Воля к власти I. Ницше - одним файлом

Нигилизм как следствие – Обесцененный мир – Разочарование в цели – Малое и большое – Единственный мир – Снятые чары – Мера наших сил – Совершенный нигилист – Два нигилизма – Великая страсть – Тирания слабых – Способы одурманить себя – Гимнастика и пессимизм – Смысл и удовольствие – Слово сильного – Любопытно, что бы они сказали – Власть истощенных – Да и Нет – Вечное возвращение – Праздник жизни – Неудачные люди – Периоды нигилизма – Несвоевременные поиски – Современное омрачение – Время бедных – Нигилистическая катастрофа – Поврежденный инстинкт и угасшая воля – В ожидании Гулливера – Бег времени – Смеющееся животное – Семнадцатый век против восемнадцыатого – Стиль жизни при социализме – Сильны как черт – Воля на свободе

===============================================

НИГИЛИЗМ КАК СЛЕДСТВИЕ

     Мораль вырабатывает в человеке правдивость, и вот итог: то, что мы познаем, нам безразлично, а то, что мы хотели бы ценить и во что хотели бы верить, представляется ложным.

_________________
     «Diese Einsicht ist eine Folge der grossgezogenen “Wahrhaftigkeit”…» – F. Nietzsche. Der Wille zur Macht. I , 1, 3.


ОБЕСЦЕНЕННЫЙ МИР

     Мир, лишенный высших ценностей, похож на алмазные шахты в Кимберли, которые, по словам Гэри Ральфа, управляющего директора De Beers, выработали весь свой ресурс и должны быть закрыты.
_______________________
     «Jetzt, wo die mesquine Herkunft dieser Werthe klar wird, scheint uns das All damit entwerthet, „sinnlos“ geworden...» – F. Nietzsche. WzM. I, 1,7.
     «Теперь когда выясняется низменный источник этих ценностей, тем самым и вселенная представляется нам обесцененной, „бессмысленной“...» – Ф. Ницше. «Воля к власти».


РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЦЕЛИ

     Сбросив около ста калорий на степпере, я прохаживался между тренажерами и думал о Ницше, о его теории нигилизма, и мне пришло в голову, что утрата цели, о которой он пишет, равносильна тому, как если бы Скотт или Амундсен во время своих знаменитых экспедиций вдруг обнаружили, что они нисколько не приближаются к Южному полюсу, потому что их собаки бегут на месте. Более того – им вдруг открылось бы, что Южного полюса не существует, что Земля повсюду одинакова, и ни одна ее точка не имеет никаких преимуществ перед другой. Они вдруг осознали бы, что в процессе «покорения» пространства достигается лишь один результат – сжигание калорий, что мир никуда не движется, а только сжигает себя. Результатом этого открытия, по мысли Ницше, был бы нигилизм. Порадовавшись такому сравнению, я уселся в кресло для накачивания дельтовидных мышц и установил вес больше обычного.

__________________________
     «Also die Enttaeuschung ueber einen angeblichen Zweck des Werdens als Ursache des Nihilismus...» – F. Nietzsche. WzM. I, 1, 12.
     «...разочарование в кажущейся цели становления как причина нигилизма...» – Ф. Ницше. «Воля к власти».


МАЛОЕ И БОЛЬШОЕ

     Малое получает свою ценность от большого, и наиболее значительным оно чувствует себя, когда думает, что через него действует наибольшее. Человеку нужно что-то большое, чтобы выносить свою малость, и когда оказывается, что ничего «большого» нет, луга его сердце вянут, и на их месте поселяется нигилизм.

____________________
    «Im Grunde hat der Mensch den Glauben an seinen Werth verloren, wenn durch ihn niht ein unendlich werthvolles Ganzes wirkt: d. h. er hat ein solches Ganzes concipirt, um an seinen Werth glauben zu koennen». – F. Nietzsche. WzM. I, 1,12.


ЕДИНСТВЕННЫЙ МИР

     Вера в другие миры – что-то вроде грузчицкой накидки с капюшоном, которая помогает нести на плечах этот мир. Для того, у кого нет такой накидки, мир делается невыносимым.

***

     Нет мира, кроме этого мира: никаких сверхтонких миров, никаких валгалл, никаких райских кущ.
     А теперь неси этот мир.
     Не правда ли: два мира нести было легче?

____________________
     «С этой точки зрения реальность становления признается единственной реальностью и воспрещаются всякого рода окольные пути к скрытым мирам и ложным божествам – но с другой стороны этот мир, отрицать который уже более не хотят, становится невыносимым…» – Ф. Ницше. «Воля к власти». 12.


