па


В новогодней программе заведений Индустрии гостеприимства большое внимание уделяется развлекательной составляющей. Стремясь поразить пресыщенную однотипными номерами публику, организаторы не ограничиваются привлечением артистов и представителей шоу-бизнеса. Все чаще главными звездами торжественных мероприятий и вечеринок становятся бармены-флейрингисты. Во время выступления профессионалы демонстрируют трюки с бутылками, бокалами и шейкерами, устраивают огненные шоу, показывают фокусы. О флейринг-движении и новогодних шоу мы поговорили с Сергеем Грибковым, основателем этого направления в России, дважды рекордсменом Книги рекордов Гиннеса и создателем bar-show.
Посвятив своему увлечению более 15 лет, сегодня бармен-эквилибрист Сергей Грибков успешно гастролирует по миру с собственным шоу, проводит мастер-классы в регионах, организует флейринг-соревнования и учит мастерству молодых барменов. В Bar-show Сергея в процесс приготовления коктейлей «замешаны» музыка, танцы, fire-show, сценические костюмы и, конечно, флейринг.
Получив навыки флейринга, молодой бармен даже без шоу-постановки оказывается востребованным и получает возможность работать на лучших площадках
 Сергей, с какой целью люди начинают заниматься флейрингом?
 СГ: Цели прихода в школу флейринга у всех разные. Один хочет уехать из страны, второй – просто заработать, третий – получить известность, четвертый – стать популярным и интересным для друзей. Есть и другая причина – увлечение флейрингом. Первый вопрос, который я задаю: «Зачем тебе нужен флейринг?». Чаще всего слышу ответ: «Для себя». Но это не цель.
На первой тренировке мой ученик за 10 минут может научиться азам флейринга, открыть в себе задатки, о которых не подозревал. А дальше начинается спорт. Через 3 месяца или полгода он сможет сказать, что владеет флейрингом. Понять, есть ли смысл идти дальше, можно после первой ступени – 16-ти занятий. Потом нужно решать, когда останавливаться. У всех свои пределы. Один мой ученик стал чемпионом России, съездил в Лондон, получил международный опыт – и решил, что достаточно, теперь он может самостоятельно зарабатывать на хлеб. Да, это так, но он остановился в своем развитии, хотя его планка была гораздо выше.
 Многие сравнивают нас с цирковыми артистами. Слово «флейринг» трудно перевести. Вот переведите слово «эстетика»! Это на уровне восприятия, ощущения, подачи. Нигде не прописано, что такое флейринг. К какому рангу отнести: спорт это или шоу? Многие видят лишь оболочку, не вглядываясь в суть. Например, в номере хождения по горлышкам бутылок зрителям нравится, если разобьется бутылка. Мало кто обращает внимание на сложность выполнения номера, акценты в восприятии смещены, нужны зрелищные моменты, а не мастерство. В памяти остается не точность выполнения номера, а лопнувшее при повороте стекло. Так и здесь – люди не понимают значение этого движения. Один ходит по проволоке, второй дышит огнем, третий жонглирует четырьмя бутылками – вот и все бар-шоу.
 Я посвятил этому движению 15 лет и до сих пор продолжаю улавливать его «ветер». Многие люди не могут понять, в чем суть увлечения, которое так захватило их десять лет назад и более. Этим и необычен флейринг – кто-то останавливается на механической стороне, а кто-то открывает все новые стороны, увлекаясь на всю жизнь.
 HM: Какова востребованность барменов, владеющих флейрингом?
 СГ: Получив навыки флейринга, молодой бармен даже без шоу-постановки оказывается востребованным и получает возможность работать на лучших площадках. Чтобы работать на сцене, человек проделывает длинный путь – закончивает училище, институт, и даже после этого нет гарантии, что найдет себе применение. Я выхватываю человека из-за барной стойки и делаю из него артиста! Что это дает? От 7 до 10 тыс. руб. за 10 минут работы. И... возможное безделье в перспективе. Чтобы остаться на плаву, флейринг-бармену необходимо постоянно развиваться! Просто технические навыки без музыкального сопровождения, сценических костюмов, режиссерской постановки дают немного. Профессионал сразу видит недоработки и недочеты: здесь провал в номере, тут «дыра». Неправильный подбор музыки, несоответствие внешнего вида идее – и вот на выходе не шоу, а «дешоу». Ведь элементы флейринга можно освоить даже по видеоурокам. Чтобы идти дальше, нужен учитель. Кстати, в этом проблема регионов – там нет базы, и ребята варятся в своем соку.
 Недавно к нам в школу приехал мальчик из Находки. Там он «задыхался», не имея возможности развиваться. Я смотрю на таких ребят и сразу вижу, есть ли перспективы и какие номера им подходят. К примеру, с нами занимался парень из Владивостока. Очень амбициозный, уверенный в себе. Я спросил его: «Ты с боксом никак не связан?» Оказалось, что тот отдал ему несколько лет. Сразу возникла идея номера на основе фильма «Бой с тенью». Элементы бокса, поединка очень зрелищны и эффектны. Однако ученик не загорелся этой идеей, и ее сложно было воплотить. Важно, чтобы шоу было близко и самому исполнителю. Раньше я насаждал свое видение номера, теперь стараюсь этого не делать. Хотя по прошествии времени многие ребята благодарны мне. Отработка сложного номера, преодоление себя – это своего рода школа жизни. Закалка характера помогает в дальнейшем: большинство ребят хорошо устраиваются, находят себя. Упорство, умение доводить дело до конца и работа на результат ценятся везде.
