Эссе

Вступление к эссе на тему:                «Трагический фон рассказа И.А. Бунина «Кавказ»                (Краски и звуки фона рассказа).
Если вы спросите любого человека, хочет ли он быть счастливым, каждый ответит: «Да». Счастья хотят все, но есть те, кто готов на всё ,чтобы достигнуть желаемого. А на что же пришлось пойти героям рассказа Ивана Бунина « Кавказ» ради своего счастья? Да и добились ли они его?                Фон – цветовая и звуковая палитры рассказа настраивают читателей на то, что  хеппи-энда не будет,  а кончится всё, наверняка, трагично. И действительно, произошла трагедия. Трагедия из-за лжи и предательства. Главная героиня предала нелюбимого  мужа ради любви. Она хотела быть счастливой, но пыталась построить своё счастье на обмане. А  это оканчивается чаще всего  печально. Так и случилось. Герои рассказа добились своего, но какой ценой!  Ценой жизни человека, который не смог  жить с запятнанной честью. Неизвестно, как сложилась судьба героев, но, скорее всего, они не остались вместе.                Народная мудрость гласит: «На чужом несчастье, счастья не построишь». В погоне за счастьем, нельзя опускаться до предательства, лжи, лицемерия… Может вы,  и добьётесь своего, как герои рассказа, но  долго ли продлится радость  от  достигнутого? Вряд ли. А вот жалеть о том, что сделали, будете очень долго, возможно, всю жизнь.
               



                Эссе.         
               Трагический фон рассказа И.А. Бунина «Кавказ»               
                Прочитав рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ», я задумалась над одним  из «вечных вопросов» мировой литературы – о  трагическом бытии человека в мире. Что мы понимаем под словом «трагедия»? Трагедия - это неразрешимый конфликт, который сопровождается переживаниями, страданиями и гибелью.                Так как же передаётся в рассказе трагичность всего  происходящего?
Рассказ начинается со свидания главных героев, на котором они принимают решение о совместной поездке на Кавказ и разрабатывают свой «дерзкий» план. Далее встреча на вокзале и благополучный отъезд.                Автор постепенно нагнетает  трагическую  обстановку. Сначала он подробно описывает смену пейзажа за окнами поезда: ровная выжженная степь, канареечные  круги подсолнечников и алые мальвы в палисадниках сменяются  «безграничным простором  нагих равнин с курганами и могильниками», призраками  первых гор на горизонте. Первую часть этого предложения можно отнести к бытовому житейскому уровню.  Далее - переходное состояние. Последняя часть приближается к языку трагедии.  Таким образом, одним предложением Иван Алексеевич Бунин показывает близость повседневности и трагедии.                Так же обратим внимание на описание места пребывания героев. На радостном безмятежном фоне: море цвета фиалки так  мирно лежало, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, удивительные облака великолепно пылали на закате, топазовым светом светили огненные мухи, лягушки звенели стеклянными колокольчиками. Диссонансом звучат тревожные  тёмные тона. Это и  «траурная закутанность»  черкешенок, и  чёрная тьма южной ночи. Некоторые детали вызывают определённые ассоциации,  которые приобретают символическое значение (предвечная белизна гор = муж в белом кителе перед смертью). А вопль,  слышимый  из духана (трактира), был «безнадёжно-счастливым», как и время, которое провели влюблённые  вдали от промозглой Москвы на диком кавказском  побережье.               
Они понимали, что надежды на счастливое  будущее нет «…она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: две-три недели – и опять Москва!».
   Переживания главного героя и его возлюбленной хоть немного  описываются автором, а о  переживаниях мужа героини в рассказе нет ни слова. И как «… в шумной гробовой черноте лесов…разверзались …зелёные бездны и раскалывались допотопные  удары грома», так и в его душе, скорее всего, бушевала страшная  буря, о которой мы можем лишь догадываться.                Конец рассказа похож на краткую выписку из протокола, где изложены только сухие факты « …он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал …, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару…».       Для чего же автор пишет именно так? Я думаю для того, чтобы показать, что муж главной героини - человек малоэмоциональный в отличие  от своей жены («…так внушила я ему, что умру если не увижу моря…» , «… она радостно плакала, глядя на них) или от рассказчика( «…был поражён…» , …я похолодел от страха…»), но мне кажется, что и  он переживал сильнейшую душевную боль.                Часто люди не выставляют эмоции напоказ, но это не значит, что они их не испытывают. Бывает,  на вид человек абсолютно спокоен, а  в душе у него всё кипит. Человек тесно связан с миром, который его окружает, но  природа  более открыта, чем человеческая душа.

   


Рецензии