СНЯТЫЕ ЧАРЫ

     Пираты на «Летучем Голландце» много веков бороздят моря, отыскивая Остров сокровищ. И вот они у цели: выходят на берег, отсчитывают шаги, вонзают лопаты в землю и выкапывают сундук. Но сундук пуст. Где золотые монеты, золотые кубки, алмазные украшения?
     Внезапно они догадываются, что их мечты о драгоценностях – всего лишь мираж, золотой сон, что сама идея «золота» выдумана ими, чтобы легче было переносить морские скитания. Когда они это понимают, чары рассеиваются: они снова на корабле; они больше не призраки. Свистит ветер, шумят волны, капитан сочиняет стихи, матросы поют песню.
     В волнах играют дельфины. И золотистые вымпелы развеваются на верхушках мачт.

_______________________________________________
     «Resultat: Der Glaube an die Vernunft-Kategorien ist die Ursache des Nigilismus, – wir haben den Werth der Welt an Kategorien gemessen, welche sich auf eine rein fingirte Welt beziehen». – «Haben wir diese drei Kategorien entwerthet, so ist der Nachwies ihrer Unanwendbarkeit auf das All kein Grund mehr, das All zu entwerthen». – F. Nietzsche. WzM. I, 1, 12.
     «Результат: вера в категории разума есть причина нигилизма, – мы измеряли ценность мира категориями, которые относятся к чисто вымышленному миру». – «Если нам удастся обесценить эти три категории, то доказанная неприложимость их к целому перестанет быть основанием к тому, чтобы обесценивать это целое». – Ф, Ницше. «Воля к власти». I, 1, 12.


МЕРА НАШИХ СИЛ

     Человек нуждается в иллюзиях цели, единства и объективности. Бог, если бы он существовал, видел бы мир бесцельным, случайным и субъективным. Мерилом сил человека является то, насколько он приблизился к этой точке зрения. Но полностью усвоить ее себе не дано никому.

________________________________________
     «Dass es das Maass der Kraft ist, wie sehr wir uns die Scheinbarkeit, die Nothwendigkeit der Luege eingestehen koennen, ohne zu Grunde zu gehn. Insofern koennte Nihilismus, als Luegnung einer wahrhaften Welt, eines Seins, eine goettliche Denkweise sein». – F. Nietzche. WzM. I, 1, 15.


СОВЕРШЕННЫЙ НИГИЛИСТ

     Твой нигилизм недостаточно совершенен, если ты дорожишь своим детством, сентиментальностью своего детства, его «моральностью», его верой в «злое» и «доброе», его раскаянием и слезами, его радостью обновления, его стремлением к исправлению. Позволь этим воспоминаниям пойти ко дну, словно брошенная монета, выцвести, словно забытые транспаранты, осыпаться, словно ветхая стена. Тогда твой нигилизм сделается полнее; он сделается совершеннее. Но он будет еще недостаточно совершенным, недостаточно полным. Чтобы завершить начатое, ты должен проделать то же самое в отношении культуры: пренебречь всем прошлым человечества так же, как ты пренебрег прошлым своего «я». Тогда ты достигнешь цели: станешь совершенным нигилистом; твой нигилизм будет полным, как високосный год.

__________________________
     «Der vollkommene Nihilist. – Das Auge des Nihilisten idealisirt in’s Haessliche, uebt Untreue gegen seine Erinnerungen –: es laesst sie fallen, sich entblaettern...» – F. Nietzsche. WzM. I, 1, 21.
     «Совершенный нигилист. – Глаз нигилиста идеализирует в сторону безобразия, творит предательство по отношению к собственным воспоминаниям...» – Ф. Ницше. «Воля к власти». I, 1, 21.


ДВА НИГИЛИЗМА

     Люди – это кочевники, которые раскидывают над собой шатры целей. Полотно шатров со временем истлевает, в нем появляются прорехи.
     И бывает так, что новому поколению достаются одни лохмотья. И тогда многие говорят: «Дальше мы не пойдем. Как мы можем куда-то идти, если у нас нет шатров?»
     Сказав это, они ложатся на землю и ждут, когда их высушит солнце или растерзают дикие звери.
     Но некоторые говорят: «Мы сумеем обойтись без шатров. Мы пойдем дальше. И ни солнце, ни звери не причинят нам вреда».
     И те и другие пессимисты; первых можно назвать «усталыми пессимистами» (вроде буддистов), а вторых – «бодрыми» (таких еще предстоит воспитать).

__________________________
     «Nihilismus. Er ist zweideutig: A. Nihilismus als Zeichen der gesteigerten Macht des Geistes: der aktive Nihilismus. B. Nihilismus als Niedergang und Rueckgang der Macht des Geistes: der passive Nihilismus». – F. Nietzsche. WzM. I, 1, 22.