 Хотя гармония «спектакля» и исполнителя очень важна (удачный номер принес Саше звание чемпиона мира!), постановка шоу – это полдела. «Сырой» номер нужно обкатывать, выступая с ним на людях. Помню, приехали с новой программой на мероприятие, которое вела Илона Броневицкая. После выступления ребят она подошла ко мне и сказала: «Я, конечно, все понимаю. Но есть вопрос: почему именно на мне решили тренироваться? Они же совсем «зеленые»!». Я ответил: «Надо же им начинать с чего-то!». Кстати, тот некогда «зеленый» мальчик работает со мной уже более 5 лет.
 HM: Понятно, что бару выгодно иметь не простого бармена, а «кудесника». Но большинство флейринг-барменов предпочитают свободный полет?
 СГ: Конечно, любой бар заинтересован в профессиональном и умелом сотруднике. Но флейринг-бармену нет смысла быть привязанным к одному месту. Со сменами в баре тяжело совмещать выступления в бар-шоу, тренировки и участие в соревнованиях. Отказываясь от постоянной работы, бармен получает время на собственную «раскрутку», но, с другой стороны, теряет защищенность и стабильность. Это не страшно, если есть имя, чемпионский титул, благодаря которым регулярно поступают приглашения на различные мероприятия. Чтобы оставаться на плаву, нельзя останавливаться на достигнутом, свой уровень необходимо подтверждать. Участие в соревнованиях являются одним из способов напомнить о себе, а также привести себя в хорошую форму, повысить мастерство и сделать шаг вперед.
 HM: Декабрь – пора корпоративов и банкетов… Какие новогодние постановки идут «на ура»?
 СГ: Есть номера, которые из года в год заказываются на новогодние мероприятия. Конечно, это «Санта-Клаус»: бармен в костюме и с мешком подарков работает со «снежками», потом в ход пускает бутылки. Однако вовсе не обязательно ограничиваться этим персонажем.
 Помимо номеров с традиционной новогодней атрибутикой, есть множество способов создать нужную атмосферу. К примеру, для карнавальной ночи подойдет инсценировка «Ангел и черт», в которой работают в паре два бармена: парень и девушка. Красочно смотрится номер с фонарями, когда бармен работает в темноте, а бутылки подсвечиваются. Пользуется популярностью пирамида из бокалов, которая является и элементом праздничного оформления. Помимо выступлений барменов, шоу с танцорами и артистами, гостям очень интересно участие в мастер-классах по приготовлению коктейлей. Все знакомы с «Мохито», «Маргаритой» и «Б-52», но возможность сделать их собственными руками всегда вызывает много эмоций.
 Лучшей же схемой является концепция «коктейльного вечера». В зале выставляется столик с необходимыми фруктами и напитками, и бармен готовит гостям индивидуальные коктейли, подбирая ингредиенты с учетом их предпочтений, настроения и даже внешности.
 Представьте, девушка долго подбирала платье, которое отвечало бы ее вкусу. Но какой коктейль она держит в руке? Скорее всего, один из тех, что у всех на слуху. Например, «Космополитен», который совершенно ей не подходит. Коктейль – это уникальный напиток, он имеет свои особенности, свой «характер». Его подбор для конкретного человека очень интересен, но, разумеется, невозможен на «конвейерном потоке» большого мероприятия. Тем не менее, авторские коктейли особенно подходят для новогодней ночи. Каждый год она разная, почему же нужно пить стандартные напитки вместо того, чтобы придать этому празднику особый, запоминающийся вкус?
 Некоторые организаторы не ограничиваются заказом зрелищного выступления. В таком случае, «полный цикл» состоит из welcome-drink в начале вечера, работы ролл-бара в течение мероприятия и развлекательной программы, включающей мой номер хождения по проволоке.
 HM: В этом году так же много заказов, как и в прошлом?
 С.Г.: Предновогодний месяц по-прежнему год кормит. Однако по сравнению с предыдущими годами, этот сезон скуден на заказы. Обычно декабрь был полностью зарезервирован уже в октябре. В этом году агентства-организаторы тянут время, торгуются, оттягивают принятие решения, чтобы в последний момент спохватиться, понять, что все же им нужно бар-шоу. Русская ментальность дает о себе знать.
 HM: Что можно назвать самым «слабым местом» российских баров?
 С.Г.: Недавно меня вызывали в Северодвинск, небольшой городок Архангельской области. «Чем вы привлекаете своего гостя?», – спросил я на семинаре. В ответ – молчание. Я задал вопрос по-другому: «Хорошо, зачем вы ходите на работу?». «Чтобы заработать денег, чтобы оплатить учебу, чтобы помогать родителям и т.п.». А зачем приходят гости? Чтобы развлечься, отдохнуть, выпить. Соединив эти цели воедино, получаем следующее: вы просто ходите на работу, а гости ходят, но не к вам. Пересечения нет! Я предложил персоналу бара достать записные книжки и показать, сколько гостей приходит к каждому из них, и продемонстрировать их телефоны. Ноль, пусто. А ведь обычно люди возвращаются к «своим» барменам, как ценители музыки ходят на определенных исполнителей. Исполнение коктейля – это отдельный момент, кроме него существует столько возможностей выделить свой бар из подобных! Например, взять и положить чаевые на счет мобильного телефона клиента. Этим вы демонстрируете, что не мелочитесь и не гонитесь за чаевыми, что заботитесь о своих гостях. И, как минимум, ваш гость будет приятно удивлен и расскажет друзьям, что есть бар, в котором кладут деньги на телефон.
 Увы, инициативность и творческий подход у сотрудников встречаются крайне редко, и большинство идей идет «в стол», а не используется на практике.


Рецензии