Метаморфоза твердых форм. Роза

1. Ритурнель «Роза».

Томится роза,
Свое желанье прячет в аромате.
Душа летит наверх, не хочет  прозы.

Рукой задела...
Напрягся весь – и что же дальше будет?
Как роза, жажду я… как стонет тело…

Мой друг мятежный,
Ты, как свеча, пылаешь, где спасенье?
Замки не прочны, их сорвешь небрежно……

Влечет нас в бездну.
Я не страшусь, - в огне прекрасней роза.
Ты - станешь мною, я - в тебе исчезну.

2. Сонетный верлибр с эпиграфом. «Роза».
 
…………….. Как роза, жажду я … как стонет тело …
…………….. Замки не прочны, их сорвешь небрежно……
…………….. Ты - станешь мною

Томится  роза, свет искрИтся в каплях, 
Свое желанье прячет в аромате.
Душа летит наверх, не хочет  прозы.

Рукой задела... как ты обжигаешь…
Напрягся весь – и что же дальше будет?
Как роза, жажду я… как стонет тело…

Мой друг мятежный, как стучится сердце! 
Ты, как свеча, пылаешь, где спасенье?
Замки не прочны, их сорвешь небрежно……

Влечет нас в бездну. Возвращаться поздно.
Я не страшусь, - в огне прекрасней роза.
Ты - станешь мною, я - в тебе исчезну.

Где нежный аромат взрывает страсти волны,
Под бархат черный прячет ночь влюбленных …

3. ЯС. «Роза».

Томится роза………………..
……..свое желанье прячет….
…………..….не хочет прозы.

Рукой задела………………………
 ………. и что же дальше будет…
………………..  как стонет тело…

Ты, как свеча, пылаешь……
……………. замки не прочны.
….в огне прекрасней роза……
…..………….в тебе исчезну….

4. Хайка (хокку). «Роза»

….Томится роза…………………
……..и что же дальше будет…..
………..в тебе исчезну…………

4-а  Хайка (хокку). «Роза» (2 вариант)

….Желанье прячет…………………
……в огне прекрасней роза…..
………..замки не прочны…………


см. дополнение в теме по метке   http://www.stihi.ru/2010/04/11/3078


Рецензии
Воистину, сии метаморфозы
Достойны воспеваемой в них розы.
Ю.П.

Юрий Лысенко-Раин   12.04.2010 08:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий! Не все так просто. Отослала метку Метаморфоз Владису Д. на проверку - он вместо "разбора полетов" сослался на вас и на Максима (Филолога), и к себе на страницу в Книгу Часов мои опыты не включил. Значит, что-то не то по форме. Познакомилась я и со страничкой И. Шевченко (все упомянутые авторы в моих избранных, в конце списка), там есть профессиональный разбор хокку (пока не моих), из которых я заключила, что мои ЯС и хокку - еще совсем хокку - не по форме, а исключительно по способу передачи образов. Я и сама вижу, что написала из европейского менталитета, не получается у меня этот восточный подход, где совсем другой подход к поэзии. Словом, мне очень нужны знатоки и критики, - у меня уже глаз замылился на эти Розу и Свечу, с которыми бездарно возилась все выходные, я уже не вижу, как их исправить и в каком направлении. Проще новое написать. Но сначала надо понять, как.
Извините, Юра, что вешаю на вас свои проблемы, зайдите на страницу Валдиса, почитайте его ответ мне, возможно, вас тоже увлечет эта техника. Вы - моя надежда и опора в мире форм, без вас никуда.

Алкора   12.04.2010 09:06   Заявить о нарушении
Получила разборку моих Хокку от специалистов, сделанные, к сожалению, не на моей странице, поэтому считаю нужным привести здесь их копию:

"Алла!
Ваши стихи хороши, но с точки нашей культуры. Я разберу лишь Ваши трехстишия с точки зрения хайку:

томится роза
душа наверх летит
желанье прячет

замки не прочны
в огне прекрасней роза
я не страшусь

Так как в Ваших трехстишиях упоминается «роза», то приведу пять примеров переводных хайку, в которых упоминаются цветы:

1
Зал для заморских гостей
Тушью благоухает…
Белые сливы в цвету.
Бусон, перевод Веры Марковой
2
Аромат хризантем…
В капищах древней Нары
Темные статуи Будд.
Мацуо Басё, перевод Веры Марковой

Цветы в этих примерах не более чем просто цветы. Все предметно и материально. Теперь разберем Ваши трехстишия по строчкам:
1) «томится роза» - выражение не для хайку. Роза – не более чем просто цветок. Цветок может качаться, может цвести и т. д., но не томиться. Авторское олицетворение цветка нужно исключить.
2) «душа наверх летит» - строчка не для хайку. Душа – понятие невещественное, нематериальное. В хайку оперируют лишь тем, что можно осязать, что объективно существует. Поэтому невозможно в хайку увидеть слова: «вечность», «бесконечность», «добро», «душа» и т. д.
3) «желанье прячет» - не для хайку. «Желанье» - невещественное понятие. Оперировать им в хайку нельзя.
4) «замки не прочны» - утверждение. В хайку показывают, а не утверждают. Попробуйте нарисовать эту фразу.
5) «в огне прекрасней роза» - утверждение. Можно нарисовать «розу в огне», но не утверждение «в огне прекрасней роза».
6) «я не страшусь» - субъективное утверждение, делать которые не принято в хайку.

Если захотите научиться писать хайку, то, на мой взгляд, нужно потренироваться рисовать картинки, окружающих Вас предметов, обязательно указывая к примеру, время суток:

Вечер.
Сижу за столом
с чашечкой кофе.

Затем всмотритесь в написанное и почти всегда увидите какие-то связи. Например, сразу бросается в глаза прочтение «вечер сижу». Затем можно увидеть, что темнота вечера может быть похожа на темноту кофе. И может родиться другой вариант, в котором можно «подогнать» цвет кофе к цвету вечера:

Вечер.
Пью из чашечки
разбавленный кофе.

Так Вы начнете чувствовать красоту окружающего Вас реального мира везде и всегда. Понятно, что сейчас Вы можете не обратить внимания на мои слова, но я попытался донести свое понимание предмета хайку.

С уважением,

И.А.Шевченко 13.04.2010 00:11

Алкора   13.04.2010 09:06   Заявить о нарушении
Забавно и познавательно.
Но как же неблизко (может быть пока).
Меня интересует многомерность, образность, ассоциативность.
На первый взгляд кроме ассоциативности, всё остальное не больно-то присутствует в хойку (как они говорят).
Пока такие ощущения от прочитанного,
СТС, ЮрПет

Юрий Лысенко-Раин   13.04.2010 09:48   Заявить о нарушении
И у меня те же мысли. Столько приложить усилий, чтобы отвыкнуть от того, что в нашей культуре кажется мне достижением и преимуществом. И как пик творчества наконец написать:
Вечер.
Пью из чашечки
разбавленный кофе.

В башке у меня смятенье и разброд. Может сделать паузу и писать, как могу и как привыкла?
Хотя от красоты сонетного верлибра, из которого эти Хокку мне было так трудно выковыривать, я в восторге! Хотелось бы его освоить!

Алкора   13.04.2010 10:05   Заявить о нарушении
Браво!
Похоже мы очень похоже мыслим (не первый пример). Хотя чего ещё ждать от двух программистов-математиков, решивших стать поэтами?
СТС, ЮрПет

Юрий Лысенко-Раин   13.04.2010 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.