ВЕЛИКАЯ СТРАСТЬ

     Сильные натуры – те, кто способны на великую страсть. Они не задумываются, счастливы они или несчастны, благополучны или неблагополучны. Точно так же они не думают о счастье и благополучии других. Они знают: есть нечто в тысячу раз более важное, чем благополучие, в тысячу раз более прекрасное, чем счастье, в тысячу раз более ценное, чем жизнь.

_________________
     «Das irgend Etwas hundertmal wichtiger ist, als die Frage, ob wir uns wohl oder schleht befinden: Grundinstinkt aller starken Naturen, – und folglich auch, ob sich die Anderen gut oder schleht befinden». – F. Nietzsche. WzM. I, 1, 26.


ТИРАНИЯ СЛАБЫХ

     Слабые люди тиранизируют сильных с помощью техники. Началось это еще в средневековье: пушки и ружья против мечей и щитов. Сегодня на службе у слабых вся мощь индустрии, включая индустрию масс-медиа. Они тиранизируют сильных повсюду. Они внушают сильным, что у человека нет и не может быть других потребностей, кроме тех, которые свойственны слабым. Нет и не может быть других критериев оценки, кроме тех, которыми пользуются слабые. Что ценность чего угодно измеряется числом прослушавших, посмотревших, купивших, проголосовавших. В результате сильные теряют веру в себя и становятся нигилистами.

_________________________
     «...die niedere Species (“Heerde”, “Masse”, “Gesellschaft”) verlernt die Bescheidenheit und bauscht ihre Beduernisse zu kosmischen und metaphysischen Werthen auf. Dadurch wird das ganze Dasein vulgarisirt: insofern naemlich die Masse herrscht, tyrannisirt sie die Ausnahmen, sodass diese den Glauben an sich verlieren und Nihilisten werden». – F. Nietzsche. WzM. I, 2, 27.


СПОСОБЫ ОДУРМАНИТЬ СЕБЯ

     В этой жизни одурманивает все: любое занятие – от сочинения книг до борьбы с наркотиками. Дурман – это все, что вырастает из пустоты. А пустоту можно заполнить только великой страстью. Но где найдешь ты великую страсть? Откуда она придет к тебе – сверху, снизу, справа, слева или одновременно со всех сторон? Великая страсть должна наполнить тебя изнутри. Но если внутри у тебя пустота, то не надейся, что в ней зародится что-то великое. Все, что рождается из пустоты, ничтожно. Но по-другому в этом мире ничто родиться не может. Так что оставь надежду и занимайся своим привычным делом – собирай марки, решай уравнения, изучай тенденции рынка недвижимости, заучивай предвыборную речь, выбирай цветы для девушки, с которой ты собираешься встретиться, крути баранку джипа или фуры, уклоняйся от удара справа, готовясь нанести удар слева, смешивай коктейли в баре, вглядывайся в приборную доску самолета, пиши стихи... Все это не самые плохие способы обмануть себя, избавиться от отвращения к себе – есть способы и похуже.

_________________________
     «Die Arten der Selbstbetaeubung. – Im Innersten: nicht wissen, wohinaus? Leere... die Mystik,.. die Kunst „um ihrer selber willen“, das „reine Erkennen“ als Narkosen des Ekels an sich selber; irgend welche bestaendige Arbeit, irgend ein kleiner dummer Fanatismus...» – F. Nietzsche. WzM. I, 1, 29.


ГИМНАСТИКА И ПЕССИМИЗМ

     У европейца, шагающего по движущейся дорожке тренажера, тот же отрешенный и неподвижный взгляд, каким смотрят буддийские монахи. Но это сходство обманчиво. Отшагав километры для укрепления сердечной мышцы, европеец начинает поднимать тяжести, развивая мышцы рук, ног, живота и спины. В это время он меньше всего похож на буддиста. Массовое искусство изображает буддийских монахов как непревзойденных борцов, мастеров смертельных ударов. Но этот образ выдуман писателями и кинематографистами, как и образы Супермена, Бэтмена и Человека-паука. Гимнастические упражнения изобретены англичанами, и они показывают, как далеко еще европейцам до пессимизма индусов. Современный европейский пессимизм проявляется в опьяняющей суетливости, в поверхностности чувств, мыслей и целей. И задача в том, чтобы придать ему больше значительности, глубины.

_________________________
     «Der europaeische Pessimismus ist noch in seinen Anfaengen… er hat noch nicht jene ungeheure, sehnsuehtoge Starrheit des Blicks, in welchem das Nichts sich spiegelt, wie er sie einmal in Indien hatte...» – F. Nietzsche. WzM. I, 1, 31.
      «Европейский пессимизм еще только при своем начале... в нем еще нет той необычайной, исполненной тоски и стремления неподвижности взора, отражающего Ничто, которые он имел когда-то в Индии...» – Ф. Ницше. «Воля к власти». I, 1, 31.


