Русалочке - Альберт Тьен

 1
Русалочка! душа твоя ждала,
Боялась и заране трепетала
Того, кого бы полюбить могла,
Того, кому бы подарить мечтала
Забывши о себе всю жизнь свою
Лепеча целый век: «Люблю… люблю!»

Ждала и дождалась себе на горе.
Не видя свет без принца своего
Покинула навек родное море
И, в прошлом не жалея ничего,
Свой хвост, спеша за принцем в замок строгий,
На нежные ты поменяла ноги.

2
Безгласная вошла ты во дворец
Всего лишь друг, а вовсе не невеста
Меж скользких глаз и ледяных сердец,
Меж светских сплетниц не имея места;
Там, где язык всегда ценился злой
Была ты безобидной и немой.

Русалочка! ты знала, коль полюбит
Иную принц, а вовсе не тебя,
То он тебя не ведая погубит,
Но ты не испугалась за себя:
Любовь преград не видит и не знает,
Что жизнь иначе всё располагает.

3
И принц не мысля, что тобой спасён
Другой пленился; ты же всё молчала;
Красноречивый взор не понял он,
В котором обо всём ему сказала.
Русалочка! женился на другой
Твой принц – ты стала пеною морской.

Но, уходя, ты их благословила,
Поскольку, милая, в груди своей
Ты сердце благородное носила
Любить умея проще и сильней,
Чем любят люди опытной душою,
Уродуя любовь скупой мечтою.


Рецензии
Схема рифмовки и смена альтернанса во втором шестистишии - это хорошо.
А вот сама рифмовка - что называется "для ленивых".
Увы, здесь похвалить не за что.
Я не горячий поклонник "хорошей" рифмы, но здесь с "плохими" рифмами явный перебор.
.
лепЕча - что за странное ударение?
.
Но это - не самое худшее.
Хуже всего - кисельное, многословное косноязычие.
.
"Русалочка! душа твоя ждала,
Боялась и заране трепетала
Того, кого бы полюбить могла,
Того, кому бы подарить мечтала
Забывши о себе всю жизнь свою
Лепеча целый век: «Люблю… люблю!»"
Ну, во первых, не совсем ясно, от чьего имени ведется повествование.
Кто такой ЛирРассказчик?
Кто-то, беседующий с русалкой...
Трепетала - того?!
"Того, кому бы подарить мечтала" - странная конструкция.
Не врубаюсь.
подарить - явно о будущем, а мечтала - в прошедшем времени, т.е еще до встречи.
"Забывши о себе всю жизнь свою" - корявая конструкция.
забыть о себе всю жизнь?
Последняя строка - просто каррикатурна.
Как можно понять из этого словоизвержения, Русалка - была вроде как сексуально-матримонально озабоченная телка.
Ну бывает.
А нарисованная картинка - ужоснах.
Желающая перечеркнуть свою личность телка, которая всю совместную жизнь будет липнуть и бубнить.
(а может - и перечеркивать-то нечего?)
И заранее трепещущая от предвкушения. - Видать, гормоны сильно играют...
.
"Ждала и дождалась себе на горе.
Не видя свет без принца своего
Покинула навек родное море
И, в прошлом не жалея ничего,
Свой хвост, спеша за принцем в замок строгий,
На нежные ты поменяла ноги."
Во-первых - коряво все это сказано.
"не видя свет без принца своего"
А что жалеть-то в прошлом было - если оно из дурацких мечтаний состояло?
"строгость" замка, как и "нежность" ног - стебно звучат.
А поменяние на ходу, по дороге в замок...
Увы, опять словоизвержение. И некачественное.
.
Текст не украшает ничего, кроме заезженных штампов
...
Не вижу смысла тщательно комментировать эту поэму.
Ибо не уверен, что автору это надо и он воспримет это с пользой.
Ибо везеде - одно и то же. Многословный неуклюжий кисель.
.
Остановлюсь на концовке
"Любить умея проще и сильней,
Чем любят люди опытной душою,
Уродуя любовь скупой мечтою."
В чем достоинство простоты - аллах ведает.
И - "проще" чего?
Принц другую(или та принца) полюбил "сложно"?!
А душа у принца "опытная" была?
Ну Казанова, видать.
А насчет уродования "скупой мечтою" - совсем не врубаюсь.
Что там изуродовал принц скупостью мечты?!
И что за мечта у него такая была.
Ужоснах!
.
Стих очень длинный.
Чего не очень умелым поэтам откровенно проитивоказано.
А написан он увы, неумело.
Повторю то, что говорил неоднократно.
Научитесь для начала с короткими стихами управляться.
Если стих длиннее 20 строчек - включайте миналку - почти наверняка в нем что-то не так. Или раскиселено, или попытка запихать в один стих три сюжета.
Если в коротком стихе читатель еще может скрипя сердцем стерпеть несколько огрехов, то в длинном стихе, где все это повторяется вновь и вновь...
Еще раз: диагноз - косноязычно и кисельно.
Стих следует сократить в два раза, выкинуть все необязательное.
И конечно же, выстроить и по смыслу и по стилистике.
А рифмовка - это тоже бы подправить, но только после вышесказанного.
Для начала - сделать текст точным и емким.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   05.04.2010 00:12     Заявить о нарушении
Скажу о том с чем не согласен. В незатейлевых рифмах я не вижу беды. Помните классика:

