Три причины. Отрывок из книги

Три причины, почему не надо верить фактам, которыми потрясает министр образования.

          Родителям не стоит изучать рейтинги школ, потому что показатели, начиная от количества обучаемых учеников и заканчивая качеством образования, липовые, по крайней мере по трём причинам.

          1. Ни администрация, ни опытные педагоги не обучают молодых учителей навыкам преподавания, зато очень активно контролируют в написании липовых отчётов. Стимулируя процесс кнутом и пряником.

          Пряник: Надбавки +  благоприятные условия работы - классы (не самые сложные), помещение (не предлагают проводить уроки в столовой и в актовом зале, не ставят уроки на разных этажах, каждый  на другом, не ограничивают доступ к наглядным пособиям и необходимым материалам для урока), меньше стихийных проверок (после которые ещё потом надо писать отчёты).

          Кнут: Наказание учителей, ставящих объективные отметки, дополнительной, неоплачиваемой работой. Желательно унизительной. Учителя постоянно отчитывают при коллегах и учениках. Меняя расписание, не предупреждают учителя. Всё, что говорит неугодный учитель, высмеивает  приближённая к администрации группа учителей, выхватывая слова из контекста и извращая смысл, в том числе и при учениках. До учеников всячески доводится мысль, что учитель несерьёзный, не организованный. Его постоянно ставят в положение, что он должен оправдываться.

            Авторитет в школе не по знаниям, не по таланту, а по угодности администрации. Сплочённая административная структура раздаёт авторитет мерными ложками, как витамины, угодным учителям. А неугодных забывают пригласить на различные мероприятия, да мало ли чего можно придумать, чтобы человек перестал чувствовать себя уважаемым членом коллектива, завучам и директорам, у которых есть на это время и силы, потому что они не занимаются своими прямыми обязанностями, т.е. реальным улучшением работы школы.

          2. Рейтинг школы - "священная корова", на 90% зависит не от реальной работы, а правильного написания отчётов и того, с кем из чиновников дружит администрация школы.

          3. Личный рейтинг, который также основывается на показателях успеваемости учеников, посещения курсов (которые не многому учат, но отнимают массу времени, где в основном изучают, насколько учитель отвечает требованиям политической элиты, а не повышается профессионализм учителя), зависит от того, преподаёт ли учитель в старшей школе или только в основной (как будто работа с подростками требует меньше умений, чем работа со старшеклассниками),  и очень зависит от отношения администрации к данному учителю.

          Результат всего этого - людей 17 лет учат на дураков, а потом констатируют: "Народ имеет то правительство, которого заслуживает!"

          Про повышение квалификации хотелось бы подробнее.

          Потрачены огромные средства. Только на курсы по билингвальному обучению более одного миллиона. Без них допуска к  преподаванию не было, а чему там учили? 60 часов было потрачено на разговоры о том, что лучше владеть 2 и 3 языками, чем одним, и может быть (именно в условном наклонении!), лучше и преподавать на 2 и более языках;  про интерактивные методы, которые в классах, где 25 и более учеников, не работают. Я, в отличие, от коллег, их действительно применяла. Детям интересно, но методы, где задействовано общение и выработка общего мнения, сопровождаются шумом, который очень не нравился коллегам в соседних кабинетах, и кроме выговоров от администрации я за это ничего не имела. Да, на открытых уроках дети делают всё тихо, но стоит ли один открытый урок в год такого вложения средств и времени.

          В общем, курсы дают очень мало  по причине:

          1.01. При наличии 50 и более % русскоязычных учителей проводятся только на латышском языке (и понятно, кто на них преподаёт).

          1.02. Проходят на несвежую голову после уроков, и т.к. учителям приходится работать более чем на ставку, им пропущенные уроки придётся потом отрабатывать, а значит, согласовывать расписание и др. сложности. Всё это добавляет отрицательных эмоций на курсах, которые мало чему учат.

          1.03. Однажды, увидев нечто интересное для себя, попросила преподавателя (в общем-то, такого же учителя, как я) сделать распечатку и услышала: " Это моя наработка". Без комментариев.

          1.04. Уровень преподавателей курсов не назовёшь мастерским. Зато их политическая ориентация проглядывается во всём, что они нам вещают.

          1.05. Преподавать стараются по европейским методикам, многие из которых в наших условиях неприменимы. Требуют доброжелательного и сознательного отношения учащихся, поэтому работают только на открытых уроках. Даже когда учителя во время курсов работают по этим методикам, в помещении шум, а когда это происходит во время обычного урока... "Вы не одна в школе" - это то мягкое замечание, которое мне хотелось бы здесь привести.


Рецензии