СМЫСЛ И УДОВОЛЬСТВИЕ

     Смысл и удовольствие так же безразличны друг к другу, как неон и гелий. Остается, конечно, вопрос, насколько уместно сравнивать удовольствие с гелием: не правильнее ли будет сравнить его со фтором, этим желтым газом, в котором воспламеняется любое вещество, в котором горит и сгорает любое утверждение, любой смысл, с этим ядом, без которого не могут обойтись слабые духом, с этой монетой, на которую они разменивают свою жизнь.

____________________
     «Nun ist leicht zu begreifen, dass Vergnuegen und Unlust innerhalb des Geschehens hur den Sinn von Mitteln haben koennen…» – F. Nietzsche. WzM. I, 2, 36.
       «Однако легко понять, что в пределах совершающегося удовольствие и неудовольствие могут иметь лишь смысл средств – не говоря уже о том, что неизвестно еще, можем ли мы вообще усматривать «смысл», «цель» и не остается ли для нас неразрешимым вопрос о «бессмыслии» – и о противоположности ему». – Ф. Ницше. «Воля к власти». I, 2, 36.


СЛОВО СИЛЬНОГО

     Любое слово, сказанное в состоянии слабости, ложно. Любое слово, сказанное в состоянии силы, истинно. Слабый говорит много; его отличает неспособность удержаться от слов; он говорит из одной лишь потребности говорить, и слова его ничего не стоят. Сильный немногословен; он предпочитает молчание и говорит лишь тогда, когда ясно понимает, что этого требует ситуация, что сейчас лучше сказать, чем промолчать; его слова похожи на золотые яйца, и сам он похож на знаменитую сказочную наседку.

__________________________
     «Alles, was in der Schwaehe gethan wird, missraeth». – F. Nietzsche. WzM. I, 45.


ЛЮБОПЫТНО, ЧТО БЫ ОНИ СКАЗАЛИ

     Слову «неврастения» исполнилось сто сорок лет. В медицинский обиход его ввел Джордж Миллер Бёрд в 1869 году. Вскоре это слово стало таким же популярным, как «классовая борьба» и «эмансипация». В конце девятнадцатого века неврастению упоминали так же часто, как в конце двадцатого – спид. Герой-неврастеник стал излюбленным персонажем драматургов и романистов. Ницше объяснил неврастенией историю христианства. Нордау сделал то же самое в отношении искусства. Любопытно, что бы они сказали о нашем веке? Обошлись бы все той же «неврастенией» или придумали что-то еще?

____________________________
     «Ich habe mich gefragt, ob man nicht alle diese obersten Werthe der bisherigen Philosophie, Moral und Religion mit Werthen der Geschaechten, Geisteskranken und Neurastheniker vergleichen kann...» – F. Nietzsche. WzM. I, 47.


ВЛАСТЬ ИСТОЩЕННЫХ

     Не знаю, бывает ли так, чтобы на истощенной почве вырастали ядовитые растения – борщевики, багульники, зайцегубы, кураре, фагрея, стрихниновые деревья. Но среди людей так бывает. Истощенные всегда источают яд, а у некоторых эта способность достигает чудовищных размеров. Они наводят страх на окружающих; их боятся и почитают; им подносят подарки; им подчиняются; их признают за богов. Истощенные, слабые знают только один вид энергии – энергию яда. Но и сильные иногда обманываются и принимают эксцесс слабости за нормальную плодовитость. Страх лишает их способности различать. Где найти человека, который бы временами не утрачивал эту способность, человека, которому был бы неведом страх? Таких людей нет, и потому человечеством правят инвалиды ума и воли, монстры слабости, чудовищные порождения скудости, годзиллы истощенности, гидоры вырождения, орки, гоблины, некромонгеры, полу- и полные мертвецы.

______________________
     1. «Wenn der Erschoepfte mit der Gebaerde der hoehsten Aktivitaet und Energie auftrat (wenn die Entartung einen Excess der geistigen oder nervoesen Entladung bedingte), dann verwechselte man ihm mit dem Reichen...» – F. Nietzsche. WzM. I, 48.
      «Когда истощенный выступал с видом высшей активности и энергии (в моменты, когда вырождение вызывало эксцесс духовного или нервного разряжения), тогда его смешивали с богатым...» – Ф. Ницше. «Воля к власти», 48.
     2. Король Гидора – механическое чудовище, персонаж фильмов о Годзилле.
     3. Некромонгеры – воинственная раса «живых мертвецов» из фильма «Хроники Риддика» (2004).