И без того мы голы:
Отныне в рифмы буду брать глаголы.:)

Кстати другой классик, Некрасов, в начале своего творчества старался рифмовать как только можно изысканнее, а по мере взросления стал запросто рифмовать одинаковые части речи. В конце концов рифма нужна для созвучия стихов между собою. И чем она точнее, тем лучше. Это лично моё простое требование к рифме.

Кто такой ЛирРассказчик? - По-моему в данном тексте совершенно не важно кто такой лиррасказчик. Если соблюдать все формальности, то получится не стихо, а документ.

Русалка - была вроде как сексуально-матримонально озабоченная телка - если пользоваться такой терминологией, то Русалка - антитёлка. Будь она тёлкой - ей бы любой сгодился, она бы себе и в море какого-нибудь тюленя нашла. Ан-нет! Любовь, а не озабоченность заставила её выйти из воды на сушу. Представляете какая эволюция за такую короткую жизнь? Какая же она после этого тёлка? Да и с совместной жизнью не заладилось, и не липла она - "всего лишь друг". А бубнить так вовсе было нечем. А по поводу карикатурной строки - она и в самом деле карикатурна, но вспомните Вийона - "И лишь влюблённый не дурак":)) - или дура, ей на ту пору кажется было 15, автору пришлось соответствовать.:))))))
А что жалеть-то в прошлом было - дом родной жалеть в прошлом. Если бы Вам, в силу обстоятельств, пришлось всю оставшуюся жизнь провести в глубинах океанских с акволангом за спиной - жалели бы Вы о суше, о родной хрущёвке?

И о концовке. Не поняли не предыдущий рецензент, не Вы - ладно я накосноязычел, но не до такой же степени. Не о принце ведь речь идёт, а вообще о людях, ЛЮДЯХ. Там даже слово такое есть во мн. ч.- "люди". Перевожу с моего "поэтического" на нормальный - не умеют не фига люди любить, слишком расчётливы, слишком себялюбивы, даже мечтать не фига не умеют, и жертвовать ничем не хотят, разве только тем, что самим не нужно.

Косноязычие - mea culpa, mea maxima culpa

С уважением

Альберт Тьен   05.04.2010 15:07   Заявить о нарушении
По поводу концовки.
В ответе - вы сказали ясно и доступно.
А в стихе - увы, нет.
Давайте забудем про принцев и русалок.
(я кстати так и рецензировал стих - страясь не привлекать того, чего в нем нет - потому и вышла телка).
Так ведь недоумение остается то же самое.
Что за "проще" и чем это лучше "сложнее" итд.
.
По поводу рифмовки.
Я и не говорил, что это первая или вторая беда.
Я вообще-то "демократ" в этом отношении, и редко делаю такие замечания.
.
И видите ли - если бы было за что "прощать", то и здесь на стал бы придираться. Хотя перебор по части "плохих" рифм никак не украшает стих.
.
Ну а по совсем серьезному счету - у Вас есть хоть одно стихо "круто" зарифмованное?
Так, чтобы Вы спокойно могли сказать - "плохо" рифмую не потому, что лучше не могу.
Пушкин имел право так сказать.
А Вы?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   05.04.2010 16:18   Заявить о нарушении
В тексте Русалки слово "проще" никак не является антонимом слову "сложнее". Проще - значит неважно есть ли у принца машина, достойная ли у него зарплата, да и есть ли у него вообще работа. Или, если это чувство прынца к принцессе - хорошее ли у неё приданное, или она совсем сирота. Согласен конечно, что читателю сложно догнать до того что я скрываю под этим одним словом. Чем же я должен помочь читателю? Ничем. Опять нагло оправдаюсь словами классика:

Воображайте, воля ваша:
Я не намерен вам помочь!:))) К счастью для читателей их у меня немного.:))

Ну а по серьёзному - порылся я в своих опусах: много нового для себя открыл.:) Наверное самое круто зарифмованное вот это http://www.stihi.ru/2007/06/17-2512
Правда в нем полно нелюбимых Вами переносов, а одна строка грешным делом совсем без рифмы осталась:)), но зато остальные вроде бы неплохо зарифмовал.

