Телеграмма из детдомовского детства

Стихотворение заняло 1 место на конкурсе
Тематический альманах - Индиговый мотылек 7
http://www.stihi.ru/2010/04/16/9097
На стихи: Тереза Шатилова
http://www.stihi.ru/2010/03/13/3544

А память в эту реку входит дважды… Пластинку детства крутит патефон.
Размок надежды парусник бумажный и тихо утонул, открыв кингстон…
Родителей, увы, не выбирают. Мои в детдоме бросили меня…
Ну почему они не понимают, что в этой жизни не было и дня,
 в котором бы не думал я о маме?  (Отца я своего совсем не знал).
Мечтал я о письме, о телеграмме, а ночью больше плакал и не спал.
Я врал всем, что родители – герои, путевок комсомольских вожаки –
погибли где-то там, на новострое завода возле северной реки…
А интернат – почти что та же «зона», где вместо вертухая – педагог.
Но дети – не преступники закона. За чью вину они «мотают срок»?
Здесь каждый – как затравленный звереныш. Не ты – тебя назавтра загрызут.
У этой жизни – выкидыш?.. Приемыш?.. Здесь редко пряник, но всегда есть кнут.
…Назло судьбе я выжил в интернате. На «зону», слава Богу, не попал.
 Ношу бумаги важно в дипломате, работаю, женился, папой стал.
И верил –  невозможное возможно...   Средь ночи сон пронзил дверной звонок.
Спросонья  дверь открыл я и – о, Боже! Вдруг женщина шагнула на порог…
Узнал я. И она меня узнала.  Казнил ее в душе…  Сейчас – не смог,
когда сквозь слезы вдруг она сказала – Ты жив, сынок… Прости меня, сынок…
… Пусть сильно опоздала телеграмма...из детства...и обид не перечесть –
зато теперь и у меня есть мама. И бабушка у внуков тоже есть.

18.04.2010

P.S. Стихотворение написано от лица ЛГ и не имеет никакого отношения
к моим родителям, которые живы-здоровы и в детдоме меня не бросали.

*Кингстон – задвижка, закрывающая всякое наружное отверстие в подводной части корабля.
*Вертухай – надзиратель в «зоне».

Картинка: http://www.638926.blog.ru/


Рецензии
Приветствую, посетил по приглашению.
Что сказать, писать Вы можете, понятие о стихосложении имеете,
вероятно пишете уже давно. Размер соблюден, рифма имеется,
образность в наличии, у стихотворения есть внятное начало и
логичный конец. Короче, Ваши стихи лучше многих на этом сайте.
Чтобы тут можно улучшить?
Рифма. Рифма часто простовата. Выбирают-понимают, патефон-кингстон,
стал-попал, узнала-сказала. и т.д. иногда похожие рифмы стоят
слишком близко, порог-сынок-звонок-не смог, этого надо избегать.
Что еще?
Общий смысл написанного. Непонятно зачем это написано, история
всем известная, банальная, ничего нового и своего Вы в этот
сюжет не добавили, какой-то свой взгляд на проблему не появился.
Как Вы думаете, читателям интересно было это прочесть?
Что добавить?
У меня есть еще кой-какие замечания по строкам, хотя возможно
это и не замечания и я просто чего-то недопонимаю,
ведь автору всегда видней.

А память в эту реку входит дважды…
--в какую реку? И почему именно дважды, а не трижды допустим?

Пластинку детства крутит патефон.
---Пластинку детства крутит патефон или
---патефон детства крутит пластинку? Детство к чему относится?
---и весь образ это о чем? Если пластинка детства это воспоминания
---о детстве, то что такое патефон который это крутит?

Размок надежды парусник бумажный
и тихо утонул, открыв кингстон…
---а не открыв, намокнув, разве бы не утонул?

Родителей, увы, не выбирают.
Мои в детдоме бросили меня…
--Почему БРОСИЛИ в детдоме? Если вместе привели, почему отца не знает?

Ну почему они не понимают,
---Далее написано что мама пришла, поэтому тут точнее было бы,
---ПОНИМАЛИ, ведь если она пришла значит ПОНИМАЕТ.
---нестыковка с временами.

что в этой жизни не было и дня,
---В ЭТОЙ жизни. Тут точнее было в ТОЙ, ведь речь идет
---о воспоминаниях.

в котором бы не думал я о маме?
(Отца я своего совсем не знал).
---Если отца не знал совсем, то почему бросилИ, а не бросилА?
---И почему отец который ребенка и не видел,(мать-то мальчик
---помнит), должен понимать что ребенок думает о маме каждый день?

Мечтал я о письме, о телеграмме,
а ночью больше плакал и не спал.
---Тут вместо _И_ точней будет _А_.
---Потому что противопоставление идет, больше плакал ЧЕМ спал,
---А этого ЧЕМ и нет в строке.

Я врал всем, что родители – герои,
путевок комсомольских вожаки –
---Как можно быть вожаком путевок?
---Возглавить пачку путевок?

погибли где-то там, на новострое
---"Новострой" настораживает. Разве может быть старострой?
---Любая стройка это новостройка.

завода возле северной реки…
А интернат – почти что та же «зона»,
где вместо вертухая – педагог.
Но дети – не преступники закона.
За чью вину они «мотают срок»?
Здесь каждый – как затравленный звереныш.
---Здесь? Если это воспоминания то логичнее было написать - ТАМ?

Не ты – тебя назавтра загрызут.
У этой жизни – выкидыш?.. Приемыш?..
Здесь редко пряник, но всегда есть кнут.
--Здесь. Может ТАМ?

…Назло судьбе я выжил в интернате.
---Редко кто выживал в советском детдоме? Перебор.

На «зону», слава Богу, не попал.
Ношу бумаги важно в дипломате,
работаю, женился, папой стал.
И верил – невозможное возможно...
Средь ночи сон пронзил дверной звонок.
Спросонья дверь открыл я и – о, Боже!
Вдруг женщина шагнула на порог…
Узнал я. И она меня узнала.
Казнил ее в душе… Сейчас – не смог,
когда сквозь слезы вдруг она сказала
– Ты жив, сынок… Прости меня, сынок…
… Пусть сильно опоздала телеграмма...
из детства...и обид не перечесть –
зато теперь и у меня есть мама.
И бабушка у внуков тоже есть.

Вот такие у меня соображения, надеюсь без обид.
С уважением, Геннадий.

Геннадий Иваныч   21.09.2010 21:33     Заявить о нарушении
Спасибо за столь подробный "разбор". без обид, сам напросился, видел Ваши разборы других авторов. Такой анализ дает больше, чем сотня восторженных замечаний.
По поводу этого стиха - это был конкурсный экспромт на заданную тему.
Не ново, но (в пределах конкурсной темы) считаю удачной находку позитивного финала (пусть и с опозданием, но мама нашлась).
Остальные замечания проанализирую подробно. И обязательно ждите в гости, мне всегда интересно читать, что сам пишет тот, кто так подробно "расчленяет" чужие произведения.
Спасибо!

Пономаренко Владимир   22.09.2010 09:07   Заявить о нарушении
Хочется добавить автору, дети оставленные в возрасте, когда быстро забывают, кто их раньше опекал - меньше всего думают кто их родители, не представляя даже ещё модели семьи (у педагогов хватит такта не затрагивать эту тему). Ребёнок включается во внимание, познать, кто его окружает: воспитатели, няни, сверстники, каков будет обед, ужин, завтрак, затейливость игр.
Желаю Вам успехов!

Любовь Дениченко 2   16.04.2014 09:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.