ДА И НЕТ

     Фридрих Ницше ходит между вещами на базаре мира, словно между рядами нищих, и раздает милостыню. Одним он подает золотую монету, другим кладет на ладонь черную метку. На аверсе монеты большими буквами написано JA, на метке с обеих сторон выцарапано большими буквами NEIN. Вещи благодарят Фридриха Ницше и глотают полученное: одни – золотую монету, другие – черную метку. Первые увеличиваются в размерах и приобретают золотой блеск; вторые съеживаются, делаются незаметными и погибают.

________________________
     «Ich habe das Glueck, nach ganzen Jahrtausenden der Verirrung und Verwirrung den Weg wiedergefunden zu haben, der zu einem Ja und einem Nein fuehrt. Ich lehre das Nein zu Allem, was schwach macht, – was erschoepft. Ich lehre das Ja zu Allem, was staerkt, was Kraft ausspeichert, was das Gefuehl der Kraft rechtfertigt». – F. Nietzsche. WzM. I, 54.
      «Мне посчастливилось, после целых тысячелетий заблуждений и путаницы, снова найти дорогу, ведущую к некоторому да и некоторому нет. Я учу говорить нет всему, что ослабляет, – что истощает. Я учу говорить да всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы». – Ф. Ницше. «Воля к власти». 54.


ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

     Бег по кругу без цели и смысла – это я называю «вечным возвращением». Представьте все человечество на стайерской дистанции в тридцать километров. Мужчины, женщины, старики, дети расталкивают бегущих рядом, падают, поднимаются и бегут дальше, выбиваясь из сил. Они верят в предание, будто тем, кто прибежит в первом миллиарде обещана райская жизнь. И вдруг по стадиону объявляют, что никакой награды не будет, да и сама победа отменяется – дистанция станет потенциально бесконечной, а бег –потенциально вечным. Математики сразу понимают, что их провели; вскоре это осознают и другие. Но сойти с дистанции невозможно. Только представьте себе: пустые трибуны, палящее солнце, пот, заливающий глаза, сердце, готовое выпрыгнуть из груди, и сознание, что тебе предстоит оставаться на этой дистанции до самой смерти, а потом, спустя миллионы и миллионы лет, снова очутиться на беговой дорожке. Вот что я называю «вечным возвращением». Слабых эта картина приведет в ужас; они рухнут замертво и через миллионы лет для них все повторится заново. Но сильный человек посмотрит на эту картину без страха и благословит забег.

___________________________________________
     «Denken wir diesen Gedanken in seiner furchtbarsten Form: das Dasein, so wie es ist, ohne Sinn und Ziel, aber unvermeidlich wiederkehrend, ohne ein Finale in’s Nichts: „die ewige Wiederkehr”». Das ist die extremste Form des Nihilismus: das Nichts (das „Sinnlose”) ewig!». – F. Nietzsche. WzM. I, 55.


ПРАЗДНИК ЖИЗНИ

     Оглянись вокруг: ты увидишь одно – волю к власти. Она повсюду. Трава – это воля к власти. Животное – это воля к власти. Человек – это воля к власти. Все существующее – это воля к власти. Признай в ней коренную особенность жизни, – всякой жизни, включая и твою собственную, – и мир предстанет перед тобой праздничным и невинным. Если ты можешь увидеть в себе самом волю к власти, значит, ты еще не совсем испорчен, значит, тебе доступна радость. Так радуйся и благословляй!

_______________________
     «Jeder Grundcharakterzug, der jedem Geschehen  ausdruekt, muesste, wenn er von einem Individuum als sein Grundcharakterzug empfunden wuerde, dieses Individuum dazu treiben, triumphirend jeden Augenblick des allgemeinen Daseins gutzuheissen». – F. Nietzsche. WzM. I, 55.


НЕУДАЧНЫЕ ЛЮДИ

     По каким признакам можно отличить людей удачных от неудачных? Все, что делают неудачные, расширяет и углубляет их неудачу. Они действуют примерно так, как члены одной иудейской общины, которые перешли в христианство только для того, чтобы пасть как можно ниже. Неудачные постоянно занимаются самоуничижением, говоря точнее, они занимаются самоуничтожением. Некоторые прокалывают свое тело в разных местах и вставляют в отверстия металлические предметы – это называется «вивисекция». Некоторые употребляют наркотики (нюхают, лижут, глотают, колются) и под конец становятся наркоманами – это называется «отравление». Некоторые пьют (все без разбора и в большом количестве) и впадают в горячку – это называется «опьянение». Некоторые читают и пишут романы, читают и пишут стихи, смотрят фильмы, слушают музыку, верят в какого-то бога или сразу во всех богов, верят в пришельцев, хоббитов, гномов, орков, верят в философию, науку, экономику, мораль, прогресс, человечество, живут как бы во сне – это называется «романтика». Некоторые жгут машины, устраивают террористические акты, шествия, забастовки, делают то, что вызывает смертельную вражду сильных и тем самым воспитывают для себя палачей – это называется «воля к разрушению». На самом деле, конечно, в каждом из этих действий можно обнаружить волю к саморазрушению. Во всех этих действиях проявляется «инстинкт неудачи», стремление к «ничто». Такова европейская форма буддизма. Неудачные люди каждым своим поступком говорят жизни «нет». По этим признакам легко отличить удачных от неудачных и увидеть, что неудачные люди повсюду. Их так много, что впору дать нашей эпохи особое имя. И такое имя уже найдено – «нигилизм».

