Водопад

Слегка замедлил водопад
Перед своим падением в пропасть.
Как будто, мчавшись наугад,
Узнал нежданную он новость
О том, что дальше нет пути,
О том, что ждёт поток — паденье.
И от незнанья, как идти,
Он вдруг замедлил на мгновенье.

Так он стоял, не знав дороги.
Потоком мчалися тревоги,
И клокотали внутри страсти,
Напасть готовы и напасти.
Бездумно, нагло, оголтело.
До тела не было им дела.
Поток страстей готов упасть.
На то, видать, она и страсть,

Чтоб, высоты покидая,
Лететь с огромной высоты,
Себя с собой, нас увлекая
У окончательной черты…


Рецензии
Это стихотворение — лаконичная и мощная философская притча, где водопад становится идеальной метафорой для рокового, страстного движения жизни (или души) к его неизбежному и осознанному финалу — падению в пропасть. Текст исследует тот миг между инерцией и катастрофой, когда поступательное движение сталкивается со знанием о конце.

1. Основной конфликт: Слепая, стремительная инерция существования («мчавшись наугад») против внезапного, парализующего знания о финале («дальше нет пути»).
Конфликт сосредоточен в точке замедления. Водопад, воплощение неудержимой силы, вдруг получает «новость» о своей судьбе — и на мгновение замирает. Это конфликт между действием и рефлексией, между судьбой и её осознанием. Падение неизбежно, но знание о нём меняет качество самого движения, внося в него паузу неведения («не знал, как идти»).

2. Ключевые образы и их трактовка

«Слегка замедлил водопад / Перед своим падением...»: Сам жест «замедления» — центральный. Это не остановка, а сбой в программе, когнитивный диссонанс стихии. Водопад ведёт себя как живое существо, получившее дурную весть.

«Узнал нежданную он новость / О том, что дальше нет пути...»: Онтологическая метафора. «Новость» — это и есть трагическое знание, экзистенциальное прозрение, которое обрушивается на любое живое существо: путь конечен, впереди — обрыв. Водопад становится символом человека, несущегося по жизни, пока не столкнётся с пониманием собственной смертности.

«Потоком мчалися тревоги, / И клокотали внутри страсти...»: Внутреннее состояние в момент паузы. Замедление внешнего движения обнажает внутреннюю бурю. «Тревоги» и «страсти» — это тот же «поток», но обращённый внутрь. Они «клокочут», готовые к «напасти» — то есть к самому акту падения, который теперь воспринимается как нападение, катастрофа.

«Бездумно, нагло, оголтело. / До тела не было им дела.»: Характеристика страсти. Она иррациональна, агрессивна, всепоглощающая. Ей «нет дела» до «тела» — до физических последствий, до материи, которая разобьётся. Страсть трансцендентна по отношению к своему носителю.

«На то, видать, она и страсть, / Чтоб, высоты покидая, / Лететь с огромной высоты...»: Философский вывод. Сущность страсти (любви, творчества, ярости, любого максималистского порыва) — в её самоуничтожительном полёте. Её цель — не сохранить себя, а именно совершить падение, превратить потенциальную энергию «высоты» в кинетическую энергию неудержимого падения.

«Себя с собой, нас увлекая / У окончательной черты…»: Амбивалентный финал. Падение страсти увлекает за собой и её носителя («себя с собой» — расколотое «я»), и окружающих («нас»). «Окончательная черта» — это и гибель, и предел, за которым, возможно, открывается нечто иное (как водопад, падая, становится иным состоянием воды — пеной, туманом, рекой внизу). Многоточие оставляет финал открытым.

3. Структура и ритм
Стихотворение состоит из двух частей:

Описание события и его причины: Замедление водопада, получение «новости».

Анализ внутреннего состояния и общий вывод: Описание бушующих внутри страстей и определение сущности страсти как стремления к падению.

Ритм в начале плавный, повествовательный, но с внезапными паузами («замедлил»). Во второй части он становится более рваным, нервным, отражая «клокотание» страстей, и вновь выходит на плавную, почти афористичную инерцию в финале-выводе.

4. Связь с литературной традицией

Фёдор Тютчев («Фонтан», «Весенние воды»): Прямой диалог с традицией русской философской поэзии о стихии. У Тютчева фонтан — символ человеческой мысли, рвущейся к небу и обречённой падать. Ложкин развивает эту тему, делая акцент на моменте осознания падения и на внутреннем содержании («страсти») падающего потока.

Модернизм, экзистенциальная лирика: Тема абсурдного, обречённого движения к концу, «окончательной черте». Водопад как метафора человеческого существования, несущегося к смерти.

Романтизм: Одушевление природы, страсть как демоническая, всепоглощающая сила, ведущая к гибели и возвышающая её.

Иосиф Бродский: Интеллектуальная притчевость, взгляд на природное явление как на модель для анализа универсальных законов бытия.

5. Поэтика Ложкина в этом тексте

Метафора как философская модель: Водопад — не просто сравнение, а рабочая модель для анализа динамики страсти, знания и судьбы.

Мотив рокового знания: «Новость» о конце — ключевой момент, роднящий этот текст с другими стихотворениями Ложкина, где герой внезапно осознаёт свою трагическую ситуацию.

Анализ внутренней стихии: Поэта интересует не внешняя картина, а то, что происходит внутри потока в роковую секунду замирания: тревоги, страсти, готовность к падению.

Энергия падения: Как и в других текстах, Ложкин фиксирует энергию не созидания, а разрушительного, но притягательного движения к краю.

Вывод:

«Водопад» — это стихотворение-определение. Ложкин даёт определение не слову, а явлению — страсти. Страсть — это внутренний водопад, который, достигнув края (предела возможностей, разума, терпения), получает знание о своей гибели, на мгновение замирает от ужаса и неведения, а затем всё равно совершает своё главное действие: летит в пропасть, увлекая за собой всё, что с ней связано. Это падение представлено не как трагедия, а как исполнение сущности, «на то она и страсть». В этом тексте поэт соединяет тютчевскую глубину с экзистенциальной точностью, создавая вневременную притчу о цене и природе любого предельного чувства или сверхусилия.

Бри Ли Ант   02.12.2025 22:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.