1. Введение

Введение

С Божьей помощью мы начинаем размышление о Едином Источнике всех Святых Писаний, в полной мере отдавая себе отчет, сколь гран¬диозна и ответственна поставленная задача. Ощущение этой ответственности заставляло в течение долгого времени откладывать начало работы, еще и еще раз взвешивая все «за» и «против», анализируя проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим. Догматические представления, укоренившиеся в умах глубоко религиозного человека, могут оказаться труднопреодолимой преградой на пути со-размышлению. Однако, с каждым днём нарастающая внутренняя потребность в донесении до ищущих душ своих «находок», актуализировала принятие решения. Итак, предлагаем вашему вниманию труд под названием: «Для тех, кто размышляет». [Седанкина Т.Е. Для тех, кто размышляет / Т.Е.Седанкина. - Казань: Изд-во «Отечество», 2010. — 216 с. ISBN- 978-5-9222-0322-7]

Многие из неисчислимых сокровищ, таящихся в Священных Писаниях, еще не раскрыты, не поняты или поняты только частично. Преодолеть трудности понимания возможно не столько путем целенаправлен¬ного рационального изучения, сколько путем прочтения священных текстов сердцем. Ведь речь идет не об изучении какого-либо универси¬тетского курса, а о постижении Слова Господня. Восприятие сердцем поможет «прикоснуться» к Великому Учению Жизни.

Отчетливо осознаю, что данная работа очень далека от полноты и законченности, так как с каждым днём вскрываются всё новые и новые пласты. Вопросов становится всё больше и больше, обнаруживается всё новая и новая информация и это прекрасно, так как простор для работы души, для полёта духа неограничен. Стремление же довести работу до совершенства остаётся всегда, потому едва закончив её малую частью, сразу же берусь за продолжение. Дабы же не привести к затягиванию на неопределённый срок издания уже накопившегося материала, стремление поделиться с читателями своими находками, подтолкнуло меня к публикации этой книги.

Все великие религии мира почитают свои священные тексты, которые содержат сокровенную истину своих конфессий. Священные Писания имеют огромное историческое значение, ибо, воздействуя на умы, сердца и поступки милли¬онов людей, живших ранее, продолжают оказывать благотворное влияние в настоящее время, и есть основания ожидать, что эта тенденция сохранится и в будущем. Слова истины, заключенные в священных писаниях, образуют основу вероучения любой религии.

К сожалению, достаточно немного людей читает Священные Писания своей религии. Еще менее значительная часть знакомится со священными текстами других конфессий. В результате знания, полученные понаслышке, не являются полными, а часто в достаточной степени искажены. Возникающие межконфессиональные споры во многих случаях можно разрешить, апеллируя к текстам священных писаний, но для этого их нужно хорошо знать.

Конечно, Священные Писания – это особая духовная литература, которую не прочитаешь как обычную книгу «от корки до корки». В ходе прочтения возникают вопросы, приводящие к размышлениям. Многие фрагменты написаны в аллегорический форме, потому каждый читающий воспринимает прочитанное по-своему. В связи с этим далеко не всякому хватает терпения, мудрости, да и желания «вкусить сей плод откровения» до конца.

В представленной работе сделана попытка систематизировать фрагменты священных текстов в тематические главы, что, на наш взгляд позволит «искателям истин» не только познакомиться со священными текстами Евангелия и Корана в сжатом виде, но и самостоятельно провести сравнение важнейших идей различных религиозных учений.

Вполне вероятно, что кто-то предпочел бы иной принцип отбора материала, но, как справедливо заметил Эндрю Уилсон: «Пусть эти люди создают свои, иные сборники мировых священных текстов. Современный мир вполне доброжелательно относится к разнообразию подходов» [Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов / под общей редакцией П.С.Гуревича. - Изд-во: Республика, Терра-Книжный клуб, 1995. – 592с.]. На наш взгляд, систематическое распределение текстов по темам придает логическую стройность, лучше помогает сравнивать и сопоставлять большой объем материала.

Ряд текстов, которые могут быть восприняты как некорректные и оскорбительные для других религий, мешающие межконфессиональному взаимопониманию, обычно помещаемые в антологиях по религии, здесь опущены, поскольку предложенная выборка служит содействию гармонии между конфессиями. Считаем, что это не является искажением или сокрытием фактов, так как целью нашей работы видим стремление обнаружить в представленных религиях нечто общее, показать их единую духовную основу. Обратив внимание на общие элементы, опираясь на них, проще воспринять единую основу религий единобожия и подготовиться к взаимному сотрудничеству.