__________________________
     «Symptome dieser Selbstzerstoerung der Schlechtweggekommenen: der Selbstvivisektion, die Vergiftung, Verauschung, Romantik, vor Allem die instinktive Noethigung zu Handlungen, mit denen man die Maechtigen zu Todfeinden macht...» – F. Nietzsche. WzM. I, 55.
      «Вот симптомы этого саморазрушения неудачников: самовивисекция, отравление, опьянение, романтика, – и прежде всего – инстинктивное побуждение к поступкам, вызывающим смертельную вражду со стороны имеющих власть (как бы воспитание себе самому палачей)...» – Ф. Ницше. «Воля к власти». I, 55.


ПЕРИОДЫ НИГИЛИЗМА

     Поначалу господствует мораль сильных, которая учит презирать слабых, – античный мир. Потом главной моральной добродетелью становится сострадание к слабым – христианский мир. В Новое время исчезает вера в любые моральные ценности, наступает эпоха разрушения, нигилизма – современный мир. Нигилизм приходит к осознанию своих истоков и утверждению новых ценностей, что побуждает сильных и слабых к последней схватке – грядущий мир.

_______________________
     «Die Periode der drei grossen Affekte: der Verachtung, des Mittleids, der Zerstoerung». – F. Nietzsche. WzM. I, 56.


НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ ПОИСКИ

     Молодость всегда ищет чему посвятить свою жизнь. И моя молодость искала что-то, что было бы выше ее самой. Но время было неподходящее для таких поисков: высокое не нужно было искать – высокое лежало на всех прилавках и предлагалось по самой дешевой цене. Отряды добровольцев разносили высокое по домам, отдавали его задаром. Случались и крайности: тем, кто не хотел брать даром, высокое вручали насильно. Высокое было обязательным предметом интерьера, вроде телевизора или холодильника. Это была эпоха «инфляции высокого», и молодость не знала, что делать с этим высоким. Она не знала, как защититься, как спрятаться от него. Потому что высокое, которое похоже на холодильник или телевизор, убивает молодость. Моя молодость выжила благодаря тому, что однажды на берегу озера ей встретился отшельник, который рассказал ей историю современного омрачения. А тот, кто знает историю омрачения, может с ним бороться; он может спасти свою молодость. Тот, кто знает причины подступающего одряхления, может ему противостоять.

_______________________
     «Meine Freunde, wir haben es hart gehabt, als wir jung waren: wir haben an der Jugend selber gelitten, wie an einer schweren Krankheit. Das macht die Zeit, in die wir geworfen sind – die Zeit eines grossen inneren Verfalles und Auseinenderfalles, welche mit allen ihren Schwaechen und noch mit ihrer besten Staerke dem Geiste der Jugend entgegenwirkt». – F. Nietzsche. WzM. II, 57.
     Друзья мои, нам туго приходилось, когда мы были молоды – мы страдали от самой молодости, как от тяжелой болезни. В этом виновато время, в которое мы заброшены – время большого внутреннего упадка и распадения, которое всеми своими слабостями и даже лучшей своей силой противоборствует духу молодости». – Ф. Ницше. «Воля к власти». 57.


СОВРЕМЕННОЕ ОМРАЧЕНИЕ

     Похоже, не только к Моцарту, но и к большинству других композиторов, сочинявших позднее, приходил черный человек. Иначе как объяснить черный цвет современной музыки. А как объяснить черный цвет кинематографа (окрасившись в разные цвета он сделался еще чернее), как объяснить черный цвет литературы и всего остального, что составляет культуру? Черный человек сегодня – завсегдатай в каждом доме. Черный человек заказывает музыку. Черный человек заказывает картины, романы, фильмы. Поэтому не стоит бояться последствий столкновения протонов, разогнанных в коллайдере ЦЕРНа, – мы давно уже на пути в бездну, или, как говорят физики, на пути к «черной дыре».