С уважением

Альберт Тьен   05.04.2010 17:24   Заявить о нарушении
Не знаю, какого будет мнение ТБ, но по-моему, приведённое Вами произведение, несмотря на то, что там в довольно приличном количестве присутствуют 4 фонемные рифмы, всё же нельзя назвать "эталоном рифмы". Там и грамматических рифм хватает (есть аж 6 фонемная грамматическая), да и двухфонемные попадаются вперемешку. Богатство рифмы неоднородно уж очень. Да и рифмы все в клаузулах, расширений практически нет. Да и ритмические помарки есть: чего стоит одно только кАкого! Хотя и составных рифм немало - нужно отдать должное. Но стилистика... Впрочем, не буду отклонятся от темы разговора сего.
С уважением,

Иоанн Августов   05.04.2010 18:25   Заявить о нарушении
Я не называл это стихо "эталоном рифмы". Просто блеснул чем мог. А вообще даже и целью не задавался написать стихо с крутыми рифмами. Всё что там есть получилось само собой (в смысле рифмы). Повторю: требования к рифме у меня простые - точность (ударный слог и то что за ним должны по возможности абсолютно совпадать на слух). От грамматических рифм в принципе невозможно отказаться. Кто от них отказывается, тот на хромой кобыле далеко не уедет. Такова природа языка: слова делятся на части речи, слов много - грамматических частей мало. И ничего с этим не поделать.

Не кАкого - а каковО

С уважением

Альберт Тьен   05.04.2010 19:19   Заявить о нарушении
Извините, но вот именно, что согласно ритмике в том месте именно кАкого.

Ну как за тридевять земель -!-!-(!)-!
Тебе, товарищ мой, живётся? -!-!-!-!-
Чем занят? каково поётся? -!-!-(!)-!-
Ты не жалеешь, что отсель -(!)-!-!-!

Касательно же рифмы, конечно, никуда без грамматической не уехать, но даже её можно обогатить дополнительными созвучиями. Но это уже самостоятельная история.
С уважением,

Иоанн Августов   05.04.2010 20:18   Заявить о нарушении
В том месте где Вы ставите ударение должен быть... или не должен быть, а находится (волею судьбы) пиррихий. Обычное дело для ямба или хорея. Избавиться от спондеев можно, избавиться от пиррихиев не удастся никому и никогда.

С уважением

Альберт Тьен   05.04.2010 20:31   Заявить о нарушении
Увы, зарифмовано плохо.
Не выдержана схема рифмовки, полно бедненьких рифм, где-то рифмы нет.
Более-менее богатые рифмы - увы, грамматические.
Честно говоря - глаз остановить почти не на чем.
Я бы отметил благоговейно-эйнштейна.
Если бы не слышал эту рифму у Высоцкого.
:-)))
н еще А. С., М. Ю -семью - вот это оригинально и звучит хорошо. (вопросы об уместности по содержанию оставляю в стороне)
.
Область рифм - моя стихия
И легко пишу стихи я
Без задержки, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром
(Д.Д.Минаев)
.
С уважением
п.с.
А без пиррихиев и спондеев писать можно.
Хотя "трудновато"((с)Ломоносов)
И не всегда необходимо и оправдано.

Тимофей Бондаренко   05.04.2010 21:28   Заявить о нарушении
И всё же пиррихии априори не отличаются от спондеев большей назойливостью, просто со спондеями возникают проблемы в трёхсложных размерах, которыми пользуются значительно реже двусложных, в которых нередко засилье пиррихиев. Писать же без пиррихиев можно (хотя действительно, не обязательно, если они системные - то пожалуйста) - в Цеху есть, к примеру, стих (Эти колёса в огне) без данных ритмических вариаций, с размером чистым, как стекло.
С уважением,

