К Рождественской Мечте

Я не могу уснуть:
Нужна мне ты...
Напротив моего окна
Снежинки в свете фонаря роятся...
Под снегом сладко спят
Так хорошо знакомые деревья и кусты...
Я не могу уснуть,
И сказки мне уже давно не снятся.

Как хорошо, что ты
Нужна, нужна давно,
Особенно сейчас,
Когда снежинки в свете,
Так сладко потому
На них смотреть в окно,
Что каждая душа
Нуждается в привете.

Ты мне сейчас нужна,
Как нужно фонарю
Снежинок голубых
Холодное сиянье,
Как нужен снежный сон
Под окнами кусту,
Как нужно январю
Снегов очарованье.

Рождественской Звезды
На мир пролился свет,
Чтоб верить в явь Мечты,
Где всё - успокоенье,
Где чистые снега
Несут тому ответ,
Кто ищет на земле
Любви и вдохновенья.

Пусть под любым окном
В ночи не спит фонарь,
Но пусть утонут в снах
Кустарник и деревья.
На стёклах голубых
Распустятся, как встарь,
Хрустальные цветы
Январского доверья.

1993 г. - 2010 г.

( Фото автора )


Дополнение:
 эти стихи использованы автором в его
 Маленькой повести о любви " С Новым годом!" от 10.12.15


Рецензии
Анализ Ирины Арисовой, преподавателя русского языка и литературы. Волгоград

Стихотворение состоит из 5 строф по 8 строк в каждой, из которых только
чётные объединены рифмой.
Совмещение верлибра с рифмованными стихами и неравносложные
строки ( от 5 до 11 слогов) приводят к аритмии поэтической речи, но вносят в
мелодику произведения интонационное разнообразие, не нарушая
гармонии текста.

Мечта – хрупкое создание разума и воображения - ключевое слово
стихотворения, несущее наибольшую смысловую нагрузку. Мечта и
действительность всегда противоречат друг другу, но неразрывно связаны
меж собой, поскольку мечта вырастает на почве реальности, что
подтверждается сочетанием конкретных и абстрактных существительных в
тексте.

Основной композиционный приём стихотворения – антитеза,
обозначенная противостоянием первозданного и рукотворного, реального и
эфемерного, предлогом «напротив» и рядом антонимов: сейчас – давно,
спят – не спит, сон – явь.

Словесные повторы (снежинки, давно, деревья, фонарь) придают словам
весомость и значимость. Лексемы «ночь», «фонарь» вызывают ассоциацию
со знаменитым блоковским стихотворением.

В создании художественных образов участвуют выразительные
эпитеты : хрустальные цветы, снежный сон, холодное сиянье. Сравнения
(как нужно фонарю, как нужен снежный сон, как нужно январю) и метафоры
( снежинки роятся..., не спит фонарь, явь Мечты, утонут в снах) обновляют
смысловое значение слов, помогают яснее представить происходящее,
подчёркивают одушевлённость всего сущего.

Анафора в первой строфе ( я не могу уснуть) пробуждает память о
магии заговоров и заклинаний, характеризует не только физическое
состояние, но и внутреннее, подсказывая мысль о том, что у лирического
героя неспящая душа.

Инверсия (снегов очарованье, пролился свет, распустятся цветы)
способствует экспрессивному восприятию текста, усиливает эмоциональную
нагрузку речевых конструкций.

Протяжный, полусонный ритм первой строфы создаётся с помощью
сложносочинённых предложений. Во второй строфе ритм поэтической речи
усложняется. Улетучивается сон, просыпается мысль - выстраиваются
сложноподчинённые предложения. Синтаксический параллелизм
(однородные придаточные предложения в третьей строфе ) сообщает
синтаксическим конструкциям стройность и чёткость.
Начало заключительной строфы в форме императива (пусть под
любым окном в ночи не спит фонарь) выражает желание лирического героя
поделиться светом с другими.

Так созерцание «хорошо знакомых» предметов и явлений
переплавляется в философские размышления о вечных истинах.
Художественное пространство, в начале произведения точечное
(напротив моего окна), состоящее из привычных образов, постепенно
расширяется, вбирая в себя целый мир (на мир пролился свет),
наполняется абстрактными понятиями (любовь, вдохновенье, доверье.
Разновременные глаголы и наречие «давно» свидетельствуют о том , что
лирический герой, пребывая в настоящем, вспоминает прошлое и грезит о
будущем. Его мысль устремляется от земли к небесам, где пылает
Рождественская Звезда - символ духовного восхождения.
Образная структура и система изобразительных средств раскрывают
идею произведения: мечта вызволяет человека из плена повседневности,
просветляет душу. Это стихотворение о той душевной бессоннице, которую
благословлял Б. Л. Пастернак:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.

Кира Костецкая   06.12.2020 11:52     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Ирочка.
Бесподобное исследование...

Кира Костецкая   06.12.2020 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.