____________________
     «Schwarze Musik: – die eigentliche Musik wohin?» – F. Nietzsche. WzM. I, II, 59.


ВРЕМЯ БЕДНЫХ

     Выжить – это цель бедных. Ценности выживания – бедные ценности. Властвовать – цель богатых. Ценности властвования – это ценности изобилия. Человек познается по тому, что он предпочитает – жить или властвовать. В былые времена тот, кто страшился потерять жизнь, не достигал власти. Но сегодня цель власти видят в том, чтобы гарантировать выживание. Порядок ценностей извратился. Здание культуры перевернулось. Сегодня все ходят вниз головой. Когда-то человеческий мир шумел зелеными кронами и пестрел плодами – это был мир дубов и апельсинов. А сегодня это мир картофеля и моркови.

________________________
     «Unsere Zeit mit ihrem Streben, den zufaelligen Noethen abzuhelfen, vorzubeugen und unangenehemen Moeglichkeiten vorweg zu bekriegen, ist eine Zeit der Armen». – F. Nietzsche. WzM. 61.
     «Наше время, с его стремлением как-нибудь помочь случайным нуждам, предупредить их и вообще своевременно устранить неприятные возможности, есть время бедных». – Ф. Ницше. «Воля к власти». 61.


НИГИЛИСТИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

     Если позволить себе шутку, можно сказать, что первый коллайдер создали индусы. Это произошло две с половиной тысячи лет назад. Руководителем проекта был принц Гаутама, получивший кодовое имя Будда. Результатом эксперимента стало появление черной дыры, которая положила конец индийской культуре. К двадцатому веку дыра достигла Европы и Америки. На смену христианству пришел буддизм. Попытки мусульманских ученых остановить катастрофу закончились безрезультатно, и вся человеческая цивилизация канула в Нирвану.

_________________________
     «Mit dieser buddhistischen Kultur wird die nihilistische Katastrophe ein Ende machen». – F. Nietzsche. WzM. 64.


ПОВРЕЖДЕННЫЙ ИНСТИНКТ И УГАСШАЯ ВОЛЯ

     Тот, кто пытается сегодня сохранить верность традиции, подменяет традицию традиционализмом, естественное – искусственным, непосредственное – опосредованным, произносимое – сказанным, написанное – опубликованным, живое – ожившим, вечеринку старых друзей – возвращением живых мертвецов.

_____________________________
     «Was heute am tiefsten angegriffen ist, das ist der Instinkt und der Wille der Tradition…» – F. Nietzsche. WzM. 65.


В ОЖИДАНИИ ГУЛЛИВЕРА

     Странным образом человечество, претерпевшее в прошлом веке несколько опустошительных войн, стало чрезвычайно чувствительным к мельчайшим страданиям. Феминистки страдают от того, что слово «человек» мужского рода, и страдание это признается настолько важным, что тысячи отзывчивых душ выражают им свое сочувствие, и сотни глубоких умов размышляют над способами устранения этого страдания. Толстяки мучаются от того, что их называют «толстяками», и требуют, чтобы их называли «людьми нестандартной комплекции»; их страдания признаются настолько важными, что в газетах и романах предпочитают избегать слова «толстый». Животных полагается забивать предварительно оглушив. Садовых гномов полагается отпускать на свободу. Эта сверхчувствительность выдает утомление, слабость. Сильные эпохи считали страдание само собой разумеющимся. В Древнем Риме было много толстяков, но никто не думал отменять слово crassus. Красс было фамильным именем в роде Лициниев. И Лев Толстой не пытался изменить свою фамилию, потому что понимал смехотворность страданий, доставляемых тучностью. Он больше мучился вопросом о том, как жить, если знаешь, что смерть не разбирает, худой ты или толстый. Ныне же всеобщее внимание к мелким страданиям свидетельствует об отчаянии, о страхе посмотреть в глаза жизни и смерти. Множеством мелких страданий пытаются загородиться от одного большого. Вот почему наше время – самое мелочное из всех времен. Когда в душе поселяется Ничто, то и самое ничтожное становится чем-то. Такое время неспособно ни на что великое. В такое время не найти Спартаков и Крассов, Толстых и Горациев. Это время кофемолок «Скарлетт» и подгузников «Хаггис». И будет чудом, если среди нас появится какой-нибудь Гулливер.

____________________________________________
     «Die Sensibilitaet unsaeglich reizbarer (– unter moralistischem Aufputz: die Vermehrung des Mitleids–)…» – F. Nietzsche. WzM. 71.
     «Чувствительность несказанно обострена (под моралистическими прикрасами: увеличение сострадания)...». – Ф. Ницше. «Воля к власти». 71.


