Пролог на небе буффонада

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

«Мне снилось детство!»
Так можно было бы определить  сущность этого произведения. Хотя речь пойдёт не столько о неких удивительных событиях самого сновидения, сколько особом ощущении, переживаемом человеком, когда, земную жизнь пройдя до половины, он, словно посредством машины времени, встречает своего двойника из детства.
Это обусловливает образную сложность героя книги, Влада, - возрастом он мал, часто рассуждает и действует, как несмышлёныш. И, напротив, в некоторых случаях судит о вещах подстать взрослому. А разве так в жизни не бывает? А разве наши дети, порой, не удивляют нас именно этим?
Слова, читанные в книгах или произнесённые взрослыми, кажутся маленькому герою книги (подобно герою Ж.-Ж.Сартра) более яркими и впечатляющими, чем сами поступки. Да и собственные слова такого ребёнка, ещё не обладающего каким-либо жизненным опытом, не всегда соответствуют их прямым словарным значениям, но приобретают таинственные смыслы ведомые ему одному.  В связи с этим вспоминаются эпизоды собственного детства. Однажды мне стало казаться, что родители слишком настойчиво пытаются определиться с тем, кем бы я хотел стать в будущем, - врачом, скрипачом, учителем… или!
 На второй или третий раз, я, наконец, ответил им, - пастухом!
Легко представить разочарование взрослых. Однако, имей они возможность проникнуть в тайны моих детских семиотических ходов, то увидели бы истинные смыслы, так странно проявившихся у меня профессиональных наклонностей.  Говоря о желании стать пастухом, я менее всего предполагал, что в дождь и зной мне придётся пасти коров, но думал о высшей благодати, которая ниспосылается на коровьего пастыря, играющего на пастушьей свирели у речки под плакучей ивой или на солнечной поляне под могучим развесистым дубом.

Важным в произведении является место действия, - дачный сад, возделываемый дедом Влада. В этом живописном фруктовом саду просматривается образ библейского Эдема, земного рая, за пределы которого герою настоятельно рекомендуется не выходить. И чем жёстче эта настоятельность, тем острее у мальчишки желание познать окружающие пределы.
Но, если такие слова как «лес», «автомобильная трасса», «болото» родители Влада наделяют категорией чрезвычайной опасности, подстерегающей их сына, но для самого ребёнка это  лишь «материал», которым следует овладеть в познавательном соревновании с мальчишками-одногодками.

Несколько слово об образе Шурика. Для Влада это кладезь, детская библиотека практических и учёных премудростей о мире. Здесь я не преследовал цели подтвердить весьма сложную идею О.Ранка о том, что в определённом возрасте мальчики начинают догадываться, кто есть их истинный отец. Хотя ситуация, в которой читатель находит моего героя, может показаться определённо созвучной такой идее.
В образной системе произведения Шурик действительно представляет самостоятельную сюжетную линию (он напоминает эпического героя, добывающего жену). И всё же, роль его, прежде всего, вспомогательная. Жестокое стечение жизненных обстоятельств, в которых оказывается Шурик, призваны внушить родителям Влада мысль, что их чадо опасно заблуждается, а потому они обязаны без промедления, категорически и даже в грубой, не педагогической форме вмешаться, чтобы откорректировать таблицы судьбы своего любимого сына. 
 
Работая над произведением, я каждый раз приходил к выводу, что родительская любовь, это и огромная услада для нашей памяти в трудные минуты жизни, и одновременно  источник горького чувства раскаяния и покаяния, преследующего нас до конца дней лишь за то, что мы оказываемся уже неспособными расплатиться за такую Любовь сполна. И чаще не потому, что сами сделали для них мало, но запоздало хотели бы сделать больше!
Впрочем, вполне возможно, что это моё сугубо субъективное мнение. Но то, что читатель найдёт здесь совершенно бесспорным, так это достаточное число забавных ситуаций, много юмора и авторской самоиронии, чтобы уже изначально иметь перед собой больше эстетических ориентиров и не задаваться неподъёмными вопросами метафизики.


ПРОЛОГ

(философская сказка для родителей, забывших, что когда-то тоже были детьми)


Скромен, но скажу, -
едва ли
в сказке либо наяву
вы подобное встречали.

Не съязвите, - DEJA VUE!