Иоанн Августов   05.04.2010 22:01   Заявить о нарушении
Схема рифмовки не могла быть выдержана, потому что её там вовсе нет - строфы свободные. То что один стих остался холостым я предупредил заранее. Полагал что глаз можно будет остановить на земель(сущ.)-отсель(мест.), нищ(кратк. прил.)-кладбИщ(сущ.), нЕ с кем-веским, поближе(нареч.)-иже(мест.), вот(частица)-перечёт(сущ.), Беатриче-приличий, драмодел(сущ.)-воспел(глаг.), добавлю(глаг.)-травлю(сущ.), гранит(сущ.)-стоит(глаг.), ими(мест.)-дорогими(прил.) Когда-то считалось крутым рифмовать разные части речи. Чем угодить современному пресыщенному вкусу - не знаю.:)) Хотя, если так важно выдержать схему рифмовки, могу предложить вот это http://www.stihi.ru/2007/04/15-2335
или это http://www.stihi.ru/2007/05/06-2407
Сразу скажу что не задавался целью наворочено зарифмовать, но рифмы всяко богаче чем в Русалке, кроме этого по каждой ссылке есть ещё свои фишки.

***
Без спондеев писать можно.
Без пиррихиев писать тоже можно, но не нужно. Это против правил языка. Придётся отказаться от слов в которых больше трёх слогов (если говорить о двусложных размерах; в трёхсложниках пиррихий обычно решаемая проблема). Стоит ли идти на такие жертвы? Опыты двухвековой давности показывают что не стоит.

С уважением

Альберт Тьен   06.04.2010 09:30   Заявить о нарушении
И все же пиррихий пиррихию ведь рознь. И совершенно не обязательно начисто выкидывать их из ямба или хорея. Но вот ставить бессистемный пиррихий в первую строчку - считай запороть фонетику. Или когда на протяжении почти всей строфы на Х по счёту слоге икт, а потом пиррихий (как у Вас) - тоже не комильфо, особенно, если он ещё меняет ударение в слове и появляется нежелательный смысл.
С уважением,

Иоанн Августов   06.04.2010 15:30   Заявить о нарушении
И стихи - это вообще одно сплошное нарушение правил языка. Но, конечно же, чем менее нарочита стихотворная речь - тем лучше, ну,в большинстве случаев.
С уважением

Иоанн Августов   06.04.2010 15:35   Заявить о нарушении
Альберт!
Не думаю и спорить, что это лучше, чем в "русалке"
Но никак и близко не круто.
.
Давайте посмотрим, например, на "мечту"
Вот более-менее объективные показатели рифмовки.
Средняя звучность 2,7 фонемы
оригинальных рифм - 7%
грамматически однородных - 93%
Для сравнения у Д.Минаева 8 - 100% - 33%
(оригиналность проверялась по электронному рифмовнику - только одна из ваших рифм оказалсь "оригинальной" -и то, по недосмотру: "говорило-спешила")
Покрывает Вас Минаев как бык овцу по всем показателям.
С огромным преимуществом. А ведь у него не просто рифмы, а 100% рифмы-каламбуры.
.
Еще для сравнения: победитель стихирного конкурса на НК (и на мой вкус, отнбдь не гений рифмовки) 2,6 -50% -12 %
Про чисто грамматические рифмы (когда рифмуются только грамматические окончания)- и говорить нечего.
У Ваших "соперников" их нет а у Вас - хватает.
Что у Вас в этом стихе более-менее - так это среднее количество фонем на рифму. Но это так, нормально. Но никак не круто.
А если посмотреть, на чем это набрано - на банальных и грамматических рифмах.
Рифменный ряд
Мечта-красота-суета-маета-черта-духота-немота-пустота
У Вас у самого скулы не сводит?
.
И наконец, звучание рифм зависит не только от концевых звуков самих по себе. Изобилие корявостей в тексте ухудшает звучание рифм.
А в мастерски построенном тексте и самая плохая рифма может звучать нормально.
.
А насчет пиррихиев и спондеев - надо чувствовать, слышать, где они уместны, а где нет. Где сильно корежат, а где - вполне терпимы.
.
Надо развивать поэтический слух.
А в первую очередь - избавляться от косноязычия в стихах.
Ведь в прозе Вы можете выражаться ясно и без коряг.
Скорее всего у Вас это - следствие технических проблем и недостаточно упорной работы над стихами.
А технические проблемы - от недостаточно упорной работы - только так можно "накачать" технику.
Если не секрет - какой вариант "мечты" Вы выложили?
Сколько вариантов одной строки приходилось Вам перебирать в поисках того, что нужно?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   06.04.2010 17:29   Заявить о нарушении
Я и не говорил что в Мечте крутые рифмы. Просто сказал что они побогаче чем в Русалке. Меня нисколько не беспокоят лавры Д. Минаева. Пусть трон самого крутого каламбуриста за ним останется навеки. В конце концов поэзия нужна не для того чтобы выражать рифмы, а для того чтобы выражать самого себя. Восемь рифм на -та скулы мне не сводит. Уж такова была задумка: начало-то в каждой строфе одинаковое, ну и рифмы соответственные. Надеялся удивить СЦ,- наивный.:))

Еле отыскал черновик Мечты. Переписывалась она четыре раза, следовательно это четвёртый вариант. Некоторые стихи изначально остались неизменными, некоторые прошли через 3-4 апгрейда.