БЕГ ВРЕМЕНИ

     Время – самый быстрый бегун, но только потому, что кроме него нет других бегунов. Время бежит, но то, что находится в нем, остается на месте. Время – что-то вроде движущейся ленты тренажера, а человечество – раздувшийся от пива толстяк, который пытается сбросить вес при помощи ежедневного бега. Но ему это не удается, потому что на самом деле движется только лента, а толстяк остается на месте. Летоисчисление создает иллюзию движения во времени. Но в нарастании чисел нет никакого прогресса. А для человека бежать – значит прогрессировать. Поэтому человек никуда не бежит, а если и бежит, то скорее по склону горы, прямо в пропасть.

___________________
     «Die Zeit laeuft vorwaerts, – wir moechten glauben, dass auch Alles, was in ihr ist, vorwaerts laeuft…» – F. Nietzsche. WzM. 90.


СМЕЮЩЕЕСЯ ЖИВОТНОЕ

     Ни звезд над головой, ни нравственного закона в сердце –  только пустыни и далекие горы. Смех не возвращается эхом, он – теряется в пустоте.

________________________
     «Um aber diesen extremen Pessimismus zu ertragen,.. „ohne Gott und Moral“ allein zu leben, musste ich mie ein Gegenstueck erfinden. Willeicht weiss ich am besten, warum der Mensch allein lacht: er allein leidet so tief, dass er das Lachen erfinden musste». – F. Nietzsche. WzM. 91.


СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК ПРОТИВ ВОСЕМНАДЦАТОГО

     Веселость против шутовства, разумность против чувствительности,
требовательность против снисходительности, объективность против субъективности, искусственное против естественного, социальное против природного, самоуважение против самоуничижения, неравенство против равенства, мужское против женского, сила против слабости, «Кандид» против «Элоизы», Ферне против Женевы.

________________________
     «Der Kampf gegen 1760 entbrannt: der Genfer Buerger und le seigneur de Ferney». – F. Nietzsche. WzM. 100.


СТИЛЬ ЖИЗНИ ПРИ СОЦИАЛИЗМА

     У жизни при социализме был свой стиль – этого у нее не отнимешь: стиль работников торговли и передовиков производства, стиль профсоюзных деятелей и учителей, стиль шоферов, мастеров по ремонту обуви и танцоров, стиль прозаиков и поэтов, стиль летчиков и подводников, стиль спортсменов, художников, боксеров и метателей диска, стиль безбилетников и контролеров в общественном транспорте, стиль милиционеров, следователей и прокуроров, стиль коммунистов и беспартийных, стиль деревенских и городских, стиль жителей столиц и провинциалов, стиль русских, украинцев, белорусов, татар, чувашей, удмуртов, казахов, евреев, армян, грузин, таджиков, туркмен, азербайджанцев, литовцев, латышей, эстонцев, немцев, поляков, болгар, венгров, чехов, словаков, стиль католиков и православных, стиль адвентистов и атеистов. Жизнь при социализме имела свой стиль, и стиль этот был везде одинаков – в детских садах, школах, училищах и институтах, в НИИ, в колхозах, на фабриках и заводах, в тюрьмах, интернатах, санаториях и домах престарелых. Стиль жизни был везде одинаков. У жизни при социализме был свой стиль, и он выражал стерильность.

______________________
     «…und von was fuer erbaermlichen gequetschten Gefuehlen legt gar ihr Stil Zeugniss ab!» – F. Nietzsche. WzM. 125.

«…трудно найти более забавное зрелище, чем созерцание противоречия между ядовитыми и мрачными физиономиями современных специалистов и безмятежным бараньим счастьем их надежд и пожеланий. А о каких жалких, придавленных чувствах свидетельствует хотя бы один их стиль!» – Ф. Ницше. «Воля к власти». 125.


СИЛЬНЫ КАК ЧЕРТ

     Есть господа вроде Ранке и Ренана, а есть господа вроде Бисмарка и Наполеона; первых –  великое множество, вторых – считанные единицы. Эти последние чувствуют себя туристами, случайно оказавшимися на пути бегущих бизонов: их калечат, затаптывают насмерть. Но те, кто выжил, сильны как черт.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
    «Unzaelig viele Einzelne hoeherer Art gehen ietzt zu Gunde: aber wer davon kommt, ist stark wie der Teufel». – F. Nietzsche. WzM. 131.


ВОЛЯ НА СВОБОДЕ

     Когда не остается ничего, к чему можно было бы привязать свою волю, она скачет серной по вершинам, носится жеребенком по лугам, плещет в реке форелью, парит орлом, шипит змеей, трубит слоном и рычит тигром.

–––––––––––––––––––––––––––
     «Alle Kraft verwendet auf Entwicklung der Willenskraft, eine Kunst, welche uns erlaubt, Masken zu tragen, eine Kunst des Verstehens jenseits der Affekte...» – F. Nietzsche. WzM.


Рецензии