Лабиринты интеллекта 8

        16. СТРУКТУРА ГАРМОНИЧНОЙ ФОРМЫ

        Исходной причиной зарождения формы является ограничение. Из бесформенного осколка скалы ограничением образуется красота и гармония роденовского мыслителя. Ограничение способствует формированию конкретной формы и через нее определяется ее содержание. Явление ограничения существенно, ограниченная сущность является гармонией. Понятия структуры и содержания не идентичны. Например, ограничение химической структуры позволяет её оформить, создать. Ограничение же духовной структуры, души человека, разрушает сознание.

Форма человеческого сознания изначально содержательна. Химическое содержание - всего лишь оформлено. В этом принципиальное различие. Наука вольна в ответе на вопрос "как это происходит?", но не предназначена давать ответ на вопрос "зачем, в конце концов, все это надо?" Ответом на вопрос  «зачем?» занимается политика, а не наука. Слово «зачем?» - это и есть главный вопрос о смысле жизни. Как говорится, искусство задавать вопросы в том и состоит, чтобы не пришлось самому на них отвечать.

Конечно, ответив на этот вопрос, человеческому обществу было бы легче двигаться вперед наилучшим образом, формируя при этом локальные гармоничные структуры и оптимальные глобальные комплексы. Такой подход не противоречит принципам антихаоса во Вселенной, ни самоорганизации её структур. Поэтому не случайна постановка вопроса наукой о целесообразности материальной жизни, а религией - о её духовном смысле.

Смысл жизни - вопрос всех времен и народов. Сгорят синим пламенем в дымке кадила все компьютеры, как только такой ответ будет найден. Один из возможных вариантов смысла жизни предлагает научная религия («патент на сознание»). Научная религия дает возможность соединять в целесообразные комплексы здравого смысла с точки зрения математики или физики совершенно "несоединимые" понятия и категории.

Например, представляется возможным системно рассматривать структуру и метод, материю и формы её существования, цели и средства, тело и душу, наконец. Такого ещё не было. Но это было всегда, пока существала Вселенная. То есть, «сравнительно вечно». Такое неординарное соединение огня, воздуха и воды даёт возможность употребления более универсального инструмента познания, научно - религиозного. Разумеется, что такой инструмент «груб» для тонкого синтеза, но может быть очень полезен для глобального анализа.

Мир хаотичен и не имеет начала в прстранстве и времени. "Большой взрыв" в науке, как и "сотворение мира" в религии, - это всего лишь гипотеза, которую невозможно проверить. Мешает отсутствие исходных параметров системы и начальных условий. Но если само существование мира построено из условностей, которые нельзя проверить, то его поведение нельзя ни предсказать, ни смоделировать. Поэтому процесс формирования тонкой структуры во Вселенной "закономерен" только в смысле некоторой существенной ограниченности во времени и пространстве, то есть, в точке сингулярности. Без веры тут никак не обойтись. Как говорится в известной песне В.Высоцкого, "удобную религию придумали индусы".   

Итак, способность хаотических структур к «самоупорядочиванию» и самовоспроизводсву (selfreplication) не требует никакого «статистического анализа» для познания «закономерности». В  этом просто нет необходимости, нет и смысла. Разумеется, что статистический или какой-нибудь другой физмат анализ мог бы пригодиться Богу для выполнения задач управления созданной им же сумасбродной галактической системой. А зачем это надо, раз система управляется сама по себе (саморганизующаяся система)? То есть, абсолютно независимо ни от кого. Даже от воли Всевышнего.

Любой богослов возразит этому, пояснив пастве, что об этой божественной способности нельзя сказать, как об имеющей конечную цель. Именно поэтому развитие идет не от цели, но от некого истока (воли божьей) через актуальную проблему современности, порождая веру в лучшее будущее. На том свете, разумеется. А что вам еще нужно? Но начитанные очкарики ему тоже сразу возразят, мол, какой он лукавый, однако.

Конечно, «развитие идет от истока». Откуда же ещё? Только что такое «исток» и где он находится? Откуда идти - от «печки» или от «кровати»? Тем, кто в этом мире не ищет смысла в жизни или просто вышел во Вселенную подышать свежим воздухом, им все равно куда и откуда идти. Нет проблемы, значит нет и цели.
 
Современная наука занимается проблемой познания мира, поэтому имеет конкретную цель. Но с учетом самоорганизации хаоса во Вселенной  цели антихаоса, ученых и теологов совпадают. Самоорганизация объясняется энтропией, как утверждает Нобелевский лауреат Пригожин. Так что цель всегда есть. Во Вселенной это - гармония, в науке - оптимальность, в религии - блаженство.

Тезис гармонии "сформулировал" антихаос. Ученые и богословы его лишь положили на бумагу. В виде научных трудов и библейских проповодей. Научная цель существует как внутренняя причина стремления хаоса к гармонии, описание которой преподносится нам в терминах физики, химии или биологии. Цель божественного познания - гармония души, а не просто "раскаяние в несодеянном".

Без цели нет структуры, нет даже направления, где искать ответ в посках гармонии и смысла жизни. Создаваемый наукой искусственный интеллект упирается в те же проблемы, что и религия при сотворении мира. У нас на глазах в этом смысле рождается новое, "естественное" направление в искусственном интеллекте -"искусственая религия". Ведь вопрос вовсе не в железяках, здесь у науки и технологии проблем нет.

Проблема в том, что человечество до сих пор не сформулировало элементарные научные понятия о сущности тела человека. Не говоря уже о сущности его души. Всё вокруг да около. Наука вроде бы и готова слепить человека по чертежам, но не может составить простейшего «технического задания» на «гуманитарную составляющую». Мешает не столько неверие в возможности религии и науки, сколько отсутствие веры в невозможное. Не хватает драматизма. Без драматизма нет мотивации и стремления к цели.

Существуют различные библейские версии религиозных догматов и постулатов. Есть глобальные научные проекты, доктрины, концепции и методологии. Но есть и простые человеческие чувства, слезы, смех и вообще эмоции. Их то и не хватает для полноты описания парадигмы гармоничной личности "человека совершенного".  Отсутствуют  биофизические и биохимические эквиваленты души.

Счастье - это блаженое состояние души. Нет параметров - нет и состояния счастья. Как можно обрести то, что даже не сформулировано? Все хотят обрести человеческое счастье даже не зная, что это такое. Вот почему так трудно его обрести. Не оттого ли столько несчастных? Науку и религию, тело и душу в принципе можно соединить в единый гармоничный комплекс. Но при многовековой философской болтовне о свойствах души и тела, взяв в руки отвертку, оказалось, что и привинтить - то практически нечего.

Схема управления развитием как в микро, так и в макромире примерно такова: актуальная проблема – мотивация – намерение - стремление - цель - пространство - время - мировоззрение -  измерение – мера - получение и представление результата - коррекция - метрический образ, фрактал - самовоспроизведение фрактала. Этот процесс вплоть до самосоздания наномашинами устойчивой структуры бесконечно повторяется по внутренним причинам энтропии и вселенского закона антихаоса: от внутренней стохастичности хаоса - к внешнему порядку и самоорганизации, от неустойчивости - к равновесию, от неопределенности и неравномерности - к детерминации и структуре, от всеобщего хаоса - к всеобщей гармонии.

С понятием "время" дело обстоит ещё хуже, чем со смыслом жизни. Намного драматичнее и безнадёжнее, чем это казалось светиле относительности Эйнштейну, или, скажем, праотцу идеи относительности - Августину Блаженному. Но об этом следующий раз.


(продолжение следует)


Рецензии