Ну а слух поэтический развивать конечно надо, с этим абсолютно согласен.

С уважением

Альберт Тьен   07.04.2010 10:32   Заявить о нарушении
Мечта-красота-суета-маета-черта-духота-немота-пустота

Скулы сводит вовсе не от "та" самого по себе, а от того, что все они грамматические исключительно. Конечно, на фиксированную рифму можно списать процентов 10 грамматических, но не столько же! Надо подходить к рифме избирательно.
С уважением,

Иоанн Августов   07.04.2010 14:01   Заявить о нарушении
Да и я лично не пойму, отчего вокруг именно рифмы такие дискуссии. В изначально поданном на разбор стихе проблемы со стилистикой и вообще с изложением ещё хуже, чем с рифмой, на мой взгляд.
С уважением,

Иоанн Августов   07.04.2010 14:05   Заявить о нарушении
Стиль штука сугубо индивидуальная. А за изложение я уже получил.:) Впрочем, если есть что добавить то пожалуйста.

С уважением

Альберт Тьен   07.04.2010 14:44   Заявить о нарушении
Стиль в широком значении никогда не был сугубо индивидуальной штукой. Но я о нём и не говорил, я о стилистике. То есть о тех словах и их сочетаниях, которые Вы использовали, а также о том эффекте, который они в результате и производят. Я (и не только я) про это уже писал в рецензии, говоря, что в стихе много косых словосочетаний и словесных конструкций. Именно это конкретно в Вашем случае нужно устранить в первую главу, потом уже только рифма идёт.
С уважением,

Иоанн Августов   07.04.2010 15:19   Заявить о нарушении
Исправление дело не скорое. Я учту замечания и, может быть, со временем внесу некоторые изменения.

С уважением

Альберт Тьен   08.04.2010 08:33   Заявить о нарушении
4 варианта - это немного
Вот если бы было 24 :-)))
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   09.04.2010 00:36   Заявить о нарушении
Да, можно было бы наработать каллиграфию.:)))

С уажением

Альберт Тьен   09.04.2010 09:41   Заявить о нарушении
А Вы зря смеетесь.
Так нарабатывается не каллиграфия, а привычка работать над стихом. Требовательность и привычка не давать себе спуску. И со временем - техника.
В этой цифре нет ничего из ряда вон выходящего.
Мой личный "рекорд" - 26 вариантов.
А для отдельной строчки - 52 варианта.
Нет, строчка на стала замечательной. Просто она перестала "выбиваться" и портить стих и четко улеглась в канву.
А Толстой отдельные места, говорят, по 90 раз переписывал.
Битлз записывали аж до 100 и более вариантов песни...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   09.04.2010 10:22   Заявить о нарушении
26 говорите? Хотелось бы взглянуть на то что рождалось в таких творческих муках. Ещё интересней увидеть эволюцию многострадальной строчки. Но это конечно вряд ли.

С уважением

Альберт Тьен   09.04.2010 19:45   Заявить о нарушении
"Осень луковая"...
Последнее выложенное стихо - 22 вериант...
А "муки" тут не совсем "творческие". По большей части - "технические".
И муками - я бы это не назвал. Поскольку видишь цель, понимаешь, что делаешь и зачем. Это объемная и тяжелвя работа. Но она приносит удовлетворение, когда видишь, что дело движется, и чего достиг.
Ну как в спорте - никто не называет тренировки "муками".
Никто не навал бы муками строительство Эйфелевой башни итд.
Тяжелый труд - неизбежная составляющая любого серьезного дела.
И любого серьезного обучения.
Самые разные выдающиеся люди, от физика до музыканта, в один голос говорят - 1% таланта и 99% труда.
И еще - дело в привычке.
Когда "набьешь руку" - все идет и быстрее и проще, и психологически не давит - понимаешь: дорогу осилит идущий.
То над чем раньше кумекал на бумаге, начинаешь быстро прокручивать в уме.
.
Львиную долю труда и времени тратишь вовсе не на "творческий полет" а на то, чтобы сказать именно то, что хотел, и наилучшим образом.
А иначе - какой смысл генерировать даже самые хорошие идеи и образы - ежели нет желания как следует воплотить это в строчках.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   10.04.2010 00:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.