,
(11)пригласит одиночку унылую,
(10)потанцует, помнётся... и ляпнет:
(11)-«Вы красивая ...Только не милая».

(10)Бог не дал человеку таланта –
(10)перед ним даже музы бессильны.
(10)Смотрит он на картину Рембрандта,
(11)видит Саскию - Марьей Васильевной.

Для начала скажу – понравилось!
А теперь подумаю. Не обещаю, что выскажусь скоро. Приходится выходить на работу, отрывают

Кстати, Анатолий.. заметил, ты сам не решаешься разбирать стихи, свои или чужие, по предложенным тобою критериям. По крайней мере, прилюдно. А другим предлагаешь. Ну, да ладно, попробую.

Итак. В целом – понравилось! Написано от души, чувственно, гладко и с юмором.
Стихи это или Поэзия?
Посмотрим по компонентам.

1. Чувство. Есть, безусловно. Чувство – к Марье Васильевне. Вполне конкретной земной женщине. Единственной любимой на всю жизнь. Значит, это очень глубокое чувство. Особенно хорошо оно выписано в строчках:
«среди ночи к любимой подвинется
или днем подойдет и погладит.
А, когда она вдруг полотенцем
обовьет его, в кухне колдуя,
замирает тщедушное сердце
от ее одного поцелуя.»

«потанцует, помнётся... и ляпнет:
-«Вы красивая ...Только не милая».»
Это весьма трогательно и, полагаю, не может не колыхнуть даже самое черствое сердце.
Безусловно, это явно наделенные поэзией строки.

2. Интеллект. В стихе несомненно присутствует. О нем говорит стихотворение в целом, выстроенное логично, умно. Наверное, не гениально, но вполне интеллектуально.
Особенно тут можно отметить первую строфу и концовку. Что, кстати, тоже вполне разумно – чувственная серединка, в начале – зачин, в конце – выводы и мораль.
Да, еще надо сказать о том, что автор знаком с лучшими образцами мирового искусства и свободно использует их в качестве общекультурного фона, чувственных и интеллектуальных ассоциаций. Что, несомненно, является плюсом.

3. Техника. Если говорить в целом, уровень довольно высок, безусловно, выше среднего для любителей и многих профессионалов. Хотя «профессионалов» у поэтического станка у нас теперь нет. Размер, ритм и рифмы выдержаны довольно прилично, но не идеально.
Размер – хотя бы по числу слогов, указанном в начале строк разбираемого стиха. Не буду разбирать подробно, потому как явных критических сбоев нет, и я сам не люблю идеально правильные, классические размеры. Тут, мне представляется, всё очевидным – мнения могут быть разные.
Рифмы. Можно придраться «радуга – на ухо», «халате – погладит»… Но, на мой взгляд, с рифмами всё хорошо.
Лексические неточности. Много фраз разговорных, не совсем точных. Хотя, опять же, на мой взгляд, в общем контексте данного стиха допустимых.
Отмечу всё-таки.
«Бог не дал человеку таланта
видеть краски, услышать Бетховена.»
Тут либо «видеть… слышать», либо «увидеть… услышать».
«ценит - …» Оценит?
«Красота за живое не тронет,
не волнует ни небо, ни радуга.»
Если «не трогает… - не волнует..» ? не согласованность.
«И жену взял не шибко красивую,
а порою бывает сердитою.»
Вот здесь!!! - Явное рассогласование. На мой взгляд, надо править.
«Мужики провоцируют - пробуют,
Клавку шлют подождать у порога»
Здесь смысл не очень понятен. Клавка – женщина?
«провоцируют – пробуют» - строчка не очень корректно выстроена.
«унылая одиночка – красивая» ? Вряд ли.

Но! Повторюсь, это неточности не допустимы для классического стиха. С совершенным ритмом, размером и темой.

4. Творчество. Что сказать…
По чувству, безусловная авторская концепция, переживания. И я тут нашел для себя нечто новое.
По технике – ничего нового не обнаружено.
По интеллекту. Не плохо. Но вряд ли это можно назвать откровением.
Изюминок образных в строчках явных нет. Но в целом стихотворение – законченная картинка. И вот это – удача!

5. Что сказать в заключении… Все 4 предложенных элемента поэзии в стихотворенье присутствуют. Однако же как бы все в разных строчках. В одних – чувство, в других – интеллект. Это я, конечно, условно.
Безусловно, достойное, интересное, нужное произведение.
Надо ли над ним дальше работать? Я считаю, что можно. Некоторые места по технике (я указал) хотелось бы видеть поправленными. Творческие резервы есть всегда. Так же как возможны новые находки и усиления по чувству и интеллекту.
Есть авторы, которые работают над всеми своими стихами всю свою жизнь. И я нахожу это нормальным. Случается, и через 30 лет, даже в юношеских стихах находится вдруг новая строчка, дополняющая, проясняющая, украшающая зафиксированную когда-то картинку души. Это как ретуширование не очень четко сделанной фотографии…

Где-то так. Я на работе, времени, честно, не много. Но и затягивать обещанного не хочется.
Как получилось, Анатолий. Если что не так, извини!
ЗЫ. Да! Дар у автора есть!
-----------------------------------------

Истинное лицо не всегда возникает при жизни. Или узнается, узаконивается большим числом людей. Крупное и настоящее лучше видится на расстоянии.
Есть такие герои, которых рекламировать при жизни опасно. Практически всем. А вот после их смерти.. можно указать на много чего, не боясь нестандартной реакции, выбирая именно то, что нужно.. кому-то, убирая опасное. Хотя, возможно, для автора - главное.
Одно знаю точно, ничего воистину нужное миру не исчезает бесследно и так или иначе фиксируется и передается разными способами из одних структур в другие, дальше и дальше.

Ага, Анатолий Рад, что воспринято без обид.
Конечно, я мог бы разобрать это стихотворение и по предложенным мною критериям. Но… результат был бы примерно таким же. В смысле - разбор.
Разве что по первым моим двум критериям уточню. Рассудок холодный есть, и есть горячее сердце. А в остальном.. смотри по уже сделанному разбору.
Не думаю, что это стихотворение надо смотреть с точки зрения «теории информации или религиозных учений». Хотя и это возможно. О «неделимости» же, полагаю, я уже высказался.
Ну, а претензии к технике, на мой взгляд, всегда надо оконкречивать совершенно определенно.
Конечно, буду рад, если и ты разберешь какое-нибудь мое стихотворение.
Впрочем, однажды уже это было. И тоже довольно подробно.
Всегда рад и благодарен за такое общение!
Дружески, Вит.


Рецензии