Метаморфоза твердых форм. Роза
Томится роза,
Свое желанье прячет в аромате.
Душа летит наверх, не хочет прозы.
Рукой задела...
Напрягся весь – и что же дальше будет?
Как роза, жажду я… как стонет тело…
Мой друг мятежный,
Ты, как свеча, пылаешь, где спасенье?
Замки не прочны, их сорвешь небрежно……
Влечет нас в бездну.
Я не страшусь, - в огне прекрасней роза.
Ты - станешь мною, я - в тебе исчезну.
2. Сонетный верлибр с эпиграфом. «Роза».
…………….. Как роза, жажду я … как стонет тело …
…………….. Замки не прочны, их сорвешь небрежно……
…………….. Ты - станешь мною
Томится роза, свет искрИтся в каплях,
Свое желанье прячет в аромате.
Душа летит наверх, не хочет прозы.
Рукой задела... как ты обжигаешь…
Напрягся весь – и что же дальше будет?
Как роза, жажду я… как стонет тело…
Мой друг мятежный, как стучится сердце!
Ты, как свеча, пылаешь, где спасенье?
Замки не прочны, их сорвешь небрежно……
Влечет нас в бездну. Возвращаться поздно.
Я не страшусь, - в огне прекрасней роза.
Ты - станешь мною, я - в тебе исчезну.
Где нежный аромат взрывает страсти волны,
Под бархат черный прячет ночь влюбленных …
3. ЯС. «Роза».
Томится роза………………..
……..свое желанье прячет….
…………..….не хочет прозы.
Рукой задела………………………
………. и что же дальше будет…
……………….. как стонет тело…
Ты, как свеча, пылаешь……
……………. замки не прочны.
….в огне прекрасней роза……
…..………….в тебе исчезну….
4. Хайка (хокку). «Роза»
….Томится роза…………………
……..и что же дальше будет…..
………..в тебе исчезну…………
4-а Хайка (хокку). «Роза» (2 вариант)
….Желанье прячет…………………
……в огне прекрасней роза…..
………..замки не прочны…………
см. дополнение в теме по метке http://www.stihi.ru/2010/04/11/3078
Свидетельство о публикации №110041103764
Достойны воспеваемой в них розы.
Ю.П.
Юрий Лысенко-Раин 12.04.2010 08:08 Заявить о нарушении
Извините, Юра, что вешаю на вас свои проблемы, зайдите на страницу Валдиса, почитайте его ответ мне, возможно, вас тоже увлечет эта техника. Вы - моя надежда и опора в мире форм, без вас никуда.
Алкора 12.04.2010 09:06 Заявить о нарушении
"Алла!
Ваши стихи хороши, но с точки нашей культуры. Я разберу лишь Ваши трехстишия с точки зрения хайку:
томится роза
душа наверх летит
желанье прячет
замки не прочны
в огне прекрасней роза
я не страшусь
Так как в Ваших трехстишиях упоминается «роза», то приведу пять примеров переводных хайку, в которых упоминаются цветы:
1
Зал для заморских гостей
Тушью благоухает…
Белые сливы в цвету.
Бусон, перевод Веры Марковой
2
Аромат хризантем…
В капищах древней Нары
Темные статуи Будд.
Мацуо Басё, перевод Веры Марковой
Цветы в этих примерах не более чем просто цветы. Все предметно и материально. Теперь разберем Ваши трехстишия по строчкам:
1) «томится роза» - выражение не для хайку. Роза – не более чем просто цветок. Цветок может качаться, может цвести и т. д., но не томиться. Авторское олицетворение цветка нужно исключить.
2) «душа наверх летит» - строчка не для хайку. Душа – понятие невещественное, нематериальное. В хайку оперируют лишь тем, что можно осязать, что объективно существует. Поэтому невозможно в хайку увидеть слова: «вечность», «бесконечность», «добро», «душа» и т. д.
3) «желанье прячет» - не для хайку. «Желанье» - невещественное понятие. Оперировать им в хайку нельзя.
4) «замки не прочны» - утверждение. В хайку показывают, а не утверждают. Попробуйте нарисовать эту фразу.
5) «в огне прекрасней роза» - утверждение. Можно нарисовать «розу в огне», но не утверждение «в огне прекрасней роза».
6) «я не страшусь» - субъективное утверждение, делать которые не принято в хайку.
Если захотите научиться писать хайку, то, на мой взгляд, нужно потренироваться рисовать картинки, окружающих Вас предметов, обязательно указывая к примеру, время суток:
Вечер.
Сижу за столом
с чашечкой кофе.
Затем всмотритесь в написанное и почти всегда увидите какие-то связи. Например, сразу бросается в глаза прочтение «вечер сижу». Затем можно увидеть, что темнота вечера может быть похожа на темноту кофе. И может родиться другой вариант, в котором можно «подогнать» цвет кофе к цвету вечера:
Вечер.
Пью из чашечки
разбавленный кофе.
Так Вы начнете чувствовать красоту окружающего Вас реального мира везде и всегда. Понятно, что сейчас Вы можете не обратить внимания на мои слова, но я попытался донести свое понимание предмета хайку.
С уважением,
И.А.Шевченко 13.04.2010 00:11
Алкора 13.04.2010 09:06 Заявить о нарушении
Но как же неблизко (может быть пока).
Меня интересует многомерность, образность, ассоциативность.
На первый взгляд кроме ассоциативности, всё остальное не больно-то присутствует в хойку (как они говорят).
Пока такие ощущения от прочитанного,
СТС, ЮрПет
Юрий Лысенко-Раин 13.04.2010 09:48 Заявить о нарушении
Вечер.
Пью из чашечки
разбавленный кофе.
В башке у меня смятенье и разброд. Может сделать паузу и писать, как могу и как привыкла?
Хотя от красоты сонетного верлибра, из которого эти Хокку мне было так трудно выковыривать, я в восторге! Хотелось бы его освоить!
Алкора 13.04.2010 10:05 Заявить о нарушении
Похоже мы очень похоже мыслим (не первый пример). Хотя чего ещё ждать от двух программистов-математиков, решивших стать поэтами?
СТС, ЮрПет
Юрий Лысенко-Раин 13.04.2010 10:15 Заявить о нарушении