Детская комната. Рабочий стол. За столом майор полиции с седой окладистой бородой. Вместо формы на майоре холщовая рубаха, вместо фуражки - нимб с козырьком и кокардой. На щеке милиционера шрам; голубые глаза умудрёны жизненным опытом. Но внешность добродушная.
Рядом с майором стоит мальчик лет семи, - растерянный, хотя на первый взгляд кажется просто придурковатым. Несколько дней назад он сбежал из дома, но на Казанском вокзале был задержан полицией.

С противоположной стороны стола на старом венском стуле сидит молодая, но уже склонная к полноте женщина лет 32-35, мать мальчика.
Обычно, всё своё свободное время между праздничными застольями и просмотром телесериала «Дом-2» она посвящает воспитанию единственного чада.
В данный момент на её лице печать заискивающей благодарности перед майором полиции.

Через открытые двери комнаты, напротив, видна решётка окутанного табачным дымом «обезьянника». Слышатся то шутки и смех, то злые пререкания друг с другом доставленных сюда дебоширов из Министерства образования. Спорщики разделились на два непримиримых лагеря, - тех, кто считает, что программы образования следует менять «часто» и тех, кто предпочёл бы делать это «несколько чаще». Иногда железную дверь камеры открывает дежурный сержант и подручными средствами укрощает спорщиков. Однако проходит несколько минут, и спор возобновляется с ещё большим "творческим" шумом.
Создаётся впечатление, что майор тугоух либо настолько терпим, что не делает никаких замечаний в сторону. К тому же, передавая ребёнка родительнице, он в мягкой, ненавязчивой форме ведёт с нею воспитательную работу.

МАЙОР ПОЛИЦИИ:
Ну что ж, мамаша, сообщить вам рад
родитель сам, и чувств своих не скрою), -
[кивает в сторону мальчишки]
Вчера был на вокзале взят...
Назвался... гм, казанской сиротою!

Парнишка, - что тут спорить, - развитой!
И в рапорте доложено об этом.
[тыльной стороной ладони указывает на протокол, а затем, обращаясь к мальчишке, но, не поворачивая к нему лица, продолжает]
Но как бы вёл себя, скажи, "герой",
Зима будь нынче на дворе, - не лето?..

МАМАША:
Должна тебя, Господь, благодарить,
[майор, полагая, что эти слова относятся к нему, недовольно морщится]
что горше не пришлось испить нам чаши!
Да, да!..
[раздражённо смотрит на сына]
Могло бы всё и хуже быть...
Подумаю, - становится аж страшно!

Никак я не могу понять одно, -
Вот что мерзавцу в доме не хватает?
Единственный, - ему всё отдаём...

МАЙОР ПОЛИЦИИ:
Согласен!.. Да!.. Проблема!.. Не простая!..

МАМАША:
Домашний цифровой кинотеатр
купили;
собираемся - компьютер!
Была б лишь польза от таких затрат, -
Папаша деньги вышлет из Сургута!

МАЙОР ПОЛИЦИИ:
Стороннему не просто здесь судить...
Ваш сын... так скажем, - гипердинамичен!
Природный дар пытайтесь в нём развить,
Тогда, уж точно, - это будет личность!

МАМАША:
И я о том же вам!.. Бывает миг, -
ребёнок мой – очей очарованье,
чудо! Но краток миг, - мрачнеет лик, -
За что ж, Господь, такое наказанье?

МАЙОР ПОЛИЦИИ:
Сказали вы, – не жаль любых затрат!
Прекрасно, путешествуйте с ним больше!
Да хоть на выставку, в кино, театр!
Пусть будет всё естественней и проще...

Да реже б говорить ему: «Не смей!»
Ребёнку интересно всё, что ново, -
Морская даль, полисемия слова.
ЛЮБОЙ МАЛЬЧИШКА - СТРАННИК, ОДИССЕЙ!

и, будто что-то припоминая, продолжает]
...Постой, постой!..
«Сюжет» есть у меня!
Он про такого же мальчишку! В лицах
хотел бы вам его представить я...

[Надеясь увидеть нечто, подобное ежевечерним телесериалам, дама в сладкой истоме закрывает глаза. Замечая это, майор торопится предупредить]

НЕ ЗДЕСЬ, НЕ ЗДЕСЬ!!! ПОД УТРО ПУСТЬ ПРИСНИТСЯ!!!

[Дама прощается. Возносит какие-то странные, неведомые молитвенные знаки в сторону своего визави и, взяв сына за руку, удаляется]


Рецензии