Взрыв

Если б знали, как хочется жить
Всем чертям полосатым назло!
Как мне хочется быть и любить,
И дарить без оглядки тепло…

В блиндаже после боя – тоска:
Не найти в полумраке живых.
Я остался один для броска –
Обвязался гранатами.
Псих?!

Танк ползёт, деловито утюжит
Словно гадину, трупы бойцов.
Но дойти до Кремля он не сдюжит –
Я ползу по веленью отцов.

Тут мелькнуло лицо той девчонки,
Что за косу я дёргал когда-то
И надолго засела в печёнке –
Улыбнулась... 
Дождётся солдата?

Встал Арбат и пустил голубей,
Зашумела вода на пруду,
И шепнула земля: «Страх убей –
Я к тебе на свиданье приду…»

Зарычал, затрещал пулемёт,
Танк надвинулся, небо закрыв.
Мне ль гадать на ромашке?
Поймёт?! -
Поднимаюсь над танком, как  взрыв…

Андрей Сметанкин,
Душанбе, Таджикистан,
30.04. 2010 г.


Рецензии
Андрей,не обижайтесь на некоторые замечания.Как Вы знаете-первая
строфа даёт ритмический зачин всего стихотворения.Это - раз.
Кроме рифмы в стихах большое значение имеют ударения на последнем слове каждой строки.Рифмы бывают мужские,когда ударение
на последнем слоге, и женские,когда ударение на предпоследнем
слоге.Если стих начат с мужскими рифмами,то все строфы должны быть
такими же, а у Вас они разные.Это нарушает ритмику.И снижает
качество стиха.
Пишу из самых добрых побуждений.Поверьте,от всей души.А образы у вас хорошие.

Николай Лышнов   03.05.2010 22:49     Заявить о нарушении
Николай, благодарю Вас за Ваши «добрые побуждения», и обиды на Вас никакой не держу. Нет даже досады, а только недоумение. Зачем Вы представили азы поэтики из начальных классов? О «мужских рифмах», равно и о «женских рифмах» мне известно ещё с 4-го класса, а это было, если не изменяет моя память ещё в 1974-75 годах.

Впрочем, об этом Вы могли бы судить исходя из самого стихотворения «Взрыв». О моей посильной грамотности в области рифм и прочее Вы можете судить по прочтению всех моих поэтических опытов на авторской страничке, какие я стал размещать на Стихи.ру с 2006-го гола (на будущий год намечается пятилетие моего творчества на данном сервере – заглядывайте по возможности на огонёк). Я лишь только недоумеваю, что Вы смело, как добровольный ментор, который вознамерился поставить недоучку на путь истины, судите о моём скромном и малом мастерстве только лишь по одному стихотворению (об этом я сужу по Вашей рецензии, дорогой Николай).

Относительно «случайного присутствия», на Ваш взгляд, женских рифм в рассматриваемом Вами стихотворении, я, как автор, могу сказать, что это не следствие безграмотности или невнимательности поэта, а только его задумка. Дело в том, что всё стихотворение построено на мужских, - если можно так выразиться, «безокончательных», рифмах. И только в четверостишии, которое касается внезапных мирных воспоминаний моего поэтического героя, что осенили его, как взрыв, как раз должно навести читателя на тот психологический надрыв, надлом, какой испытывает человек, обвязанный гранатами. Словом, как внезапное присутствие «женских рифм» как бы «ломает» стройное построение стихотворение, основанного на «мужских рифмах» и сбивает читателя с толку, так и внезапные воспоминания моего героя ломают уже привычную картину ужаса и смерти нагрянувшей войны. Ведь он ещё мальчишка! Ему только исполнилось восемнадцать лет! И столько осталось навеки!

В своём опыте я исходил из прямой ассоциации: «нечаянные» «женские рифмы» невольно, подсознательно навевают читателю мысли о том, что мой герой ласково и нежно вспоминал о девчонке, которую когда-то дёргал за косички. Мне представилось естественным, что восемнадцатилетний, ещё безусый молодой человек, добровольно обвязавшийся гранатами, решительно ползёт на танк и думает о женщине. Возможно, будь это четверостишие исполнено только «мужскими рифмами», само стихотворение, на Ваш взгляд, заиграло новыми красками? Возможно. Но оно потеряло бы ту психологическую притягательную силу, когда читатель может сопереживать с литературным героем и читать его мысли между поэтических строк и, если хотите, между чередованием «мужских» и «женских» рифм. И это отнюдь не является нарушением основ стихосложения, а только лишь раскрывает и обогащает его возможности. Это всё равно, что найти, надломив привычный обмылок, золотую монету.

Я не говорю, что моё стихотворение представляет собой «золотую монету» на фоне современного поэтического творчества всемирного пространства Стихи.ру, а только лишь хочу сказать, что оно также имеет право на существование под лучами Аполлона, как и стихотворения, строго написанные или «мужскими рифмами», или «женскими рифмами». (Образно и грубо говоря, все мы знаем, что «не убий», «не укради», «не делай себе кумира» и т.д., а сами убиваем, воруем, делаем кумиров (пиар-звёзд) и прочее.)

Благодарю, что заглянули на мою страничку. С любовью и радостью к Вам, автор – Андрей Сметанкин.

Андрей Сметанкин   05.05.2010 21:39   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Николай, за Ваше критическое слово - пишу Вам повторно спустя 13 лет. Сегодня, 26.10. 2023, нечаянно обнаружил к своему вящему удивлению, что это стихотворение можно найти на ЯНДЕКСЕ, в так называемом ДЗЕН. Можно сказать, что само стихотворение, его внутренний смысл не столь дурны, если кто-то решил эти стихи разместить на вышеуказанном интернет-ресурсе. Что же касается Ваших советов, то к ним вернусь более спокойно и внимательно и постараюсь усвоить всё то, что Вы мне «даве» говорили. С уважением к Вам, Андрей Сметанкин.

Андрей Сметанкин   26.10.2023 16:57   Заявить о нарушении