Работы многих ученых были направлены на исследование проблем, связанных с Иудаизмом, Христианством, Исламом и их первоисточниками, однако каждая из них изучалась в отдельности. Научное исследование библейского мировоззрения восходит к античному времени. Этой теме посвятили свои произведения древнеримские философы Порфирий, Цельс и император Юлиан. Основы современной библеистики были заложены выдающимся ученым и философом Барухом Спинозой. На протяжении последующих столетий над данной проблемой работали Ж.Астрюк, А.Кюэнен, К.Г.Граф, Г.Гупфельд, Ю.Велльгаузен, В.М. де Ветте. Одними из основоположников библеистики были также французские философы XVIII века, в особенности П.А.Гольбах. Среди современных библеистов следует особо выделить З.Косидовского, А.Донини, Б.Рассела, Л.Таксиля. Крупных успехов в этой области достигла российская библеистика. Здесь фундаментальные исследования были проведены такими учёными как И.Свенцицкая, А.Ранович, И.Крывелев, И.Шифман.

Научным исследованием Корана занимались Л.Н.Климович, Р.Белл, Г.Бергштрессер, А.Бахтияров, А.Хайрутдинов и другие ученые. Существует несколько работ христианских теологов, посвященных сравнительному анализу Ислама и Христианства. Среди них можно выделить работы Петра Достопочтенного и Иоанна Дамаскина.

Несколько больше работ, посвященных сравнительным аспектам мусульманского и христианского вероучения, были написаны со стороны мусульманских ученых. Некоторые из них в той или иной степени касались этого вопроса. Специфической особенностью их работ являлась критика Библии с позиции Исламского вероучения. Среди них следует особо отметить таких ученых как Аш-Шахрастани и Ибн Хазма. В прошлом столетии этой теме посвятили свои работы Ахмад Дидат, Абдул Ахад Дауд.

Однако многие из этих работ в настоящее время устарели, и ощущается необходимость в новизне подходов к проблеме. Кроме того, многие ученые рассматривали проблемы с точки зрения привычной для них системы ценностей. Так, некоторые европейские и российские учёные подходили к проблемам с позиций атеизма. Произведения же христианских и мусульманских авторов средневековья носили в основном полемический и апологетический характер.

На современном этапе развития общества межконфессиональный диалог приводит все к более возрастающему пониманию того, что религии мира имеют между собой много общего. Единая основа всех религий становится более ясной по мере того, как участвующие в диалоге партнеры преодолевают внешние расхождения в своих учениях. Сегодня призыв к «мировой теологии» поддерживают многие специалисты, в том числе Уилфред Кантвел Смит, Джон Хик и Раймундо Паниккар, Эдуард Самойлов, Сергей Тамаровский, Айдын Ариф оглы Али-заде, А.А.Байматов, Дмитрий Щедровицкий, считающие, что религиозные учения отнюдь не узки и согласуются с различными философскими системами. Кроме того, религиоведы осознают, что религиозные традиции народов мира не развивались изолированно, а разными способами обогащали друг друга во многих важных пунктах. Поэтому рассмотрение религии как обособленной и независимой мы считаем неверным. Необходимо искать новые, более совершенные модели для описания человеческого религиозного опыта. Следуя Джону Хику, можно говорить о наступлении «коперниканской революции» в изучении религии, поскольку многие исследователи ныне признали наличие единой основы всех религий. Разглядеть очертания этой единой основы, а так же заинтересовать читателей в прочтении полных текстов Священных Писаний - и есть конечная цель, ради которой была написана эта книга.


Рецензии
Танюша, хорошую работу ты начала делать!
Дай Бог тебе целеустремлённости и неутомимости.
С уважением и любовью сердца, Татьяна

Романова Татьяна Викторовна   03.05.2010 16:09     Заявить о нарушении
СпасиБо, Танечка! Дай Бог сил физических и психических для работы и отражения атак, так как тема очень щекотливая, и как меня предупреждали до издания книги - жди нападок со стороны представителей всех конфессий и атеистов тоже. Но остановить ничто не в силах того, кто Господом ведом, потому не только опубликовала, но и выставила на всеобщее обозрение. Безмерно счастлива, что здесь, на стихире столько размышляющих, стремящихся приблизиться к Истоку!

Титана Светлая Татьяна Седанкина   03.05.2010 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.