Сохрани эту землю

Кто б ни хотел, проснувшись рано,
Открыть окно в весенний сад…
Забыть про тёплый плен дивана…
Наверно, каждый был бы рад.

Что сделал ты, чтоб на планете,
На той земле, где ты рождён,
Все были счастливы как дети?
Не всё! Я в этом убеждён!

Зачем нам покорять природу?
Она мудрей нас во стократ.
Не плюй туда, где брал ты воду…
Не этому ль учил Сократ?

Мечтаем обживать планеты,
Но стоит выйти за порог -   
Не помним мудрые советы,
Не видим, что у наших ног.

Воюем, лезем на вершины,
Стремимся в Космос, в глуби вод,
Оставив за собой руины,
И, точно сито, небосвод.
               
Плевать на землю не спеши,
Не все плевки дождём смывает.
Земля, как часть нашей души,
Не все обиды забывает.

Всё то, что ветерком колышит,
И то, что на лугу растёт,
Как человек, всё так же дышит,
И точно так же воду пьёт.

Всё жаждет жизни и цветенья –
Травинка, листик, колосок.
Вот слышно в роще птичье пенье,
А в спальне – детский голосок.

К тебе взываю, друг–читатель,
Не истреби! Не загуби!
Что в дар оставил нам Создатель –
Достойно лишь твоей любви.

Чтоб землю сохранить прекрасной,
Хозяином хорошим будь.
Ну, а потом уже и царствуй.
Но, чтоб с умом, не как-нибудь.

Хоть всё меняется на свете,
Нет ничего Земли родней!
Мы за неё с тобой в ответе,
И нашим детям жить на ней.

***

Фото Николая Скокова  г.Москва


Рецензии
Стихотворение Татьяны Гармаш "Сохрани эту землю" представляет собой глубокое поэтическое размышление о взаимодействии человека с природой и ответственностью за состояние нашего общего дома — Земли. Произведение затрагивает широкий спектр вопросов экологии, философии и нравственности, привлекая внимание читателя к проблемам современного мира и заставляя задуматься о последствиях человеческих действий.

Композиция и структура
Поэма состоит из двенадцати строф, каждая из которых содержит четыре строки. Такая четкая форма придает произведению стройность и последовательность изложения мыслей. Строфы связаны единой темой сохранения природы и ответственности человечества за будущее планеты.

Первая строфа вводит читателя в тему произведения, задавая риторический вопрос о желании просыпаться среди красоты природы:

Кто б ни хотел, проснувшись рано,Открыть окно в весенний сад…Забыть про теплый плен дивана...Наверно, каждый был бы рад.

Это создает контраст между желанием наслаждаться красотой природы и реальной ситуацией, когда многие люди пренебрегают заботой о своем доме.

Вторая строфа задаёт ключевой вопрос произведения:

Что сделал ты, чтоб на планете,На той земле, где ты рожден,Все были счастливы как дети?Не все! Я в этом убежден!

Автор обращается непосредственно к читателю, ставя его перед фактом собственной ответственности за состояние планеты.

Далее следуют три строфы, в которых выражены критика и недовольство современным отношением к природе:

Зачем нам покорять природу?Она мудрей нас во стократ.Не плюй туда, где брал ты воду...Не этому ль учил Сократ?

Эти строки напоминают о древних истинах, заложенных в основу человеческого существования, подчёркивая важность уважения к природе и отказа от агрессивного подхода к её освоению.

Следующие две строфы развивают мысль о противоречиях между мечтаниями о новых мирах и пренебрежением собственным домом:

Мечтаем обживать планеты,Но стоит выйти за порог -Не помним мудрые советы,Не видим, что у наших ног.

Здесь автор показывает, насколько поверхностны мечты о колонизации космоса, если мы не способны заботиться о своей родной планете.

Затем идут три строфы, посвящённые последствиям безответственного поведения человека:

Воюем, лезем на вершины,Стремимся в Космос, в глуби вод,Оставив за собой руины,И, точно сито, небосвод.

Эти строки изображают картину разрушений, вызванных человеческими действиями, подчеркивая трагичность ситуации.

Последняя четвертая часть стихотворения снова возвращается к ключевому мотиву произведения — сохранению природы:

Всё то, что ветерком колышет,И то, что на лугу растет,Как человек, всё так же дышит,И точно так же воду пьет.

Эта часть подчёркивает единство всего живого на Земле, включая растения и животных, и призывает осознавать свою связь с окружающим миром.

Завершающая строфа звучит как призыв к каждому человеку:

К тебе взываю, друг-читатель,Не истреби! Не загуби!Что в дар оставил нам Создатель –Достойно лишь твоей любви.

Финальные строки подводят итог всему сказанному ранее, призывая беречь Землю и проявлять любовь и уважение ко всему живому.

Образы и символы
В стихотворении использованы яркие и запоминающиеся образы, создающие атмосферу тревоги и надежды одновременно. Например, образ зеркала ("открыть окно в весенний сад") символизирует желание увидеть красоту природы, но также и разочарование, когда эта красота оказывается утраченной. Образ воды ("не плюй туда, где брал ты воду") служит символом взаимозависимости человека и природы, подчеркивая, что загрязнение окружающей среды негативно сказывается на всех живых существах.

Символику несут и природные объекты, такие как травы, листья и птицы, олицетворяющие жизнь и гармонию, которые нуждаются в защите и внимании со стороны человека.

Лирический герой
Лирический герой стихотворения выступает голосом автора, открыто высказывающим свое мнение и чувства. Герой предстает человеком, глубоко переживающим судьбу природы и обеспокоенным будущим планеты. Его обращение к читателям носит личный характер, вызывая сопереживание и понимание.

Заключение
"Сохрани эту землю" — это не просто стихотворение, а мощное послание современному обществу, призывающее пересмотреть отношение к природе и принять ответственность за сохранность своего дома. Татьяна Гармаш создаёт убедительный аргумент в пользу бережного обращения с Землей, используя красочные образы и глубокие мысли, что делает её работу актуальной и значимой в наше время.

Вячеслав Зуев   10.10.2025 07:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вячеслав! Мне ещё никто таких развёрнутых рецензий не оставлял.
Большое спасибо за понимание и поддержку! С уважением,

Татьяна Гармаш   11.10.2025 05:10   Заявить о нарушении
На Прозе мне запомнился отзыв, сделанный 15 лет назад:

Рецензия на «Сохрани эту землю» (Татьяна Гармаш)

Татьяна, Ваши стихи должны в кабинетах наших министров висеть в красном углу!
И читать они должны их на память, как молитву, три раза в день!
Вот тогда может и изменится их отношение и к земле, и к людям.
А то такое впечатление, что с памятью у них и со зрением дохлый номер!
Они только баксы видят, да и тяга у них только к ним.

Любовь Карпенко 06.06.2010 14:36

Татьяна Гармаш   11.10.2025 05:21   Заявить о нарушении
На это произведение написана 81 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.